В докладе на епархиальном собрании Московской епархии Святейший Патриарх Кирилл подробно прокомментировал высказывания о сращении Церкви и государства:
В последнее время все чаще и чаще из определенных агрессивно настроенных кругов – тех, кто категорически не заинтересован в христианизации и духовном просвещении нашего народа, раздаются лживые обвинения в адрес Церкви о якобы происходящем ее сращивании с государственной властью. Говоря на эту тему, я уже неоднократно имел возможность показать нашим недоброжелателям, что эти утверждения – лишь пустой миф, не имеющий ничего общего с современными условиями бытия Русской Православной Церкви.
Для того чтобы в этом убедиться, советую всем сомневающимся взять на себя труд и заглянуть в главный закон страны, где черным по белому написано о светском характере нашего государства, а также ознакомиться с положениями Основ социальной концепции Церкви, в которых обозначены принципы взаимоотношений Церкви и светской власти.
Важно понимать, что Церковь и государство – совершенно разные установления: Церковь не собирается усваивать себе государственных функций, поскольку ее задача – не поддерживать законность и внешний порядок, чем, собственно говоря, и занимаются институты светской власти, а насыщать души людей, заботиться об их духовно-нравственном состоянии, утверждать евангельские ценности в жизни общества.
Более того, Церковь не стремится к обретению статуса государственной. Горький опыт прошлого столетия показал, что любая привязка к государственной машине чревата тем, что со сменой политического строя Церковь будет неизменно отождествляться в сознании людей с прежним курсом и режимом. Но Церковь находится вне политики, она выше политических страстей и разделений. Церковь свидетельствует о «Царстве Духа», объединяет людей на основании евангельских ценностей и идеалов, соединяет людей во Христе.
Повторяю: распространение мифа о сращивании Церкви и государства является ничем иным, как одним из способов борьбы с Православием. И в распространении этого мифа заинтересованы те, кого раздражает сам факт присутствия Церкви в публичном пространстве, раздражает ее возрастающее влияние на формирование у наших соотечественников определенных ценностных приоритетов – приоритетов, которые не согласуются с навязываемым ныне обществу потребительским образом жизни.
Вместе с тем, несмотря на светский характер государства, на его религиозно-мировоззренческий нейтралитет, Церковь призвана свидетельствовать ему «на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности»[1].
Отвлекаясь немного в сторону, хотел бы сказать, что в этом вопросе Церкви пока удается отстаивать интересы верующих. В частности, в ходе консультаций с московскими властями городские чиновники высшего звена неоднократно заявляли, что при внедрении новых электронных идентификаторов личности будет сохранен принцип добровольности. Несмотря на это многие граждане в своих письмах сообщают о фактах принуждения принятия новых электронных документов со стороны чиновников. Подобные сообщения вызывают беспокойство и служат дополнительным поводом для продолжения диалога представителей Церкви и государства.
Члены Церкви, являясь одновременно членами общества и гражданами государства, призваны в своей повседневной жизни, при исполнении своих гражданских обязанностей руководствоваться христианской совестью и евангельскими принципами вне зависимости от имеющегося социального статуса. Это касается как рядовых граждан, так и тех, кто занимает ответственные должности.
[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. – стр.62.