События более чем тысячелетней давности теряются в исторической дали. Дошедшая до наших дней база источников не позволяет в должной степени воссоздать картину прошлого, но стремление к этому вполне оправдано, так как это время начала христианства на Руси, устроения Русской Церкви, формирования русской культуры. Большое значение для изучения этого времени имеет деятельность Предстоятелей Русской Церкви.
Список Митрополитов Русской Церкви домонгольского периода с краткой характеристикой их деятельности, составленный польским исследователем А. Поппэ, приводится в книге современного исследователя Я. Н. Щапова1, но он не является удовлетворительным, так как начинается с имени Митрополита Феофилакта (988–1018), в то время как русская церковная традиция называет первым Киевским Митрополитом святителя Михаила (988–†992; пам. 30 сент.)2. В древнейших летописях имя Митрополита Михаила не упоминается и это даёт учёным определённое основание для скепсиса. Но в таком случае правомочен вопрос: все ли Киевские Митрополиты упоминаются в древних летописях3? Некоторые Первосвятители жили в то время, когда письменность на Руси уже сделала свои первые шаги, но в летописях они оказались упомянутыми только один раз: Митрополиты Иоанн III (1090–1091), Иосиф (1236–1240). Следует отметить, что вероятность выявления в обозримом будущем греческих, славянских или других источников, которые прольют необходимый свет на данный вопрос весьма маловероятна. Поэтому необходимо исходить из существующей источниковедческой базы.
В некоторых списках Устава князя Владимира говорится, что Митрополит Михаил направлен на Русь Константинопольским Патриархом Фотием (877–886)4. В связи с этим, как предполагает греческий историк В. Фидас, “были две группы источников, повествовавших о принятии Русью христианства: в одной из них говорилось о князе Владимире, но не о Патриархе, пославшем на Русь епископа, а в другой (более древней) — только о Патриархе, впервые пославшем на Русь епископа (то есть о Фотии), но не о князьях, принявших этого епископа (то есть об Аскольде и Дире). Точных же сведений о времени жизни Патриарха Фотия у русских летописцев не было, что способствовало смешению источников обеих групп”5. Так произошла контаминация двух вариантов исторических источников.
Исследовательская мысль предпринимала усилия в поиске исторических аналогов-современников, соименных названным Патриарху и Митрополиту. А. Поппэ высказал такое предположение о причинах появления имени Митрополита Михаила. Под 988 годом в Повести временных лет помещено поучение князю Владимиру6, принадлежащее византийскому писателю IХ века Михаилу Синкеллу. «Составители церковного Устава восприняли это “Наставление” как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор Символа веры был и первым русским Митрополитом»7. Аналогична попытка объяснить наличие имени Патриарха Фотия в русских источниках. В Х веке в Византийской Церкви был Ефесский митрополит Фотий, который совместно с архиепископом Херсонским “хиротонисал первых иерархов Русской Церкви”8. Нужно сказать, что эти догадки оригинальны и интересны, но исторически неубедительны.
Греческий исследователь В. Фидас, разобрав различные исторические свидетельства, говорит, что святитель Михаил подвизался на Руси в 989–991 годах9. У истоков христианства на Руси стоит также имя Константинопольского Патриарха Николая III Хризоверга (979–991). Он известен не только тем, что рукоположил Киевского Митрополита Михаила, но и тем, что рукоположил в сан пресвитера преподобного Симеона Нового Богослова (†1021; пам. 12 марта)10. Вскоре после своей кончины Патриарх Николай был канонизован в Византии, но на Руси это нашло отражение только в Прологах 1-й редакции — память 16 декабря11.
Никоновская летопись называет святителя Михаила Сирином12, но встречается также утверждение о его болгарском происхождении13. О. М. Рапов рассматривает сирийский и болгарский фактор в христианизации Киевской Руси и отдаёт предпочтение первому. “Сирийское духовенство имело огромный опыт в христианизации многих народов, имело оно связи и с малоазиатскими славянами, а потому участие сирийцев в крещении Руси не может быть полностью исключено”14. Можно сказать, что мы мало знаем о деятельности Митрополита Михаила на Руси и совершенно ничего не знаем о его предшествующем периоде жизни.
Митрополит Михаил прибыл первоначально в Херсонес и затем на Русь в составе свиты, сопровождающей византийскую царевну Анну, будущую супругу князя Владимира. В Херсонесе было совершено крещение Киевского правителя15. Благодарный князь, восприяв святое Крещение и христианскую веру, “благословением отца своего Митрополита постави церковь в Корсуни на горе <…> сиа церкви стоит и до сего дни”16. Воздав благодарение Христу Спасителю, он также почтил и Византию за царскую невесту: “Отдаде же Володимер, яже взял, Корсунь град греком, царицы для”17. Военный поход для князя завершился миром с Византией и возвращался он на Русь вместе с женой-христианкой, молитвенником-митрополитом, православными святынями и перспективой благодатного христианского будущего. М. В. Ломоносов говорит, что князь стал “сопряжён с царскою кровию и с верою Христовою”18. По дороге из Корсуни в Керчь византийская принцесса разболелась и получила исцеление благодаря молитвенному обращению к святителю Стефану Сурожскому (VIII в.; пам. 15 дек.) “и многы дары дароваша церкви Святаго”19.
