Страстную неделю с ПРАВМИРом проводит профессор Московской Духовной академии и миссионер протодиакон Андрей Кураев.
Что самое важное и ценное в атмосфере первых трех дней Страстной седмицы?
Главное, что мешает пережить Страстную седмицу – это явная близость к Пасхе и некоторая усталость от завершающегося поста. Когда запах куличей начинает слепить нос – особенно это заметно когда живёшь в семинарии или в монастыре – тогда, вместо того, чтобы нам действительно переживать всецело и только события Евангельской истории, в нас уж очень бурно начинает просыпаться и мечтать о своём удовлетворении гастрономическое чувство.
В этом смысле Страстную седмицу переживать иногда бывает тяжелее, чем предыдущие долгие недели Великого поста. И принципиально важно до некоторой степени об этом забыть. Человек должен уметь себя контролировать. Чего ты ждёшь от Пасхи? Застолья – разрешения от поста, или же всё-таки вести о Воскресении Христовом и о своём спасении?
Честное слово, если тебе кажется, что желудок начинает определять всё остальное, то лучше что-нибудь скушать, чем прислушиваться к его диктантам и требованиям.
Первые дни Страстной седмицы относятся к числу моих, может быть, самых любимых, потому, что они какие-то очень спокойные. Нет ещё предпраздничной суеты, нет эмоциональной чрезмерной нагруженности, которая начнётся во второй половине недели, когда она будет погружать тебя в атмосферу Страстей.
А атмосфера первых дней совершенно удивительная — ровная и в то же время в ожидании какой-то бури. Здесь нет чувства новизны, экзотики, как в начале Великого Поста, когда от стилистики Великого Поста за год отвыкли – здесь уже привычное, сроднившееся, родное, и скоро оно уйдёт. Немножко прощальная, немножко сожалеющая, но очень насыщенная эмоциональная гамма — определяет первые два дня Страстной седмицы.
Затем наступает Великая среда. Этот день несколько необычен тем, что обычно для церковных людей является днем исповеди перед Великим четвергом. Далеко не все прихожане могут успеть исповедоваться в сам Великий четверг, поэтому во многих московских храмах большая исповедь идёт накануне – в среду вечером, что дает исповедующимся дополнительные возможности. Во-первых, исповедь занимает вечернее время и, соответственно, режим ее не подчиняется темпу пения хора, как обычно на наших службах, когда батюшке надо успеть освободить исповедников до начала Причастия. В Великую среду же хоть до часа ночи батюшка в вашем распоряжении. Мучайте его. Так что для священников это один из самых тяжелых дней в году, а для прихожан — возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни.
Читайте также: