Скажут: «Для начала – чувство вины». Верно. Покаяние состоит в том, что человек признает свою вину перед Богом и людьми в каких-то весьма конкретных случаях. Они на церковном языке называются грехами.
За чувство вины приходится подчас немало побороться, потому что каяться нам не дает самооправдание. Даже в самых очевидных ситуациях человек способен на удивление остроумно, изобретательно себя в грехе оправдать и переложить вину на ближнего, на роковое стечение обстоятельств.
Не надо путать здоровое покаянное чувство вины и так называемый комплекс вины, разрушительное самоедство, патологическое чувство собственной неполноценности.
Покаяние состоит в том, что мы чувствуем за собой реальную, не надуманную вину, молимся Христу Спасителю о прощении, и Господь принимает наши извинения, прощает грехи.
Выписки из святителя Феофана
Подробно покаянные чувства расписаны в проповедях святого Феофана Затворника.
Начинает святитель с чувства сожаления. Кающийся человек жалеет, что в каком-то случае мог воздержаться от греха, но не воздержался.
Ежедневно мы исповедаем Богу грехи, которые совершили волею или неволею. Ясно, что к чувству сожаления относятся именно вольные грехи.
Вырисовывается тема для отдельного разговора: какие грехи более тяжкие – вольные или невольные?
С одной стороны, вольные грехи тяжелее, потому что человек был в силах их и не совершать, однако совершил; в этом случае нет смягчающих обстоятельств. С другой стороны, за невольными грехами часто скрываются страсти, то есть самые «любимые грехи», самые влиятельные, «мощные» – с которыми и надлежит сражаться в первую очередь.
Помимо сожаления святитель Феофан перечисляет и чувство стыда. Кающегося христианина сжигает стыд за грехи, за то, что довел себя до такого позорного состояния.
Правда, бывают случаи, когда стыд мешает человеку каяться на исповеди, стыдно перед батюшкой. Это какой-то ложный стыд. На самом деле, стыдно грешить, а не каяться. Подобный стыд приходится преодолевать. Исповедальный священник в этом помогает кающемуся: «Чадо… не усрамися… да не скрыеши что от мене… аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши».
Затем встречается еще покаянное чувство досады. Христианин досадует на то, что не прислушивался к внушениям совести и разума. Каждый день мы каемся в грехах, совершенных разумом и неразумием. Грехи сознательные тяжелее, досаднее, чем грехи сделанные по банальному непониманию.
Помимо разума совесть подсказывает нам, где добро и зло. В отличие от разума (нашего внутреннего понимания жизни) совесть дает оценку событий нашей жизни как бы со стороны. Право вето за совестью не закреплено, у нее лишь «совещательный голос». Если к совести не прислушиваться, то голос ее будет звучать всё слабее, неразборчивее, а наша жизнь постепенно станет всё бессовестнее.
Сожаление, стыд, досада, – эти покаянные чувства святитель Феофан называет болезнованием о грехах. Болезнование о грехах доводится до степени омерзения к грехам и решительного отвращения от грехов.
Многие грехи представляются для человека соблазнительными, заманчивыми, у кающегося происходит перемена чувств, когда, казалось бы, привлекательные грехи вызывают чувство омерзения.
Кающийся человек переживает обращение к Богу и, с другой стороны, – отвращение от грехов. Причем отвращение от грехов наполняет человека ценным чувством решимости. В чем ценность? Без решительности человек никакого серьезного дела довести до конца не может.
В аскетической литературе встречается покаянное чувство отвращения от грехов, доведенное до предельной степени – ненависти к грехам. Да, чувство ненависти бывает не только пагубное (ненависть к людям), но и спасительное (ненависть к своим грехам). А еще не забудем про великое покаянное чувство страха Божия. О нем бы отдельно поговорить, но не время…
Что со всем этим делать?
Богатая получилась палитра из разнообразных покаянных чувств: ощущение виновности, сожаления, стыда, досады, отвращения. Заметим, названия у чувств как-то звучат устрашающе…
А тут еще святитель Феофан советует верующему человеку:
«Помогай им развиваться и раздражай их сильнее и сильнее. Пусть горит в них душа… чем сильнее будет гореть… тем спасительнее» [1].
С огнем, как мы понимаем, надо осторожно обходиться, чтоб не обгореть или не обуглиться насмерть.
Вот и святитель Феофан специально оговаривается:
«Те чувства – стыд, страх, досада, если оставить их одних, развивают одну безотрадную болезненность, которая, пожалуй, может… столкнуть к черте отчаяния. Печаль же по Бозе, при всей болезненности, отраду разливает» [2].
Нам нужно искусно возгревать покаянные чувства, переходить от одного чувства к другому, не забывая о первостепенном значении печали по Богу.
Печаль всякая бывает. Один человек печалится о том, что грехи отдалили его от Бога. Другой – о том, что грешить не получается. Про разные виды печали прекрасно написал преподобный Иоанн Кассиан:
«Кроме печали, которая происходит от спасительного покаяния… всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия, или гнева… От печали рождается недовольство, малодушие» [3].
Мирская (страстная) печаль нам вредит, а печаль по Богу нам помогает жить и приносит отраду. Как же так? Печаль дает чувство отрады, – святитель Феофан ничего не напутал? По счастью, нет.
О том же самом говорил древний христианский подвижник авва Исаия:
«Печаль по Боге приносит радость и утверждает человека в воле Божией. Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу… Он знает, что человек немощен, и помогает ему»» [4].
А в библейские времена апостол наставлял коринфян: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7, 10).
Печаль по Богу как бы переплавляется. Господь исполняет кающегося «глубоким миром и обрадованием», печаль обращается в чувство радости по Богу. Точно так же, как страх Божий постепенно под действием благодати переплавляется в возвышенное чувство любви к Богу.
Вот и всё о богатой палитре покаянных чувств. Неужели нельзя ничего добавить? Можно. Кто-то вспомнит еще рассуждения Святых Отцов, кто-то от себя небольшую лепту в обсуждение темы внесет. Например, так: покаяние может в человеке пробудить чувство здоровой самоиронии. Может или нет?..
- Святитель Феофан Затворник. О покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 119.
- Святитель Феофан Затворник. Цит. изд. С. 139-140.
- Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. СТСЛ, 1993. С. 117-118.
- Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995. С. 291.