Содержание статьи
Перфекционизм: А есть ли проблема?
– Отче, спрошу у вас, как перфекционист практикующий: что, собственно, в этом может быть плохого? Да, порой изматывает, но разве не естественно для человека хотеть всё сделать идеально?
– Прежде всего, давайте разделим понятия: существует перфекционизм как явление невротического характера, а есть то, что мы называем «стремлением к совершенству».
Наш мир вообще сейчас живет в одном большом неврозе, мы все в той или иной мере невротики: в силу ритма жизни, неудовлетворенности бытовыми, социальными факторами. Но как определить, человек перфекционист или нет?
Очень просто. Например, вы делаете работу, которую нужно успеть к определенному сроку. Понимаете, что в ней, возможно, есть какие-то недочеты, не всё дошлифовано, но спокойно берете и сдаете. Конечно, хочется довести до совершенства, но уже как есть – главное, чтобы вовремя.
Перфекционист будет домучивать работу, срывая при этом все сроки. Он знает, что уже не успевает, что уже опоздал, всех подвел, и всё равно продолжает переделывать, переписывать, дорабатывать. В этом его главная проблема: он никогда не удовлетворен результатом, никогда не достигает той степени, которая бы его устроила. По сути, человек сам постоянно находится в состоянии неудовлетворенности, и другим рядом с ним невыносимо, потому что, как правило, перфекционисты мучают не только себя, но и окружающих, требуя от них делать всё так же идеально, как это стараются делать они.
Стремление к совершенству – благородная черта, она благодатно воздействует на нас, на нашу душу и нашу работу. Эта черта позволяет человеку делать всё в своей жизни хорошо и основательно. Перфекционист же, даже если всё сделает качественно, не достигнет цели, он просто не может ее достичь.
Ищем семена и корни
– Почему так? Наверняка это чем-то обусловлено, есть какие-то корни, которые можно выдернуть, так сказать, и жить спокойно.
– Корни перфекционизма – в детстве. Как правило, ребенок – будущий перфекционист – воспитывается очень строгими родителями, которые практически никогда его не хвалят. Наоборот, от них чаще всего слышно: «ты можешь сделать еще лучше», «тех трудов, что ты приложил, недостаточно, нужно еще больше».
Когда в школе заставляют стремиться к высоким оценкам, дома родители за оценки ругают – этим уже сеются семена перфекционизма. Многие отличники как раз и есть будущие перфекционисты.
Следующий момент, очень важный – когда родители начинают манипулировать своей любовью: «Если будешь хорошо учиться, мама с папой будут тебя любить». И ребенок делает вывод: вот, у него не получается, он учится плохо, значит, теперь родители любить его не станут. Так и начинается эта жизнь с постоянным клубком сразу нескольких тяжелых чувств, прежде всего, чувством вины за то, что «ну, не дотянул». Всё это в комплексе постепенно приводит к невротическим расстройствам.
Поэтому совет родителям: как можно чаще хвалите своих детей. Похвала помогает ребенку понять, что его ценят. Что не оценки важны, не какой-то там успех – родители тебя любят просто за то, что ты есть, что ты их ребенок.
Кроме того, нельзя сравнивать своего ребенка с кем-либо. Перфекционист – это человек, который постоянно балансирует на сравнениях. Прикладывает к себе шаблон какой-то абсолютно идеальной ситуации, которой на самом деле добиться невозможно.
Когда перфекционизм страшен особенно
Есть еще, к сожалению, такой момент, когда верующие родители воспитывают в детях перфекционизм с помощью веры. Вот это особенно страшно.
Например, мама заставляет ребенка поститься. И если сын или дочь вдруг где-то на дне рождения съели кусочек торта, она заявляет: «Ты плохой. Ты грешник. Раз нарушил пост, не будешь причащаться. Все в церковь придут, будут причащаться, а ты – нет. И не только на причастие не пойдешь, но и к своим друзьям в воскресную школу. Посмотрим, как тебе будет после этого – стыдно или нет…»
Получается что? Вроде бы вера должна помогать, исцелять человека, делать его лучше, но из-за таких манипуляций именно вера начинает, я бы даже сказал, калечить ребенка.
Или, например, мама заставляет детей всё в церковном плане делать идеально. Она и сама пытается так: умру, но прочитаю все каноны ко Причастию; умру, но буду поститься не только я, но и дети. А если вдруг где-то съел конфету – «всё, грешник, будешь гореть в аду».
Если не идеально, это хорошо!
Надо сказать, что с возрастом перфекционизм усугубляется. И особенно это отражается на духовной жизни. Например, такому человеку непременно нужно вычитать молитвенное правило, что называется, до йоты и идеально. Часто бывает, подходят люди и говорят: «Отче, как быть? Я вчера исповедовалась, правило читала, но как-то плохо читала. Может, я не буду причащаться, потому что подготовилась ко Причастию недостаточно…» Я в таких ситуациях отвечаю: «Если не идеально, это хорошо!» Потому что идеально человек никогда ничего не сделает. Мало того, понимание, что мы немощны и слабы, должно подвигнуть нас с еще большим смирением приступать к Чаше.
Вообще, в некотором роде мы должны разрешить себе совершать ошибки. Иногда и самому себе нужно давать объективную, нелицеприятную оценку: хорошо ли я подготовился к исповеди? – Плохо. Внимательно ли вычитал каноны? – Нет, невнимательно. Веду ли я духовную жизнь? – Совсем никудышную. Зная это, понимая, что недостойны, надо всё равно идти дальше, направлять себя, стараться. А считать себя достойным Чаши – это уже, как мы понимаем, крайняя степень гордости.
«Господи, теперь можешь меня любить!»
