18 декабря 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в заседании президиума Межрелигиозного совета России в честь 15-летия образования совета.
Приветствую всех членов Межрелигиозного совета России.
Дорогие собратья — главы и представители традиционных религиозных общин нашей страны!
С радостью приветствую вас на заседании, посвященном 15-летию Межрелигиозного совета России. Совет был образован в 1998 году. Но история добрых взаимоотношений верующих традиционных религий исчисляется в России не годами или десятилетиями, а веками. На протяжении столетий христиане, мусульмане, иудеи и буддисты вместе созидали государственное единство нашей Родины, крепко связанное с ее культурным и этническим многообразием. Оглядываясь на историю Отечества, нельзя не отметить, что вплоть до Октябрьской революции 1917 года российская власть, и особенно династия Романовых, всячески старалась поддержать и укрепить традиционные для страны религии. Так, указом Императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году буддийским ламам разрешалось проповедовать на территории Российской империи свое учение, обучать буддизму местных кочевников. В 1764 году указом императрицы Екатерины Великой был учрежден титул Пандито хамбо ламы, заложивший начало иерархической системы бурятского буддийского духовенства. А в 1788 году та же императрица создала организацию, объединявшую всех мусульман Внутренней России и Сибири — Оренбургское магометанское духовное собрание. Недавно мы отмечали памятную дату — 225-летнюю годовщину этого события. Упомянутые факты говорят, что отличительной чертой великих правителей нашей страны было понимание важности сбережения и развития духовных традиций разных народов.
В современной России исторические основы взаимоотношений религиозных общин, власти и общества бережно сохраняются. Лидеры традиционных религиозных объединений неизменно проявляют готовность к диалогу. Их общение помогает поддерживать дружеские отношения между этническими группами, составляющими российский народ. Национальные отличия и многообразие традиций народов Дальнего Востока и Поволжья, Северного Кавказа и Центрально-Черноземного региона, Севера и Юга России — это не повод к вражде и ненависти, это не основа для разделения, а особое достояние и особые ценности, которые мы обязаны сберечь.
По мысли князя Николая Сергеевича Трубецкого, знаменитого русского мыслителя, «только вполне самобытная национальная культура есть подлинная, и только она отвечает этическим, эстетическим и утилитарным требованиям, которые ставятся всякой культурой. Стремление к общечеловеческой культуре с этой точки зрения оказывается несостоятельным: при пестром многообразии национальных характеров и психологических типов такая «общечеловеческая культура» свелась бы либо к удовлетворению чисто материальных потребностей при полном игнорировании духовных, либо навязала бы всем народам формы жизни, выработанные из национального характера какой-нибудь одной этнографической группы».
Как замечательно все это доказывается нашими сегодняшними проблемами в сфере культуры! Действительно, если культура теряет национальные черты, она начинает обслуживать человеческие инстинкты, человеческую плоть, она теряет духовное измерение. И кризис современной культуры во многом и связан с потерей духовного измерения, которое питается из национальной религиозной традиции.
В каких условиях сегодня нам приходится взаимодействовать? Для многих сообществ, пытающихся активно влиять на нашу страну, к сожалению, характерны идеи обезличивания народов, нравственного релятивизма по отношению к главным принципам человеческого бытия, заложенным Творцом. В современном мире не прекращаются попытки устранить традиционную религиозность из общественной сферы. Одновременно имеют место попытки экстремистских сил использовать чувства верующих в преступных целях, выдать суррогат фундаментализма либо обновленчества за подлинную духовность. Что происходит дальше? Вслед за подменой духовности злоумышленники пытаются подорвать межрелигиозное и межнациональное согласие, осмеять традиции и нравственные основы жизни людей, а затем расколоть общество изнутри. Реализация этой схемы поколебала не одно процветавшее государство на нашей с вами памяти.
Сегодня можно смело утверждать: деятельность традиционных религиозных общин не только в поле их внутреннего бытия, но и в общественной сфере становится важнейшим условием духовной и физической безопасности граждан. Нельзя победить анархию, экстремизм, терроризм, нравственный нигилизм исключительно ограничительными мерами. Это в принципе сделать невозможно. Исторический опыт свидетельствует, что всякие попытки государственными средствами принуждения воздействовать на внутреннюю жизнь человека являются несостоятельными. Мы не должны молчать и бездействовать перед лицом попыток насаждения розни между представителями разных народов и религий. Пример своего взаимодействия традиционные религиозные общины должны показывать всем: эффективное противодействие злу, пытающемуся навязать людям ложные ценности, возможно только через усвоение настоящих ценностей, через подлинную религиозную традицию.
Нельзя не отметить, что за 15 лет Межрелигиозному совету России удалось сделать многое для всех религиозных общин страны. Так, по нашей совместной инициативе были разрешены многие проблемы, вставшие перед религиозными организациями в области законодательства, имущественных отношений, практических нужд. Нашли поддержку на высшем государственном уровне инициативы Межрелигиозного совета по включению теологии в перечень специальностей высшего образования, по становлению и развитию преподавания основ религиозных культур в средней школе. Услышаны многие наши предложения в сферах помощи детям-сиротам и одиноким матерям, противодействия нарушению общественного порядка и оскорблению религиозных чувств, борьбы с наркоманией и подростковой преступностью, инкультурации мигрантов.
