В интервью на телеканале «Союз» архиепископу Томскому и Асиновскому Ростиславу одна из телезрительниц задала такой вопрос:
Владыка, я только прихожу к вере. Мне 30 лет. Месяц назад я впервые была на Исповеди. Я к этому таинству готовилась почти год. В тот день было очень много людей. Когда я стала исповедоваться, расплакалась и не смогла все грехи раскрыть. Батюшка сказал, что как-то не вовремя я пришла, не в то время. Надо было разговаривать отдельно. Сказал, чтобы я приходила раз в месяц исповедоваться. На днях я опять пришла. Батюшка другой был на Исповеди. Я подошла, кратко рассказала свою ситуацию. Только хотела начать каяться, батюшка спрашивает: «Ты в Бога веришь?» Да, говорю, конечно. «Веришь, что он грехи прощает?». Да. «А причащаться будешь?» Я даже не знаю, что ответить. Он говорит: «Целуй Крест, Евангелие. Иди с Богом». Я осталась в душевном смятении. Причащаться я не решилась. Я и так недостойна. Грехи на мне остались.
Владыка, подскажите, пожалуйста, в чем я неправа. Как у меня такая ситуация возникла? Как вообще мне найти духовника, чтобы исповедоваться?»
Отвечает Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав
— Спасибо за вопрос. Найти духовника очень непросто. Порой это дело всей жизни. Нужно, чтобы ваше сердце лежало к тому или другому духовнику, доверило ему самое сокровенное. То, что вы такие первые имели опыты Покаяния и Исповеди, – уже неплохо. Потому что это ваш первый шаг навстречу к Богу, и даже пусть вы не смогли пока сказать все, что накипело у вас на душе, все, что там находится. Но вы этот шаг навстречу к Богу уже сделали. А покаяние – дело всей жизни. Если бы даже у вас было время со священником провести в Исповеди полчаса или час, вряд ли душа ваша смогла бы даже за это время раскрыться всецело перед Богом.
Мне вспоминается случай: я был еще молодым иеромонахом, служил в Троице-Сергиевой Лавре и по делам поехал в Москву. Ехал в электричке, и передо мной на лавочке сидели две женщины – возвращались с дачи; одна была дачница с опытом, около 20 лет она обрабатывала земельный участок, а другая дачница – начинающая. И начинающая жалуется, что вся ее дача заросла бурьяном, лопухами, травой. Говорит: «Приезжать могу только на выходные. Прополю все, на следующие выходные приезжаю – снова все заросло. Не знаю, что делать». Другая говорит: «А у меня на даче ни одной лишней травинки. Растет только то, что я сажаю». «В чем секрет?», – спрашивает начинающая. Та ей говорит: «Секрета никакого нет. Просто 20 лет у меня эта дача, и 20 лет каждое лето я практически не поднимаюсь с колен. Ползаю по грядкам, выбираю все травинки, все корешки». Мне тогда подумалось, что точно так же строится наша духовная жизнь: так же и мы покаянием всю нашу жизнь из души исторгаем – корешок за корешком – греховные навыки, плевелы, страсти, которые у нас есть.
Конечно, первая Исповедь – это очень важно и значимо. Поэтому, чтобы вам облегчить эту глубокую, полную Исповедь, чтобы ваш ум не рассеивался на второстепенные дела, может быть, стоит вам вооружиться ручкой, листом бумаги, компактно записать, сделать такую подсказочку, шпаргалочку, и с ней пойти на Исповедь. Тогда ваше покаяние можно будет построить более организованно, более глубоко. Что касается Причастия Святых Христовых Таин, то если вы воздохнули ко Господу, если вы искренне имеете раскаяние в грехах и немощах, которые есть, то, конечно же, такая даже вынужденная, не по вашей вине совершаемая поспешная Исповедь не должна быть препятствием.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христианин, если бы Господь сподобил тебя прожить на земле тысячу лет, и все это тысячелетие ты бы провел в подготовке к Причащению Святых Христовых Таин, то все равно был бы недостоин». Поэтому мы приступаем к Чаше Жизни не по нашему достоинству, а только по милости Божией.
Что такое Покаяние? Это не только возможность рассказать о тех или других обстоятельствах нашей жизни, грехах наших или немощах. Слово «покаяние» (а греки упоминают здесь слово «метанойя») значит «изменение, перемена» – когда человек шел в одном направлении, и потом вдруг понял: «Конец этой дороги – пропасть ада»; он разворачивается и идет уже в другом направлении, все дальше и дальше от пропасти. Вот что значит «покаяние», «метанойя»: если вы осознали, что поступки, которые вы совершали раньше, греховные навыки, которые в вашем сердце появились, ведут вас к погибели, если вы возненавидели грех, возжелали идти другим путем, который ведет к Богу, – уже покаяние совершилось. Будут у вас и другие Исповеди. Главное не формально это выполнить, а чтобы действительно в нашем сердце было осознание греховности и раскаяние в грехах. Поэтому потихонечку беритесь за это дело и очищайте свое сердце.
Читайте также:
«Задача духовного отца – не уничтожить свободу человека, но помочь ему узреть истину о себе» О стяжании покаянного чувства Беседа перед исповедью Немногими слезами не омыть многие беззакония