В Волынской редакции церковного Устава князь Владимир говорит о себе: “…приемъ с(вя)тое кр(е)щение, посвещенъ бых д(у)шею и теломъ, и абие исцелевъ от одръжащая мя тогда неисцелныя болезни, и прославих Б(ог)а, яко сподоби мя прияти таковую бл(а)г(о)д(а)ть преос(вя)щ(ен)ным Митрополитомъ Михаиломъ, и взяхъ его пръваго Митрополита от Патриярха и от всего Събора почтенаго лампадою и сакомъ, яко втораго Патриярха, с ним же кр(е)стих всю Роускую землю”20. Данная редакция Устава имеет два вида и дошла до наших дней в списках конца XV – конца XVI веков21, но данный текст ещё древнее. Издатель Я. Н. Щапов пишет: “Текст Волынской редакции Устава находится в составе списков Владмиро-Волынской Кормчей, восходящих к одному архетипному тексту Кормчей, переписанной в 1286 г. в г. Владимире Волынском”22, в канун трёхсотлетия Крещения Руси. Как считает исследователь, первоначально в тексте Устава имени Митрополита не было и оно появилось позднее23. В редакциях Устава князя Владимира, которые были созданы на Волыни и в Галиции в XIII–XIV веках, называется имя Митрополита Михаила24.
Главное деяние князя Владимира — крещение земли Русской. Это священное таинство совершил святитель Михаил с прибывшим духовенством и с клириками Ильинского храма в Киеве, названного в летописи ранее25, а также Софийского храма26. “И бе радость велия в людех, и смирение, и любовь премнога, и вси съзидающеся верою и любовию к Христу Богу, и утешением Святаго Духа умножахуся”27. В последующее время в литургической жизни Церкви установилась молитвенная традиция: «В память этого события в Русской Церкви установился обычай ежегодного крестного хода “на воду” 1 августа, который затем соединился с праздником Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня»28.
О деятельности святителя Михаила можно говорить преимущественно гипотетически, увязывая с ним некоторые сохранившиеся крупицы исторических сведений. Так, Иаков мних в Памяти и похвале князе Владимиру говорит следующее о его добродетелях: “И три трапезы поставляше: первую Митрополиту съ епископы, и съ чернорзце, и съ попы…”29. В этой связи можно привести цитату из Никоновской летописи: “Чествоваше убо его [Митрополита Михаила — а. М.] Володимер, и в согласии и любви мнозе с ним пребываше, и радовахуся вси, и слава Божия превъсхожаше”30. Летопись говорит о крещении Митрополитом Михаилом всех сыновей князя Владимира, а сразу после рождения он мог крестить святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба (†1015; пам. 24 июля), то есть в младенческом возрасте.
Важным событием стала закладка большого каменного храма в Киеве, — важное государственное мероприятие. Князь Владимир говорит об этом в Уставе: “Бл(аго)с(ло)вение приемь от Михаила Митрополита всея Руси създах ц(е)рк(о)вь Десятинноую с(вя)тыя Б(огороди)ца и дахъ ей десятину по всей Руской земли въ своемъ княжении десятоую векшоу, и оу торгу десятую нед(е)лю, а изъ домовъ на всякое лето от всего прибытка и от лова княжа и от стад и от жита десятину чюдному Сп(а)су и с(вя)теи Б(огороди)ци, городы и погосты, села и винограды, земли и борти, озера, реки, волости и дани съ всими прибытки, десятое въ всем ц(а)рстве и княжении”31. Об этом же говорится и в Повести временных лет: “Посемь же Володимеръ живяше въ законе хрестьянсте, помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, и яко сконча зижа, украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньцыя пристави служити в ней, вдав ту все, еже бе взял в Корсуни: иконы, и съсуды, и кресты”32. Комментаторы Повести временных лет называют также другие даты закладки Десятинного храма33, но в любом случае вопрос создания этого храма князь Владимир обсуждал со святителем Михаилом34. На месте Десятинного храма ранее жили первые русские мученики, варяги Феодор и Иоанн, пострадавшие в 983 году (пам. 12 июля). Двор их находился — “идеже есть церкви святая Богородица, юже сдела Владимир”35.