– Вы упомянули родителей, и в связи с этим встает вопрос о взаимоотношениях с Богом – Отцом небесным. Если ребенка воспитывали в убеждении, что любовь нужно заслужить, и для этого уже во взрослом возрасте человек старается всё сделать идеально, попадая в тиски перфекционизма, значит, и любовь Бога он будет пытаться завоевать, стать ее «достойным»?
– Действительно, наши отношения с Богом в некотором роде – проекция отношений с родителями. И Бога мы часто воспринимаем точно так же, как в детстве папу с мамой. Но от этой параллели нужно постепенно освобождаться, ведь мы уже взрослые люди, пусть и воспитанные в определенных стереотипах, традициях. Показать, открыть другую линию поведения в духовной жизни может помочь духовник. Это один момент, как уходить с проторенной в перфекционизм дорожки.
Другой важный момент: абсолютно все мы — гордецы, но не все перфекционисты. А вот все перфекционисты – особые гордецы. Почему? Потому что человеку не просто нужно сделать всё идеально, ему важно потом прибежать домой и сказать: «Папа и мама, я получил «5», теперь любите меня!» То есть демонстрация своего идеального результата для перфекциониста важна колоссально.
В этом смысле очень хороша притча о блудном сыне. Он всё растерял. Пришел к отцу и сказал: «Отец, вот такой я…» И здесь Бог проявляет Себя абсолютно не так, как земные родители. Господь говорит: «Ну и ладно. Каешься?» – «Каюсь». – «Замечательно! Иди, я тебя обниму, пир ради тебя сделаю…»
Очень важно понимать: ошибки есть, ошибки будут. Может быть, Господь как раз и попускает нам их совершать, дает видеть наше несовершенство именно для того, чтобы мы не превознеслись. Ведь кто самый первый перфекционист? Правильно, сатана. Он гордился своим совершенством: «Я самый первый, самый прекрасный ангел Денница! Я самый лучший, я идеальное существо».
Поэтому нам, людям, остается одно: совершая ошибки, уметь их признавать. Когда признаём, приобретаем опыт умения смиряться. И в этом случае вера как раз может помочь перфекционисту вылечиться. Когда человек приходит на исповедь и говорит: плохо я подготовился, можно переподготовлюсь на следующий раз? А ему отвечают: ну уж нет, иди причащайся. Его всего аж ломает, но он подходит к Чаше и принимает благодать.
Идеального – нет
Здесь я должен оговориться. Послушав меня, кто-то скажет: ну всё, замечательно, теперь буду сколько угодно ошибок совершать. Нет. Давайте будем помнить о том, что православный путь – придерживаться золотой середины. Так что к совершенству нужно стремиться, но при этом сдавать работу вовремя.
Еще один важный момент. Жизнь перфекционистов, духовную в том числе, отравляет, помимо прочего, страх неодобрения. Но во Христе не должно быть страха. Самая первая, низшая ступень взаимоотношений с Богом – состояние раба, который всё делает из боязни наказания. Затем идет наемник – когда человек работает за награду. Третья, наивысшая духовная степень, совершенство – это сыновья любовь.
Получается, что боязнь неодобрения, свои комплексы мы переносим на Бога. Поэтому еще так важно найти золотую середину: когда, с одной стороны, мы стремимся к совершенству, а с другой – обязательно приходим к пониманию, что никогда совершенными не будем.
Не бойтесь дискомфорта
– Мучительное это чувство – стремиться к совершенству и никогда не достигать его. Что бы вы, как психолог и священник, посоветовали людям, страдающим от своего перфекционизма?
– В первую очередь, я бы посоветовал больше обращать внимание на жизнь вокруг. Если внимательно посмотрим, нет ничего идеального. Найдем ли два дерева одинаковых, или хотя бы одно тело идеальное? Ни одного! Везде есть свои пусть маленькие, но изъяны. Вот древняя церковь, памятник архитектуры, XV век, а стены у нее кривые. Что, раньше не могли строить ровно? – Могли. И делать всё идеально могли. Но когда стеночка неровная, она становится индивидуальной, она как живая. И всё в нашей жизни так.
Во-вторых, посоветовал бы снять с себя, так сказать, суд за всё, что происходит. Если продолжить пример с причастием, то готовиться надо, насколько в наших силах, но окончательное решение, причащаться или нет, пусть принимает духовник. Прийти к священнику на исповедь и сказать: «Батюшка, вот такой я, что делать? Можно причащаться?» И пусть он решает.
Конечно, это будет вызывать некие болевые душевные ощущения, но ведь без боли мы ничего не достигнем. Да и что это за болевые ощущения? Человек сломал ногу или руку, перелом сросся неправильно. Невозможно, не сломав руку/ногу заново, вернуть ее в рабочее состояние. То есть боль в данном случае – это показатель того, что идет какой-то прогресс. А если уходить от дискомфорта, от этой боли, рано или поздно можно себя в такой невроз загнать, когда уже только медикаментозные методы лечения помогут.
– Подводя итог, что можно сказать человеку, у которого есть желание с перфекционизмом распрощаться?
– Мы привыкли всё в нашей жизни понимать схематично, как картинки, на столе разложенные. Но в ней присутствуют и имеют значение абсолютно все моменты – и удовлетворение от проделанной работы, и разочарование от того, что не достигли в чем-то совершенства. Главное условие движения вперед, как я уже сказал, – не бояться испытывать дискомфорт, какую-то душевную боль от того, что всё не так, как мы задумали.
– И последний вопрос: как вы видите, чего в людях больше – перфекционизма или, наоборот, пофигизма?
– Сложно сказать. Не зря говорят, что бес всегда в крайностях. И пофигизм, и перфекционизм плохи одинаково. Задача человека – с помощью веры, с Божьей помощью находить и придерживаться золотой середины.
Читайте также: