26 сентября 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял группу выдающихся российских спортсменов. Предваряя беседу с гостями, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам встречи со вступительным словом.
Хотел бы выразить глубокое удовлетворение тем, что сейчас происходит. Я давно хотел встретиться с представителями нашего спортивного сообщества; знаю, что соответствующие импульсы были и со стороны спортсменов. Хорошо, что наша встреча проходит после Олимпиады в Лондоне, и мы можем немного и на эту тему поговорить.
Но, конечно, главная тема, которая меня беспокоит и волнует, — это духовное состояние нашего общества, наших людей, особенно молодежи. Существуют замечательные примеры подлинно благородного поведения, проявления любви к Отечеству, силы, мужества. Но одновременно мы встречаемся, к сожалению, и с таким образом мысли и образом действий, с которым невозможно связывать никакие жизненные успехи, и такого рода образ мыслей, образ действий становится все более и более распространенным среди молодежи.
Церковь, в первую очередь, занимается человеческими душами. Но душа человека существует не автономно от его тела. Замечательная пословица: «в здоровом теле — здоровый дух». Ее можно читать и в одну сторону, и в другую: «в здоровом теле — здоровый дух» или «здоровый дух — здоровое тело», потому что это взаимосвязанные понятия, взаимосвязанные ценности, и я хотел бы это проиллюстрировать на следующем примере. Спортсмены, как, может быть, никто другой сегодня, понимают, что такое подвиг, потому что всякая спортивная победа — это подвиг. Подвиг слагается из очень многих факторов и всегда имеет внутреннее, духовное измерение. Не может подняться в атаку солдат и пойти навстречу огню, защищая Родину, без высочайшей внутренней мотивации. Не может слабый человек быть спортсменом, который выигрывает соревнования и показывает величайшие результаты. Подвиг всегда связан с состоянием духа. И здесь мы приходим к простому заключению: слабый человек неспособен на подвиг. Когда я говорю «слабый», я имею в виду не физически слабого человека — физически слабые люди способны на подвиг, и еще на какой, если силен дух!
Так что же происходит в душе спортсмена, когда он идет к своей цели, когда он действительно совершает подвиг? Со стороны наблюдая за тем, что вы делаете, видя ваши достижения, можно сказать, что за всем этим, за прекрасными победами — огромная работа, связанная, в том числе, с самоограничением, с самодисциплиной, если хотите, с некоей аскезой. Мы в Церкви называем это аскетикой: когда человек ограничивает самого себя, когда он ограничивает свои желания, когда он подчиняет их совершенно конкретным целям и задачам. Если человек во имя спасения души ограничивает свои потребности, то это, несомненно, подвиг. Но ведь то же самое делает спортсмен! То, что позволительно простому человеку, не позволительно спортсмену. Потеряешь форму — не сумеешь показать результаты, которые характеризуются как замечательные достижения и приносят победу на крупных соревнованиях.
И мне хотелось бы, в том числе, услышать от вас, есть ли у вас какой-то внутренний, духовный опыт вашей спортивной работы, ваших спортивных трудов? Что вы переживаете? Или это чисто физическое дело? Вот я и хотел бы от темы подвига, самоограничения перейти к тому духовному опыту, который приобретают спортсмены, и просил бы вас немного поговорить со мной на эту тему.
Источник: Париархия.ru