«Пеликан»: Фильм, в котором оживают символы и воскресает любовь
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы:
Мне кажется, что режиссер Оливье Орле вместе с Эриком Буассе, с которым они писали сценарий по книге Буассе «Никостратос», создали гениальную вещь, вложив в неё очень важный символ, известный даже не всем христианам, – пеликан. Известны очень древние изображения пеликана как символа Христа и Церкви.
На древних фресках и мозаиках пеликан изображается птицей, которая выклевывает у себя сердце, кровь, чтобы накормить своей кровью своих детей. Это единственная птица в мире, которая кормит своих детей своей плотью, и поэтому она – древнейший символ Христа.
Я уверен, что авторы этого не знали, но в итоге получилось именно так. Получился именно такой образ пеликана, который спасает людей ценой своей жизни. Через символ креста как жертвы, через собственную кровь и плоть, как бы погибель, он воскрешает любовь между людьми, которая почти умерла.
Эти люди – мелочные, им пеликан нужен, чтобы заработать деньги, они все, даже мальчик, который заботится о пеликане, превращают свою дружбу, любовь, человеческие отношения в какую-то жалкую коммерческую вещь.
Даже мальчик понимает, что он предает свою дружбу с пеликаном, когда выставляет его на продажу. Но с другой стороны, через этот шаг он хочет вернуть своего отца к себе, потому что зарабатывает больше денег, чем отец на трудной работе, собирая виноград.
Через это предательство пеликан почти гибнет. Девочка его зовет фотографироваться, туристы едут на него смотреть и – его сбивает автобус.
Я уверен, что авторы картины аналогии с евангельским сюжетом с символом пеликана, как Христа, не осознают, но у них почему-то получилось сделать всё именно так.
Это удивительная линия – предательство, жертва, и потом воскрешение. Заметьте, как это ни странно, но пеликан именно воскрес. Он был погребен, мертв для всех, в том числе для мальчика, – и вдруг воскрес. Может быть, я сейчас говорю странные вещи, нагнетаю метафизическую атмосферу, но, тем не менее, удивительно, как этот символ вдруг может быть понят.
Мы, смотрящие этот фильм, знаем Евангелие, знаем христианскую символику, можем понять его именно в таком контекст. Для многих людей всё это окажется за кадром, они этого никогда не поймут, не услышат, не увидят. Но они все равно почувствуют тот глубокий смысл жертвы и воскресения. Любви, которая жертвует собой и не умирает.
Мне кажется, это самое главное в этом фильме, многослойном и вместе с тем простом, сентиментальном и даже банальном. Но за этим стоит гораздо больше, чем мы видим.