Князь и Митрополит предпринимают первые усилия по насаждению духовного просвещения на Руси: “начаша <…> младыа дети <…> давати во училище, учитися грамоте”36. Предпринимаются первые миссионерские путешествия по стране. Летопись описывает миссионерские путешествия только в регионы к северо-востоку от Киева: Великий Новгород, Ростов и др. города37, хотя, несомненно, проповедь христианства велась и в южных городах. Более того, миссионерские усилия простираются и за пределы Киевской Руси. В Степенной книге говорится, как князь Владимир “по благословению отца своего пресвященнаго Митрополита Михаила <…> посла избраннаго философа именем Марка Македонянина в блъгары к срацином”38. Об этом же говорит и Никоновская летопись39. Можно говорить, что составитель акафиста святителю Михаилу имел под руками обе книги. Он пишет: “…по вере ревновал еси, яко и к безбожным агаряном, к болгаром и сарацином мужа некоего Марка Философа на проповедь послал и люди ко Христу призывал”40. С. А. Иванов считает это событие “весьма правдоподобным”41.
Несомненно, первый Митрополит носил имя Архангела Михаила, почитание которого является характерным для Киева и киевлян с древности. С именем святителя Михаила в литературе связывается начало Михайловского Златоверхого монастыря42, хотя в последующее время это утверждение не получило поддержки43. Очевиднее другое: историческая память о первом Митрополите, трудившемся в Киеве, сохраняется в его гербе, на котором изображён небесный покровитель святителя Михаила — Архангел Михаил.
Деятельность святителя Михаила в Киевской Руси продолжалась недолго. Под 992 годом в Никоновской летописи говорится: “Того же лета преставися пресвященный Михаил Митрополит Киевский и всея Руси, иже поживе крепким житием, и мног труд о Господе показа в новокрещеных людех, и веру православную соблюде, и всех богоразумию научи. И много о сем поскорбе и прослезися Володимер”44. В акафисте об этом говорится: “…аще и не четыредесять лет якоже Моисей, но четыре лета точию люди Киевския страны детоводил еси, не манною тленною, но истинным Хлебом с небесе сшедшим сия питая, иже есть Христос Господь”45. В Троицкой редакции Устава князя Владимира, дошедшем до нас в списках второй четверти XVI–XVII века, говорится о трудах первого Митрополита, “иже божественым Крещением крести всю Русскую землю и мног труд о Господи показа в новокрещенных людех, и веру православную съблюди, и всех благоразумию научи, и течение о Христе сконча, и оусну блажженным сном в вечныи покои о Господи”46. В службе описана печаль о кончине Первосвятителя земли Русской: “Мног плач и рыдание граду Киеву, твоим, отче, отшествием к Богу, сотворися: но Вышний Иерусалим, приемля тя в недра своя, возрадовася”47.
С развитием в XVII веке научной мысли и книгопечатания имя Митрополита Михаила начинается встречаться в книгах и в исторических трудах. Русская мысль того времени называет пять крещений Руси. В “Синопсисе”, изданном в Киеве, говорится о первом крещении при апостоле Андрее, затем — при византийском Патриархе Фотии в 863 году усилиями равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия48, в 886 году присланным Патриархом Фотием Митрополитом Михаилом, затем при княгине Ольге в 955 году. “Пятое совершенно и конечно крестишася россы такожде от Константинополя, княжащу святому равноапостольному Великому князю Владимиру, всея России самодержцу, в царство Греческих царей Василия и Константина, Патриарший престол правящу Николе Хризовергу, лета от рождества Христова 988”49. Затем в следующей главе говорится о деятельности Митрополита Михаила50. Таким же образом говорит старец Исидор (Сназин), трудившийся в окружении Московского Патриарха Иоакима (1674–1690). Он составил летописный свод, опубликованный в 31 томе “Полного собрания русских летописей” (М., 1968), где также говорится о четырёх крещениях Руси51, а затем — подробно о крещении Руси при князе Владимире, о первосвятительских трудах Митрополита Михаила52.
Имя Первосвятителя встречается в письменности Московской Руси. В настольной грамоте, данной после интронизации новопоставленному Патриарху Московскому Питириму (1672–1673), приводится краткая история иерархии на Руси и называется первый Киевский Митрополит Михаил53. В материалах Московского Собора, заседавшего 1 января 1678 года, который прекратил почитание благоверной Анны Кашинской (†1368; пам. 2 окт.), перечисляются подвижники, которые не почитаются как святые угодники. В начале называется “Михаил, Митрополит Новгородский” (!)54 и в конце перечня говорится: “И инии мнозии свято поживши суть нетленнии в пещерах Киевских, в Велицем Новеграде и во Владимире Велиции князи и княгини (яже, за множеством, оставихом не именованы), и никому же сих поются тропари и каноны”55.
Его имя имеется в памятнике агиографической мысли XVII века — в Книге, глаголемой описание Российских святых56. М. В. Толстой, комментируя Книгу…, называет места пребывания святых мощей Первосвятителя земли Русской: “Мощи его были первоначально погребены в Десятинной церкви, но в 1103 году перенесены в Антониеву пещеру, а оттуда в 1730 году перенесены в Великую церковь Пречистую”57. Называется имя Киево-Печерского настоятеля, архимандрита Феоктиста, при котором было совершено перенесение мощей Святителя в монастырскую пещеру58. Однако архимандрит Амвросий (Орнатский) говорит, что это перенесение произошло “по нашествии татар”59. Таким образом, после кончины он был погребён в Десятинном храме, который при нём начали строить; в то время он был кафедральным собором на Руси. Аналогичным образом был погребён в недостроенном Успенском соборе в 1326 году Митрополит Пётр (†1326; пам. 21 дек.), с которым связано возвышение Москвы. Пребывание святых мощей в пещерах нашло отражение в гимнографии: “Лик святителей Русских и любопразденственных соборы величаем: сотецытеся ко святей пещере, пастырие первоначальнаго пастыря, людие же отца своего песньми почтите”60; “Радуйся, обители Печерския усердный молитвенниче”61. Архимандрит Амвросий (Орнатский), составивший хронологический список русских святых, помещает имя святителя Киевского Михаила в лике русских святых Х века62.
Архиепископ Филарет Черниговский, ссылаясь на рукописные Святцы, говорит, что память Митрополита Михаила творится 15 июня63. “Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими”64. Так идея начала христианства на Руси сочеталась с началом церковного года: “Первое, новаго лета начинающее восхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русской земли архиерею, первыя песней рукояти приносим”65. Архиепископ Сергий (Спасский) пишет о почитании святителя Михаила: “В Лавре до 1730 г. праздновали ему 15 июня, а после того 30 сент. Мощи в Киевской лавре в соборном храме Успения”66. Перенесение мощей Митрополита Михаила из пещеры произошло в 1730 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы67 по указу императрицы Анны Иоанновны68. Это вызвало появление второй даты памяти Святителя – 30 сентября69. Перенесение мощей святителя Михаила явилось признанием его святости и его канонизацией. “О ней позаботилась Лавра при последнем выборном архимандрите её Зосиме Валькевиче (1762–1786 г.), известном своею ревностию об украшении лаврских святынь и прославлении Печерских угодников. По ходатайству Лавры указами Св. Синода: 1762 г. июня 15, 1775 г. мая 18, и 1784 г. октября 31 дозволено помещать в печатаемых в Лавре книгах имена святителя Михаила, преподобного Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, также печатать службы им и др. преподобным Печерским <…> святителю Михаилу 30 сентября, печатать как в месячных Минеях, так особою книгою для всеобщего употребления”70.
Исследователь истории гимнографии пишет, что служба святителю Михаилу была составлена “в нынешнем виде позже нач. XVIII в.”71. И. Малышевский говорит, что написана она была в Киево-Печерской Лавре72. Ф. Г. Спасский отмечает: “Надо признать, что служба эта есть позднейшая и удачная подделка, вхождение в дух писания авторов киевских служб”73. Начинается служба святителю Михаилу словами: “Перваго тя во иерарсех, земля Русская песньми венчает, Михаиле преподобное, святителю Христов блаженнейший. Яко первее ту Божественным Крещением совершенне просветил еси, первее свет Евангелия во тму внесл еси, первее идольския требы разрушив знамением Крестным, имже удивил еси неверующия люди”74. Святитель прославляется как “начальник архиереом”75, “премудр делатель”76, “благовонный кипарис”77 и т. д.
Русская литургическая мысль не почтила особой службой апостола Андрея Первозванного (†62; пам. 30 дек.), но, как отметил Ф. Спасский, в службе святителю Михаилу Киевскому “это упущение” исправлено “отчасти”78. В службе Святителю говорится, что он “Первозванного пророчествие наверши”79; “Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися, се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися”80.
Первосвятитель называется крестителем князя Владимира: “…первие приведе в познание Божественное великаго в князех Владимира”81. В свою очередь равноапостольный князь приял Первосвятителя “аки зарю”82. Эта мысль повторяется в службе ниже: “И плодами твоими усладився великий в князех Василие, прият тя любовию во управление земли Русской”83. Инициатива государственной власти и христианская ревность Митрополита Михаила явились залогом успешного крещения Русской земли.
Служба святителю наполнена Евангельскими образами. В Евангельской притче говорится, как отец, радуясь возвращению блудного сына, сказал рабом своим: Изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его (Лк 15:22). В Евангелии перстень означает восстановление утраченного сыновства и достоинства. В службе этот символ показывает приобретённое пред Богом “сыновство” Русской земли: “…преславный град Киев благоухает и приемлет начертание усыновления”84, также и Русская земля, “приемши перстень усыновления, веселится”85. “Злат перстень новыя благодати, архиерею Михаиле, вложив России на руку, обручил еси невесту чисту Христови, яже от язык Церковь”86. Следующий тропарь в каноне, Богородичен, начинается словами: “Злат перстень именуем Тя, Дево Чистая, украшен аки драгоценным адамантом, приединением плоти Христовы”87.
Для прославления подвига Святителя гимнограф использует ветхозаветные образы. Он проводит параллель между подвигом Иисуса Навина и Митрополита Михаила: “Падоша Иерихонские стены, Иисусом Навином кивоту обнесенну: падоша и идолы, со крестом тебе, иерарше, предгрядущу”88. Святитель Михаил также сравнивается в службе с пророком Моисеем: как пророк жезлом крестным “пресекл <…> море”, так и Киевский Первосвятитель “люди омыв боговидения водою, привел еси во пристанище”89. Ниже в службе говорится: “Моисей вторый России явился еси, отче, пренесый мысленный виноград от египетскаго идолослужения в землю пророчествием предувидену”90.
