Совет по межнациональным отношениям при президенте предлагает ввести в школах и вузах предмет «Национальная политика» и уже выпустил для него учебники о характерных особенностях народов, религий и становлении российской нации. При этом, с какого класса новый предмет должен преподаваться в школах, авторы еще не решили.

Нужен ли в школах такой предмет, какова должна быть подача материала, и не является ли создание учебников преждевременным?

Комментирует ведущий эксперт Фонда исторической перспективы Павел Святенков:

Идея подобного учебника крайне сомнительна. Мне кажется, что такой учебник неизбежно будет носить идеологический, а не научный характер, получить из него реальную информацию о народах будет сложно.

Преподавание антропологии в школе представляется мне сомнительной идеей, это попахивает расовой теорией. Такие дисциплины должны изучаться на совершено ином уровне, разработкой учебников должны заниматься специалисты. Преподавание подобного предмета возможно, скорее, в вузе. Хотя учебник, который цитируется в статье «Известий» для этого едва ли подойдет, слишком наивна подача материала: «Башкиры — храбрые воины с темными волосами и мудрым взглядом». Предполагается, что по этому описанию можно узнать башкира. Конечно, представителям башкирского народа будет приятно услышать о том, что все они поголовно обладают мудрым взглядом, но, согласитесь, это не является качественной характеристикой башкира. А почему осетины – «жители ущелий?»

Есть предмет «Обществоведение», в рамках которого теоретически можно изучать и разнообразные народы, которые живут в России. Но изучать их нужно с точки зрения культуры и обычаев.

Изучать различные народы логично было бы в курсе географии России. Рассматривая особенности ландшафта и расселение людей, можно было бы знакомиться с их традициями и культурой, в том числе, с традициями и культурой русских, которых на нашей территории 80%. При этом мы рассказываем о стране так, как будто ее населяют крошечные этнические группы, ни одна из которых не является лидирующей.

Согласно официальной доктрине у нас 193 народа, и совершенно очевидно, что рассказать даже в очень толстом учебнике обо всех – сложно. А те, о ком сказано не будет, могут почувствовать себя ущемленными.

Идея «российского народа» взята из советской национальной политики, согласно которой существовали разные нации, а выше всех наций стоял народ, понимаемый в классовом смысле этого слова, трудящиеся. Современная Российская Конституция сохранила это понимание, там говорится о многонациональном народе. С точки зрения современной науки, которая изучает нации, термин «многонациональный народ» – полный бред. Народ многонациональным быть не может. Это нация может состоять из нескольких народов.

Потому что «народ» – этническая общность, в то время как «нация» – общность, скорее, политическая.

Я думаю, что мы имеем дело с попыткой протащить в школу очередной идеализированный учебник. И я очень сомневаюсь что эта «промывка мозгов» будет эффективна в ситуации, когда люди сталкиваются с реальными проблемами в межнациональных отношениях. Можно вспомнить, о том, что в советской школе идеологическая составляющая тоже была, но ближе к 70-м годам она ничего кроме насмешек не вызывала.

Читайте также:

Павел Святенков: Учебники не должны быть полем идеологической борьбы

Павел Святенков: Бюрократические попытки обучения патриотизму обычно ни к чему не приводят

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.