Яркой иллюстрацией успешности наших усилий стал новый государственный праздник — День народного единства, напоминающий об окончании Смутного времени на Руси в XVII веке. Этот славный день российской истории по нашей инициативе был возвращен из забвения, и уже более десяти лет 4 ноября для всей страны — это праздник созидания гармоничных отношений между людьми разных национальностей, убеждений, традиций и культур.
Из всего того, что я перечислил, можно сделать вывод, что самые главные решения, принятые в сфере религиозно-государственных отношений, были сформулированы и инициированы Межрелигиозным советом России. Это действительно большой вклад в развитие нашей религиозной и общественной жизни. И я хотел бы всех членов Совета, всех его участников сердечно поблагодарить за это замечательное сотрудничество, которое привело к столь значительным результатам в жизни нашей страны, нашего общества за последние 15 лет.
Всегда приятно рассказывать об успехах и достижениях. Впрочем, сейчас, конечно, важнее напомнить о тех вызовах, которые стоят перед всеми религиями страны и перед каждым верующим. В XXI веке под угрозой оказалась модель сосуществования этнорелигиозных систем, выстраданная нашими предками. Одной из мишеней экстремистской деятельности становятся религиозные лидеры, проповедующие традиционные ценности. Прошу минутой молчания помянуть всех наших братьев, ставших жертвами такой деятельности.
Считаю, что общество вместе с властью должно встать на защиту духовных наставников, чье слово проверено жизнью. Пролитие крови религиозных лидеров должно осознаваться обществом как особо тяжкое преступление, потому что религиозные лидеры не являются участниками конфликтов и все то, что они делают, направлено на примирение людей, в том числе принадлежащих к различным религиозным группам и разделяющих разные убеждения.
С глубокой болью большинство нашего общества встречает известия об осквернении храмов, часовен, мечетей, синагог, буддийских хурээ, о сожжении некоторых культовых зданий, о кощунствах в местах особого поклонения верующих, о попрании сакральных символов — религиозных и светских, — которые дороги сердцу не только верующих людей, но и, как я убежден, практически всех граждан страны. Этими провокациями делаются попытки разжечь вражду между представителями разных религий, этносов и убеждений, разрушить устоявшиеся принципы диалога и сотрудничества. В таких условиях мы, лидеры традиционных религий, должны явить всем пример взаимной поддержки в трудных ситуациях и совместного противостояния подобным злодеяниям.
Особо важна в этом контексте роль средств массовой информации. Телевидение, пресса, радио и интернет не должны быть пособниками террористов или кощунствующих хулиганов, рупором опасной псевдодуховности. Необходимо жесткое противодействие всем, кто становится проводником розни и ненависти в информационном пространстве.
Одновременно религиозные лидеры должны совместно выступать, в том числе через СМИ, со словом мира, заботиться о справедливом и цивилизованном смягчении, а там, где возможно, — и преодолении социальных, межнациональных, политических и даже идейных разногласий. Мы знаем, что существуют настойчивые попытки вывернуть наизнанку роль религии в истории и в современной жизни, представить эту роль исключительно негативно. Такая трактовка религии опасна, ибо способна привести к краху всей системы человеческих отношений. Ведь вместе с религиозностью отвергается понимание брака как союза любви между мужчиной и женщиной, подвергается эрозии нравственная чистота детства, торжествуют разрушительные пороки. На этом фоне острой, насущной является необходимость воспитания молодежи в подлинных культурных и религиозных традициях своего народа. Важно сделать все, чтобы молодые люди, которые и есть будущее нашей страны, получали качественное образование на территории России в духовных учебных заведениях, хранящих отечественные традиции. Эти традиции богаты многовековым опытом. Они достойны того, чтобы быть важным фактором в российском религиозном образовании, в религиозно-общественном и информационном поле страны.
И начинать путь воспитания в русле этих традиций нужно с квалифицированного преподавания в школах основ религиозных культур страны — православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма, а также со школьного преподавания истории, прививая детям и подросткам умение хранить верность своим корням, помнить и осмыслять прошлое, учиться у старших поколений.
В свое время академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал замечательные слова: «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия — и академик ставит религию на первое место! — наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». Эти слова не потеряли актуальности и в наши дни. Изучение религиозных основ и традиций неотъемлемо от понятия «культурный человек».
Важно отметить и необходимость работы представителей традиционных религий с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений. Какое Отечество будет защищать офицер или солдат, если он не имеет понятия о вековой культуре и духовности своей страны? Как мы сможем говорить о перевоспитании заключенных и исправлении оступившихся, если не станем противодействовать модным сегодня тенденциям к материальному успеху любой ценой и удовлетворению своих желаний любыми средствами? Ведь именно эта философия жизни и лежит в основе все возрастающей преступности, потому что преступника закон остановить не может, но только нравственное чувство, когда совесть останавливает его руку. А воспитание совести — как раз и есть то дело, которым мы занимаемся. Только твердая воля ко благу не для себя лишь, но и для ближнего, для страны, только утверждение понятий чести и долга поможет нам создать духовно и материально крепкое общество.
Мы должны помнить: каждый гражданин ответственен за будущее страны. И традиционные религии нашей Отчизны всегда помогали и готовы помогать жителям разных регионов, детям разных народов внести достойный вклад в созидание общего дома — великой России. Благодарю вас за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси