Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?
Они отвечали Ему: нет.
Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки,
и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети]
от множества рыбы.
Ин. 21:5-6
Много-много лет назад, еще в шестидесятые, мы с отцом открыли для себя журнал «Катера и яхты». С нетерпением ждали каждого очередного номера, а старые часто перечитывали. На страницах журнала открывались перед нами не только дальние страны и новые рекорды; мы жадно вчитывались в то, как устроены современные моторы, как правильно построить обводы корпуса и раскроить паруса… Читать об этом было здорово, а еще лучше было своими руками воплотить что-то из прочитанного во время наших летних плаваний по Волге, Каме, Вятке, Свияге, Илети, Большой и Малой Кокшаге…
Тогда я еще не знал, что корабль или лодка – один из символов Церкви.
Эти воспоминания полувековой давности пришли ко мне при чтении первого выпуска обозрения «Лодка», нового проекта исследовательской службы «Среда». За работой Алины Юрьевны Багриной и ее коллег слежу давно с большим вниманием и заинтересованностью. Сейчас они выходят на новый рубеж.
Служба «Среда» самоопределяется как исследовательская. Но с самого начала ее работа с очевидностью была не остраненным «религиоведением», а внутрицерковным разговором. Социологический инструментарий здесь становится средством установления коммуникации. Полученные в результате исследований знания – поводом для разговора о важном.
Только в результате такого разговора может появиться понимание, знанию, вообще-то, не тождественное. Многим, наверное, приходилось слышать или говорить: «Хороший человек, много знает, но ни-че-го не понимает…» А понимание происходящего может родиться только в результате общения, коммуникации. Это всегда – понимание другого, иного.
Дефицит сообщительности, коммуникации – одна из наиболее серьезных болезней нашего общества. Взаимонепонимание как страсть и жизненный принцип. Увы, к церковно-общественной жизни это тоже относится в полной мере.
Церковь – не субкультурна. На Литургии мы молимся «о всех и за вся». И разговор о Церкви, понимание того, что есть Церковь и зачем она, мы не можем замкнуть в уютных и подконтрольных рамках субкультуры. В работе «Среды» постоянно присутствует попытка взглянуть на самих себя со стороны. Глазами других людей. Но не только. Есть еще глаза Создателя Церкви, и эта горняя перспектива, память о том, что на нас смотрят, в новом издании ощутимо присутствует.
Тема первого номера «Лодки» звучит так: «Кто и зачем изучает церковную жизнь». Не буду пересказывать материалы номера, скажу лишь, что каждый из них не только заслуживает внимательного прочтения, но и нуждается в выстраивании развернутого критического отношения. Разговор надо начать.
Интонация разговора – самое главное.
Без размашистой осудительности, исключающей понимание.
С любовью и бережностью ко Христу и Матери нашей Церкви.
С внимательным, даже педантичным соблюдением этикета по отношению к каждому собеседнику.
Вежливость, как говорит русский мыслитель Олег Генисаретский, это не что иное, как прикладное благочестие, умение увидеть образ Божий в каждом встречном и почтить его.
И не спешить. Нам понадобится терпение.
В Церковь мы веруем всем сердцем – во единую, святую, соборную и апостольскую. Но знаем ли мы ее? Знаем ли мы ее в нашей земной реальности, за пределами газетных штампов и официальных отчетов? Личный опыт есть у каждого из нас, и светлый (это главное), и горький, но это еще не знание. И не всегда – понимание. Знания и понимания мы достигнем только вместе, в общении.
Цель христианской жизни согласно Серафиму Саровскому – стяжание Духа Святаго, уподобление Христу. Средство достижения этой цели – жизнь по заповедям.
Думаю, грешному человеку, чтобы жить по заповедям в падшем мире, надо, как минимум, трезво видеть зазор между заповедями и своей жизнью. А поскольку человек социален по природе своей и Церковь общинна по природе своей, постольку надо трезво видеть зазор между заповедями – и жизнью всего общества, всей Церкви. Да, не сваливаясь в осудительность, что совсем непросто, но и не завязывая глаз, не затыкая ушей.
Мы, православные христиане, для кого Слово стало плотию (Ин. 1:14), должны научиться разговаривать друг с другом о важном, пока мы еще здесь, в этом мире. Ведь природа человека словесна, и запрет на разговор (а разговор уже начался) не даст плода, не принесет мира.
Нам, мирянам, клирикам, архиереям, надо общаться, задавать вопросы, вместе искать ответы. Вместе выстраивать среду человеческого общения.
Искренне надеюсь, что новая «Лодка» поможет создать надежную переправу от сердца к сердцу.