В службе неоднократно прославляется славный град Киев91 и горы киевские92. Град Киев, восприяв святое Крещение, “носит, аки гривну злату, на выи честное Евангелие Христово. Еже мы лобызаем и прославляем Слова Божия”93. В акафисте отмечается проповедь Святителя в Киеве, а также в Великом Новгороде и Ростове. В службе преподобным Печерским подвижникам, почивающим в ближних пещерах, говорится: “Русския земли иерархов песньми поем: от нихже первейшаго Михаила…”94. На Соборе Русской Церкви 1917–1918 годов было установлено празднование в честь всех святых в земле Российской просиявших. В составленной службе празднику говорится о Митрополите Михаиле: “Сияет, яко звезда на небеси, Божий иерарх Михаил, землю Русскую просветивый светом познания Божественныя веры и Владыце приведый люди новы, банею крещения обновленны”95.
Судьба мощей первого Митрополита земли Русской весьма печальна. Об Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, где пребывали мощи Святителя, известно, что 3 ноября 1941 года его “уничтожил взрыв”96.
Святитель Михаил был послан на Русь в свите царевны Анны. Её царское достоинство обусловило высокий сан сопровождающего духовного лица. Можно предположить, что он был викарием Патриарха и имел титул Византийской кафедры. В процессе своего миссионерского служения он, несомненно, писал о своих трудах Византийскому Патриарху. После последовавшей вскоре его блаженной кончины (во всяком случае не раньше), когда в Константинополе встал вопрос о направлении на Русь преемника ему, можно сделать предположение о принятии синодального решения об открытии Киевской епархии. В таком случае Митрополит Леонтий, преемник святителя Михаила, явился первым официальным главой новой епархии. Поскольку же на Руси началось формирование епархиальной структуры, то это было становление национальной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. У истоков этого явления стоит имя святителя Михаила, труды которого продолжил Митрополит Леонтий уже на новом каноническом уровне.
Иерархи на Руси были и раньше97, но теперь активное содействие княжеской власти способствовало успеху христианизации всего русского народа. Необходимо также отметить, что имя Митрополита Михаила исторически оказалось в тени князя Владимира, крестителя земли Русской, которому как равноапостольному подвижнику были посвящены агиографические произведения. Непродолжительность служения Первосвятителя негативно сказалась также на сохранении его имени в исторической памяти. За своё короткое служение на Руси святитель Михаил едва ли выучил русский язык и поэтому полноценного общения с окружающими его людьми он не имел, и это также сказалось на его памяти в последующее время. Только в последующее время, в XVI–XVII веках, его имя выходит из забвения, но много источников к тому времени уже утрачено. Наиболее пространно о святителе Михаиле говорится в Никоновской летописи Митрополита Даниила (1522–1539) и Степенной книге, созданной в эпоху святителя Макария (1542–†1563; пам. 30 дек.). Необходимо привести интересную мысль О. М. Рапова: “Практика показывает, что нередко поздние летописи, составители которых старались привлечь как можно больше самых разнообразных источников, содержат в себе более достоверные исторические материалы, чем летописи древние”98.
Современная литургическая традиция особо чтит святителя Михаила. В диаконском прошении на литии лик Московских чудотворцев начинается с имени первого Киевского Митрополита Михаила. В год празднования 1000-летия Крещения в Москве проходила выставка, на которой была выставлена икона святителя Михаила, написанная в начале ХХ века М. И. Дикарёвым99. “Лик святителя Михаила традиционно изображают на самом распространённом из вариантов иконы Собора Печерских святых, известной с первой половины XVIII в.”100. Образ святителя Михаила получил определённое отражение в творчестве русских художников. В. М. Васнецов изображает его в росписях Владимирского собора в Киеве, в сюжетах крещения равноапостольного князя Владимира в Херсонесе и крещения Руси101, как и другие художники в аналогичных сюжетах102.
В Степенной книге говорится о святителе Михаиле: “Многи труды о Господе показа, и многия идольския требища разори, и многия люди неверныя в веру Христову обрати, и веру православную в новокрещеных людех утверди, и всех богоразумию научи”103. Русская Церковь прославляет своего Первосвятителя в акафисте: “Радуйся, Церкве Божия в России основание”104. Поэт XIX века говорит о важнейшем событии в жизни русского народа:
Сияли хоругви парчой золотою,
Дымились кадила окрест,
Сиял вознесённый над всею толпою
В руках архипастыря крест!105.
Список сокращений
ЖМП |
— |
Журнал Московской Патриархии. |
ПСРЛ |
— |
Полное собрание русских летописей. |
ТОДРЛ |
— |
Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом). |
ТКДА |
— |
Труды Киевской Духовной Академии. |
ЧОИДР |
— |
Чтения в Обществе истории и древностей Российских. |
1Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси // Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 191–206; То же // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Изд. 2. СПб., 1996. С. 446–471.
