Павел Третьяков: Коллекционер
175 лет назад родился знаменитый коллекционер, создатель Третьяковской галереи Павел Третьяков. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников и составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, которую вместе со зданием принес в дар городу Москве.
Павел Третьяков был с ыном купца 2-й гильдии. Он получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тысяч человек. В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой.
В1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую собирался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
В 1874 году Третьяков построил для своей коллекции прекрасную галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения и через год была передана вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», а Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Также он опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. Покупая картины, Третьяков называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,— берег деньги для того, чтобы собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами.
До конца жизни Павел Третьяков за свой счет продолжал пополнять галерею и завещал проценты со своего капитала на ее будущее развитие, положив начало музею мирового значения. В письме к дочери он писал: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь«.
К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 декабря 1898 года в Москве. Третьяковская галерея стала первым русским общедоступным музеем, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных произведениях, но как нечто единое и цельное. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков оказал большое влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.