4 ноября 2013 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые владыки, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас приветствую с великим праздником в честь Казанской иконы Божией Матери.
Этот праздник был установлен в честь освобождения вначале Китай-города, затем Кремля, а потом Москвы и всей России от иноземных захватчиков. Этот праздник был установлен в честь чуда, которое Божия Матерь явила над ополчением Минина и Пожарского. По всем человеческим расчетам, по любому человеческому рассуждению невозможно было устоять раздробленной стране, которая была разорвана внутренними противоречиями, конфликтами, междоусобицами, которая погрузилась в пучину преступности, разбоя, которая была готова с легкостью отдать саму себя на милость иностранным победителям и здесь, в Кремле, посадить на царский престол иноземного королевича. И наши герои, которые жизнь свою положили в далеком 1612 году за освобождение Руси, — все они воспринимали случившееся как милость Божию, как чудо Богоматери. Наверное, именно тогда в русском обществе стала укрепляться уверенность в том, что страна наша пребывает под Покровом Божией Матери.
Действительно, победа, одержанная в 1612 году, которую мы сегодня вспоминаем и, благодарение Богу, в честь которой установлен государственный праздник Российской Федерации, — эта победа осознавалась многими именно как явление Божией силы предстательством Царицы Небесной. Уверенность в том, что страна наша пребывает под Покровом Богоматери, возрастала с каждым последующим поколением людей, но особенно укреплялась в годины страшных испытаний.
Так было и в 1812 году, ровно через 200 лет после окончания Смутного времени, когда могущественный Наполеон, покоривший бОльшую часть Европы, поставил задачей уничтожить Россию. Когда более 500 000 его ратников вступили на территорию тогдашней России, многим казалось, что этой силе невозможно ничего противопоставить. Первые месяцы войны как бы доказывали это. Две русские армии — одна под руководством Барклая де Толли, другая под руководством Багратиона — отступали, и ропот был в войсках. Отступив до города Смоленска, армии соединились. Казалось, вот здесь-то и совершится самое главное, враг будет остановлен, но объединенная армия была разбита, и войска отступили к Москве. Тогда Смоленский образ Божией Матери был привезен в армию Кутузова. Перед этим образом коленопреклоненно молилась наша армия накануне Бородинского сражения, призывая в помощь Богоматерь, и Божия Матерь вновь пролила Свое материнское благоволение над землей Русской. Пусть враг и не был остановлен, но он был духовно сломлен, морально подавлен, и даже взятие Москвы эту внутреннюю подавленность, сознание поражения не излечило. Мы знаем, что с Бородинского поля началось освобождение страны нашей в 1812 году.
Затем страшное испытание — Вторая мировая, Великая Отечественная война. Казалось, по всем законам страна наша должна была быть разрушена. Во много раз превосходивший нас по силам противник буквально за несколько недель достиг столицы нашего Отечества. Но здесь, как мы знаем, не только проявился талант наших полководцев, мужество наших воинов, но и вся страна стала на молитву, призывая в помощь Божию Матерь пред Ее Казанской иконой, перед которой совершилось чудо избавления в 1612 году. Вопреки всем расчетам грозного противника, вопреки всяким человеческим представлениям о соотношении сил, наша армия чудом Божиим и великим мужеством своим отбросила противника от стен Москвы. Знаем, что непрестанно в церквах и по домам возносилась молитва к Пречистой Богоматери об избавлении земли нашей, и верим, что вновь по Ее предстательству Господь разрушил лукавые замыслы противника, и страна наша сохранила свою независимость.
Не только с временами военными, с грозными годами сечи, но и и с мирными временами нередко связываются судьбоносные моменты в жизни нашего Отечества. Конец XX века мог бы обернуться кровопролитной битвой, новой гражданской войной в страшном 1993 году. Тогда по просьбе Священноначалия из Третьяковской галереи была изнесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, и в Елоховском соборе, и вокруг него коленопреклоненно тысячи и тысячи людей просили Божию Матерь не допустить гражданского конфликта и гражданской войны. И молитва была услышана. Хотя пролилась кровь, но это была малая кровь по сравнению с той, которая могла пролиться на всей огромной территории России, погубив окончательно нашу страну.
И в последующие, такие же судьбоносные времена мы все молились Божией Матери о спасении России, — когда видели ее унижение, когда видели, как разоряются и разрушаются ее богатства, как беднеет народ, как теряет силу власть. Когда казалось, что еще немного и России не станет в мирное время, мы молились Пресвятой Царице Небесной и в храмах, и монастырях, и в личной молитве. Верим, что и в это грозное лихолетье конца XX века Царица Небесная вновь была с нашим народом.
Мы под Ее Покровом, и Она будет простирать над нашей страной, над всей исторической Русью этот Покров до тех пор, пока мы сами от него не откажемся. Если же разрушим свою веру, если скажем, что Божественная сила ничего для нас не значит, если скажем, что мы в эту силу не верим, что мы только на себя надеемся, — вот в тот момент Покров будет отнят. Сохрани Бог от того, чтобы это когда-нибудь произошло, потому что непредсказуемой окажется судьба России.
И сегодня, в этот замечательный день, мы молились Божией Матери о том, чтобы Она никогда Свой Покров не отнимала от нашего Отечества, чтобы Она снисходила к нашим грехам, к помрачению нашего ума, к нашим неумным и часто злым словам; чтобы Своей материнской любовью Она ограждала нас от врагов видимых и невидимых, внешних и внутренних, сохраняя народ наш, всю историческую Русь в единстве, сохраняя веру православную в сердцах наших людей.
Сегодня, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, в День народного единства, в Манеже открывается выставка «Православная Русь», организуемая нашей Церковью совместно с городом Москвой в течение уже многих лет. Каждый раз мы привозим на эту выставку святыни, потому что, знакомясь с теми или иными сторонами нашей народной жизни, люди испытывают также потребность в молитве. Помещая святыню в центр выставки, мы наполняем ее не только интеллектуальным и эмоциональным, но и, в первую очередь, духовным содержанием.
В этот раз из города Костромы привезен сей чудотворный образ Божией Матери Феодоровской. В этом году мы празднуем 400-летие династии Романовых. Именно этим образом — это не копия, это подлинник — был благословлен на царствие первый царь из династии Романовых Михаил Феодорович Романов. Это великая святыня всей нашей земли, потому что перед ней молились и тогда, когда избирали царя, когда помазывался он на царство, и в последующие годы. И мы знаем, что с династией Романовых связаны достижения нашей страны, благодаря которым Россия стала одной из самых сильных держав на планете.
И сегодня, вспоминая эту 400-летнюю историю, не упуская из вида и то, что каждому из рода Романовых, восшедших на русский престол, были присущи и слабости, и ошибки, подводя как бы итог 400-летней истории, мы говорим: это была славная история нашего Отечества, и она также совершалась под Покровом Пречистой Царицы Небесной. И сегодня наша молитва об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о державе Российской, о том, чтобы Господь сохранил весь наш народ, все народы Руси в духовном единстве и единомыслии, Церковь нашу в единстве и силе, чтобы под Покровом Царицы Небесной мы развивались, становясь сильнее духовно и материально. Верю, что Царица Небесная будет помогать нам, всему народу нашему, ибо не иссякла в недрах Русской земли вера православная, любовь к Царице Небесной, горячая к Ней молитва. Ее предстательством да сохранит Господь Русь Святую и веру православную на многая и благая лета. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси