«Единственное чем мы можем помогать гонимым за веру, это нашей молитвой к родным заступникам и, особенно, к отцу Иоанну Кронштадтскому».
Слова епископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича; +1993 г.), сказанные на Архиерейском Соборе 1964 года в Нью-Йорке.
Длительный процесс, приведший к канонизации Русской Зарубежной Церковью праведного Иоанна Кронштадтского, начался в ноябре 1950 года, когда ее Архиерейский Собор, рассмотрев многочисленные прошения почитателей Кронштадского пастыря, создал специальную комиссию из клира и мирян по сбору материалов и для рассмотрения возможности канонизации протоиерея Иоанна Сергиева.
14 октября 1953 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Анастасий (Грибановский; +1965 г.), Председатель Архиерейского Синода, предложил святителю Иоанну, в то время архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому, как председателю этой комиссии, сделать доклад проходившему в те дни Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви, предварительно совершив литию по великому светильнику Земли Русской.
Архиерейский Собор единодушно принял предложение своего Председателя и поручил архиепископу Тихону (+1963 г.), предшественнику святителя Иоанна по Западно-Американской кафедре, совершить заупокойную литию.
После литии митрополит Анастасий заявил, что он желает предварить обсуждение вопроса возможной канонизации отца Иоанна Кронштадтского некоторыми замечаниями.
Во-первых, он просил Собор избегать слова канонизация, как выражения западного, а использовать выражение «прославление» или «причисление к лику святых».
Во-вторых, он считал необходимым обратить внимание не на то, какие в данном случае налицо признаки святости отца Иоанна, в которых, судя по высказываниям иерархов на этом Соборе, никто не сомневался, а на практическую сторону: насколько прославление благовременно и насколько полномочна Русская Зарубежная Церковь совершить такой акт, как прославление угодника Божия.
«Иногда лучшие намерения и цели не приносят плода, если они не сопровождаются даром рассуждения» – подчеркнул Председатель Архиерейского Синода [1].
Письменные отзывы всех Преосвященных архипастырей Русской Зарубежной Церкви свидетельствовали об их признании несомненной святости отца Иоанна, подчеркнул святитель Иоанн в начале своего сообщения.
Но отзывы самого святителя Иоанна и некоторых других единомысленных с ним архипастырей, несших свое служение в Западной Европе, указали на необходимость совершения прославления совместно с другими «эмигрантскими» Церквами, возглавляемыми митрополитами Владимиром, Экзархом русских православных церквей в Западной Европе, и Леонтием, главой Американской Митрополии.
Потом, в ходе обсуждения доклада, эти иерархи откажутся от своих отговорок, подчеркнув, что это было только пожелание, но не условие.
В 1952 году святитель и чудотворец Иоанн обратился к вышеупомянутому митрополиту Владимиру с вопросом относительно его мнения о том, как бы он отнесся к прославлению отца Иоанна Русской Зарубежной Церковью, на что тот ответил, «что глубоко чтит отца Иоанна и не сомневается в его святости, но думает, что решение может быть вынесено только Всероссийской Церковной властью» [2].
С этим мнением соглашалась небольшая группа архиереев, в т.ч. и епископ Виталий (Устинов; +2006 г.), заявивших, «что чаемое прославление отца Иоанна Кронштадтского есть дело Всероссийской Церковной власти» [3].
Далее, владыка Анастасий, выражая сомнения в канонических основаниях для такого великого дела, говорит, что «единственное основание, на котором мы утверждаемся, – это указ Святейшего Патриарха Тихона за № 362, который предусматривает осуществление нами функций текущей церковной жизни, но не дает нам прав на совершение таких исключительных актов как прославление святых» [4].
Митрополит Анастасий опасался всякого рода межцерковных осложнений и возможного осуждения акта прославления, как несвоевременного. В конце своего выступления владыка Анастасий заявляет, что на основании этих соображений его «уста не решились бы произнести это прославление от имени Русской Зарубежной Церкви» [5].
При этом приснопамятный Владыка указал на то, что он почитает отца Иоанна Кронштадтского не менее всех остальных членов Архиерейского Собора, глубоко верит в его святость, но желает, чтобы это прославление было совершено всей Поместной Русской Церковью.
После доклада святителя Иоанна, архиепископ Виталий (Максименко; +1960 г.), известный патриот и начальник Почаевского типографского братства, сказал:
«Теперь выслушаны все мнения и мы ознакомлены с историческими справками. Намечается путь, который удовлетворит наше внутреннее желание. Что нас удерживало: имеем ли мы право? Исторические справки указывают, что причисление к лику святых мог совершить даже один епископ. За остальными частями Церкви не будем гнаться, ибо перед Богом мы ответим за свои действия…» [6]
Затем он указывает на то, как покойный глава Американской митрополии митрополит Феофил, будучи студентом семинарии в Киеве тяжело заболел и удостоился исцеления после посещения и молитвы над ним отца Иоанна.
Выслушав высказывания всех Преосвященных архипастырей, подтвердивших свое признание святости отца Иоанна, владыка Анастасий просит Архиерейский Собор дать ему три дня для молитвы и размышления. Архиерейский Собор соглашается и предлагает усилить свои молитвы, совершать ежедневно вечером после окончания занятий Собора панихиды с поминовением отца Иоанна, а решение о деле его прославления отложить на последующие дни сессии Собора епископов.
Интересно отметить, что многочисленные верующие с надеждой ожидали окончательного решения Архиерейского Собора по вопросу церковного прославления отца Иоанна.
Известный изограф Русского зарубежья архимандрит Киприан (Пыжов), насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, написал большого размера образ всероссийского праведника; уже была готова служба ему с акафистом, составленная иеромонахом-афонцем Пахомием.
Поэтому, когда митрополит Анастасий предложил Архиерейскому Собору, признавая святость отца Иоанна, отложить его прославление до того времени, когда возможно будет торжественно и во всероссийском масштабе совершить его причисление к лику святых совместно со всеми частями Отечественной Церкви, то это решение было воспринято многими в Русской Зарубежной Церкви в духе послушания воле Божией и весьма авторитетному иерарху дореволюционного поставления, но также с большим разочарованием.
Тем не менее, почитание великого угодника Божия продолжало возрастать среди русских в рассеянии. С благословения владыки Анастасия несколько раз издавалась «Моя жизнь во Христе», печатались и другие книги, описывающие житие и чудеса святого; был образован Благотворительный фонд памяти отца Иоанна Кронштадтского для оказания необходимой помощи нуждающимся приходам, монастырям, церковным учреждениям и общественным организациям, до сих пор осуществляющий свою деятельность при храме-памятнике праведному Иоанну в г. Ютике (Нью-Йорк).
На Архиерейском Соборе 1964 года, единогласно избравшем епископа Брисбенского Филарета (Вознесенского; +1985 г.) Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, вновь рассматривались прошения от духовенства и мирян о прославлении отца Иоанна Кронштадтского, представленные архипастырям председателем вышеназванной комиссии святителем Иоанном, с 1962 года подвизавшимся на своей последней кафедре в Сан-Франциско.
Вначале обсуждения этого вопроса новоизбранный митрополит Филарет выразил надежду, что переменилось мнение ушедшего на покой старца-митрополита Анастасия. В противном случае «было бы неудобно выносить решение» [7] – подчеркнул новый Председатель Архиерейского Синода. Большинство архиереев согласилось с митрополитом Филаретом.
Затем, архиепископ Иоанн сообщил, что
«митрополиту Анастасию было на днях доложено о заключении комиссии в пользу прославления и он не возражал. Кажется с таким решением все согласны и иерархи, и духовенство, и паства. В ее сознании отец Иоанн уже прославлен. Если возражали в 1953 году против совершения такого акта за границей, то надо иметь в виду, что были случаи прославления в России нерусских святых.
Мы имеем и право, и долг прославлять своих угодников. Не надо откладывать этого акта. Нет ни одного святого, о котором было бы так много написано, как об отце Иоанне, и на русском, и на иностранном языках. Ни один святой не имеет так много чудес, как святитель Николай чудотворец и отец Иоанн. Чувству не надо давать остывать. Лишний год ослабит воодушевление, но не прибавит его. Надо сейчас же, приняв решение, пропеть величание праведному отцу Иоанну. Митрополита Анастасия надо поставить в известность об этом решении и он примет его с радостью» [8].
После всестороннего обсуждения и совершения заупокойной литии Архиерейский Собор 3/16 июня 1964 года единогласно постановил:
«1) Признать святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Божиим угодником, причисленным к лику святых, в земле Российской просиявших; 2) Совершить торжественное прославление его 19 октября/1 ноября 1964 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского, имя которого он носил от крещения; 3) Совершать память 19 октября (1 ноября по новому стилю) и 20 декабря (2 января по новому стилю) – в день его преставления; 4) Поручить Архиерейскому Синоду провести необходимые мероприятия для его прославления и молитвенного призывания; 5) Призвать всю паству к усердным молитвам новопрославленному угоднику Божию».
Из материалов Архиерейского Собора 1964 года видно, что Преосвященные архипастыри совершили церковное прославление отца Иоанна Кронштадтского для утешения Народа Божия, оказавшегося на чужбине, и в надежде на возрождение Церкви на Родине, страдавшей от гонений:
«Еще на Соборе епископов 1953 года было суждение о необходимости всенародного прославления отца Иоанна Кронштадтского. С того времени прошло уже свыше десяти лет и не только не изменились условия жизни на русской земле, но и усилились там преследования Христовой Церкви, посему ныне наступило крайнее время, когда нам надлежит обратиться к небесной помощи и к молитвенному предстательству сего угодника Божия, который воистину был для русского народа пастырем добрым, полагавшим душу свою за люди своя». [9]
Отпраздновав в прошлом году 50-летие прославления праведного Иоанна Кронштадтского, автор сих строк надеется, что почитатели его памяти серьезным, взрослым, творческим образом задумаются над значением его подвига для нынешних православных верующих, над необходимостью частого благоговейного причащения и активного доброделания и милосердия, каковое проявлял по отношению к своим ближним великий пастырь всероссийский. Пусть празднование 25-летия прославления в Отечестве праведного Иоанна обновит внутренние силы чад церковных для дальнейшего несения своего спасительного служения Богу и людям!
Протоиерей Серафим Ган
- Протокол № 3 Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви 1953 года, стр. 2, Архив Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
- Протокол № 3, op. cit., стр. 5.
- Ibid., стр. 3.
- Протокол № 4 Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви 1953 года, стр. 3, Архив Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
- Протокол № 4, op. cit., стр. 4.
- Ibid., стр. 7.
- Протокол № 19 Архиерейского Собора 1964 года, стр. 3, Архив Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
- Протокол № 19, op. cit., стр. 5.
- Послание Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви о прославлении приснопамятного протоиерея Иоанна Кронштадтского.