2О Митрополите Михаиле см. Архимандрит Амвросий. История Российской иерархии. Изд. 2. Т. 1. Ч. 1. Киев, 1827. С. 81; Калинников В. Митрополиты и епископы при св. Владимире // ТКДА. Киев, 1888. Т. 2. № 6. С. 481–487; Михалин И. Святитель Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси // ЖМП. 1987. № 4. С. 8–9; Жития святых Российской Церкви также иверских и славянских и местночтимых подвижников благочестия. М., 1993. Месяц Сентябрь. С. 559–560; Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых. М., 1990. С. 164–165; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Пою Богу моему. Акафисты. Портреты русских архиереев. Дневниковые записи. СПб., 1998. С. 112–113; Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия. М., 2010. С. 525; Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. “Муж премудрый разумом” // Пастырь. 2007. Октябрь. С. 36–38; Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 340–341; Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи: 882–1892. Т. 2: Иоанн–Симеон II. М., 2003. С. 334–335; Архимандрит Никон. Очерки по истории Церкви Древней Руси. Ростов-на-Дону, 2009. С. 136–140.
3Митрополита Михаила, который занимал Киевскую кафедру в конце 1179-х годов, А. Поппэ называет “упущенным историографией”. — Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси // Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси. С. 199. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1997. С. 288.
4Древнерусские княжеские Уставы XI–XV вв. / Изд. подготовил Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 15, 16, 21, 42, 46, 54, 76.
5П. Греческий церковный историк о первых Митрополитах всея Руси // ЖМП. 1982. № 5. С. 47. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. С. 278–281; Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С. 282.
6 ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 112–116.
7Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305) // Там же. С. 192. См. также: Павлов А. С. Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого Русского Митрополита Михаилом Сирином // Чтения в историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 11. Отд. 2. Киев, 1896. С. 22–26; Протоиерей П. Лебединцев. Примечания к “Догадке” А. С. Павлова // Чтения в историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 11. Отд. 2. С. 27–33.
8П. Греческий церковный историк о первых Митрополитах всея Руси. С. 46.
9Там же. С. 47. Датой прибытия на Русь преемника святителя Михаила Митрополита Леонта он называет 991 год (Там же). Е. Е. Голубинский также называет датой прибытия на Русь Митрополита “Леона” 991 год, но он считает его первым Киевским Митрополитом. — Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. С. 281.
10Добротолюбие. Т. 5. М., 2004. С. 7.
11Лосева О. В. Периодизация древнерусских Месяцесловов XI–XIV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001. № 4. С. 18, 19.
12 ПСРЛ. Т. 9. М., 2000. С. 57.
13Патерик земли Болгарской. Сентябрь–Январь. М., 2008. С. 22–25. См. также: Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. С. 135; Соловьёв С. И. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 1: История России с древнейших времён. М., 1988. Т. 1–2. С. 178. По благословению Болгарского Патриарха Максима было установлено празднование Всем святым, в Болгарии просиявшим, и имя святителя Михаила встречается в составленном перечне святых (Минея Май. М., 1987. Ч. 3. С. 428), хотя в службе оно не упоминается.
14Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. С. 137. О некоторых аспектах и связях царевны Анны с Болгарией см. Поппэ А. В. “А от болгарыне Бориса и Глеба” // От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей: К 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 72–76.
15В источниках встречается также и другая версия. В Повести временных лет, однако, читаем: “Епископъ же Корсуньский с попы царицины, огласивъ, крести Володимира”. — Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 187. См. также: ПСРЛ. Т. 9. С. 54.
16ПСРЛ. Т. 9. С. 57.
17Там же.
18Ломоносов М. В. Избранные произведения. Т. 2. М., 1986. С. 118.
19Васильевский В. Г. Избранные труды по истории Византии. Кн. 2. М., 2010. С. 397.
20Древнерусские княжеские Уставы XI–XV вв. С. 69.
21Там же. С. 68–69.
22Там же. С. 68. Менее пространно о Митрополите Михаиле, без упоминания саккоса и предношения лампады, говорится в других редакциях Устава князя Владимира, сохранившихся в рукописях XV–XVII веков; см.: Там же. С. 14, 16, 21, 41, 42, 46, 54, 73; Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 336.
23Щапов Я. Н. Княжеские Уставы и Церковь в Древней Руси XI–XIV вв. М., 1972. С. 115–116.
24Там же. С. 57, 74–75.
25Повесть временных лет. С. 26.
26Первый софийский храм в Киеве был освящён 11 мая 952 года при княгине Ольге. — Лосева О. В. Русские Месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 88–89.
27ПСРЛ. Т. 9. С. 57–58.
28Михалин И. Святитель Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси. С. 8. См. также: Настольная книга священнослужителя. Т. 3: Месяцеслов (Март–Август). М., 1979. С. 665.
29Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI–XII века. СПб., 1997. С. 320.
30ПСРЛ. Т. 9. С. 57.
31Древнерусские княжеские Уставы XI–XV вв. С. 70.
32Повесть временных лет. С. 54.
33Там же. С. 463–464.
34О десятинном храме см.: Археология СССР. Свод археологических источников. Е1-47: Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. С. 7–8; Ивакин Г.; Иоаннисян О. Богородица десятинная. Первый каменный храм на Руси в свете новых фактов // Родина. 2008. № 8. С. 39–42; Этингоф О. Е. Влахернское святилище в Константинополе и его значение для Древней Руси // Храм земной и небесный. М., 2009. Вып. 2. С. 119.
35Повесть временных лет. С. 38. См. также: Мурьянов М. Ф. О Десятинной церкви князя Владимира // Восточная Европа в древности и средневековье. Сборник статей. М., 1978. С. 171–175; Пуцко В. Г. Киевские мученики-варяги // Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1984. № 141. С. 178–196; Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969. С. 25–26.
36ПСРЛ. Т. 9. С. 58.
37Там же. С. 63–64.
38Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т. 1. М., 2007. С. 301.
39ПСРЛ. Т. 9. С. 58.
40Икос 9 // Акафисты русским святым. Д–М. СПб., 1995. С. 631. Род Философовых со ссылкой на Степенную книгу возводит свою генеалогию к этому современнику святителя Михаила. — Бобринский А. Дворянские роды, внесённые в общий гербовник Всероссийской империи. Ч. 1. СПб., 1890. С. 153.
41Иванов С. А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать “варвара” христианином? М., 2003. С. 222.
42Архимандрит Амвросий. История российской иерархии. Ч. 4. М., 1812. С. 184; Евгений Болховитинов [митрополит]. Вибранi працi з iсторii Киева. Киiв, 1995. С. 80; Берлинський М. Ф. Iсторiя мiста Киева. Киiв, 1991. С. 37; Храмы, построенные св. Владимиром и другими в его время // ТКДА. Т. 2. Киев, 1888. № 6. С. 235–237.
43Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. С. 16–17.
44ПСРЛ. Т. 9. С. 64.
45Кондак 8 // Акафисты русским святым. Д–М. С. 630.
46Древнерусские княжеские Уставы XI–XV вв. С. 76.
473 тропарь 8 песни канона // Минея Сентябрь. М., 1978. С. 756.
48Духовная связь Первосвятителя земли Русской и равноапостольных братьев отмечена в акафисте Митрополиту Михаилу: “Радуйся, равноапостолом Кириллу и Мефордию равностоятелю”. — Икос 2 // Акафисты русским святым. Д–М. С. 625.
49Мечта о русском единстве. Киевский Синопсис (1674) / Предисловие и подготовка текста О. Я. Сапожникова и И. Ю. Сапожниковой. М., 2006. С. 107. См. также: Келейный летописец святителя Димитрия Ростовского с прибавлением его жития, чудес, избранных творений и Киевского Синопсиса архимандрита Иннокентия Гизеля. М., 2000. С. 430–431; Святитель Димитрий Ростовский. Летопись. Синопсис. Репринтное издание. М., 1998. С. 386–387. На этой концепции построил одну из своих статей исследователь XIX века И. Малышевский, он пишет: “Крещение Руси при Владимире называли у нас в старину пятым крещением, начиная счёт крещений с проповеди св. Ап. Андрея”. — Малышевский И. Отношение Руси к Церкви Римской при св. князе Владимире // ТКДА. Киев, 1863. № 2. С. 93.
50Мечта о русском единстве. Киевский Синопсис. С. 109.
51ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 27, 36, 37 (названы Патриарх Фотий и Митрополит Михаил), 39.
52Там же. С. 43–47. См. также: Чистякова Е. В.; Богданов А. П. “Да будет потомкам явлено…”. Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. М., 1988. С. 65.
53Попов Г. М. Материалы для истории Патриарха Питирима // Христианское чтение. Ч. 2. СПб., 1890. С. 499–509.
54Московский Собор о житии благоверныя княгини Анны Кашинския // ЧОИДР. Кн. 4. Исследования. М., 1871. С. 53.
55Там же. С. 54.
56Книга глаголемая описание о Российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори, всякого чина святых / Дополнил биографическими сведениями граф М. В. Толстой. М., 1887. С. 10. № 14; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 365.
57Книга глаголемая описание о Российских святых… С. 10. № 14.
58Патерик Киево-Печерский. Т. 1: Подвижники Киево-Печерской Лавры XI–XV вв. и древние святые, причисляемые к её чудотворцам. Киев, 2004. С. 247.
59Архимандрит Амвросий. История Российской иерархии. Т. 1. Ч. 1. С. 81.
603 тропарь 9 песни канона на утрени // Минея Сентябрь. С. 756.
61Икос 10 // Акафисты русским святым. Д–М. С. 632.
62Архимандрит Амвросий. История Российской иерархии. Т. 1. Ч. 1. С. 524–525.
63Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. С. 341. Прим. 3.
64Минея Сентябрь. С. 758.
652 стихира на хвалитех // Минея Сентябрь. С. 757.
66Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 2: Святой Восток. Ч. 1. М., 1997. С. 304.
67Минея Сентябрь. С. 758.
68Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 216; Малышевский И. Кто был первый Митрополит Киевский? // ТКДА. Т. 3. Киев, 1883. С. 155–156; Указатель святыни и священных достопамятностей Киева, как в самом городе, так и в его окрестностях… Киев, 1860. С. 23.
69Перенесение святых мощей, таким образом, празднуется накануне самого перенесения, чтобы литургически не перегружать праздник Покрова и достойно почтить память святителя Михаила. Такова история установления дня памяти святителя Макария Московского (†1563; пам. 30 дек.), канонизованного в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Он скончался 31 декабря, а память ему установлена 30 декабря, поскольку 31 декабря литургически перегружено.
70Малышевский И. Кто был первый Митрополит Киевский? С. 159.
71Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 86. Прим. 7.
72Малышевский И. Кто был первый Митрополит Киевский? С. 166.
73Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. С. 87.
741 стихира на Господи воззвах // Минея Сентябрь. С. 748.
75Седален по полиелее // Минея Сентябрь. С. 751.
761 тропарь 3 песни канона // Минея Сентябрь. С. 752.
772 тропарь 9 песни канона // Минея Сентябрь. С. 756.
78Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. С. 87–88.
79Славник на Господи воззвах // Минея Сентябрь. С. 749. См. также “ину” стихиру по 50 псалме (Там же. С. 751).
80Тропарь святому // Минея Сентябрь. С. 750.
81Славник на стиховне // Минея Сентябрь. С. 749.
822 тропарь 3 песни канона на утрени // Минея Сентябрь. С. 752.
83Славник на хвалитех // Минея Сентябрь. С. 757.
843 стихира на стиховне // Минея Сентябрь. С. 749.
852 тропарь 6 песни канона на утрени // Минея Сентябрь. С. 754.
863 тропарь 7 песни канона // Минея Сентябрь. С. 755.
87Богородичен 7 песни канона на утрени // Минея Сентябрь. С. 755. Идея перстня встречается в древнерусской литературе, но восходит к другому Евангельскому тексту: Мф 17:27 (Каган-Тарковская М. Д. Легенда о перстне в сборниках Ефросина, книгописца Кирилло-Белозерского монастыря // ТОДРЛ. Т. 34: Куликовская битва и подъём национального самосознания. Л., 1979. С. 250–252; Ромодановская Е. К. К истории сюжета о Поликратове перстне в древнерусской литературе // ТОДРЛ. Т. 49. СПб., 1996. С. 400–404).
882 тропарь 5 песни канона на утрени // Минея Сентябрь. С. 754.
891 тропарь 6 песни канона на утрени // Минея Сентябрь. С. 754.
90Кондак // Минея Сентябрь. С. 754. Несколько ранее в службе говорится, что святитель Михаил привёл многих делателей “во виноград Небеснаго Владыки” (3 тропарь 6 песни канона на утрени // Там же).
911 стихира на стиховне // Минея Сентябрь. С. 749; 3 стихира на стиховне (Там же); Седален по 3 песни канона (Там же. С. 753); 2 тропарь 7 песни канона на утрени (Там же. С. 755); 1 стихира на хвалитех (Там же. С. 757).
922 тропарь 4 песни канона на утрени // Минея Сентябрь. С. 753; Кондак канона на утрени (Там же. С. 755).
933 тропарь 5 песни канона // Минея Сентябрь. С. 754.
94Светилен после канона на утрени // Печерская Миниа. Киев, 2007. С. 80 (Слав. яз).
956 тропарь 1 песни канона на утрени // Минея Май. М., 1987. Ч. 3. С. 334; Чинопоследования праздника Крещения Руси. М., 1988. С. 32.
96Патерик Киево-Печерский. Т. 1. С. 248.
97См. Архимандрит Макарий. Предыстория русской иерархии // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2010. № 10. С. 293–308.
98Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. С. 282. См. также: Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. С. 238. Прим. 1.
991000-летие русской художественной культуры. М., 1988. С. 170. № 211. С. 369.
100Патерик Киево-Печерский. Т. 1. С. 248.
101Пастон Э. В. Виктор Васнецов. М., 2007. С. 27, 28.
102См.: 1000 русских художников / Составители А. Ю. Астахов, Ю. А. Астахов. М., 2008. С. 55, 942; Никологорская О. А. Картины истории России. М., 2009. С. 26; Энциклопедия мирового искусства. 100 великих русских художников. М., 2008. С. 55.
103ПСРЛ. Т. 21. СПб., 1908. С. 113.
104Икос 6 // Акафисты русским святым. Д–М. С. 629.
105Чюмина О. Крещение Руси // Молитвы русских поэтов. XI–XIX. Антология. М., 2010. С. 721.