Моему ребенку через год идти в первый класс. У знакомых с детьми такого возраста сейчас одна забота — где найти получше занятия по подготовке к школе, как научить бедных малышей не только читать, но и считать, и даже писать прописными буквами. Все говорят, что без хорошей подготовки в нормальную школу не возьмут. Еще до школы далеко, а волнения, как перед поступлением в институт. Я тоже «заразилась» этим и стала думать: наверное, нам тоже нужно как следует подготовиться к первому классу! (Пока мой сын знает все буквы, но читать еще не умеет.) Хотя, с другой стороны, мне кажется, так «натаскивать» ребенка — это неправильно, ведь школа для того и нужна, чтобы начать учиться в ней, а не за два года до нее. Я помню, когда я шла в свой первый класс, уметь читать было совсем необязательно. Скажите, есть ли сейчас какие-то нормы, что вообще должен уметь будущий первоклассник, и нужно ли его перед первым классом так «натаскивать»? Светлана.
Отвечает Елена БАЙДИНА, психолог, лечебный педагог, завуч начальной школы частной общеобразовательной школы «Знак»:
— Конечно, готовить ребенка к школе нужно, но почему-то многие родители уверены, что эта подготовка должна заключаться в том, чтобы обязательно научить малыша читать, писать и считать. Этому заблуждению способствует огромное количество разнообразных «развивающих» пособий, заполонивших полки книжных магазинов, и всевозможные группы раннего развития и подготовки к школе, где воспитатели зачастую просто занимаются с детьми по программе первого класса. Тревожность родителей подогревается сегодняшней реальностью, когда образование стало услугой, следовательно, усиливается конкуренция образовательных предложений.
Основной аргумент родителей, отдающих своих детей на подготовку к школе: «В хорошую школу без специальной подготовки не возьмут».
Это не так. Министерством образования РФ запрещено проводить при наборе в первый класс любого типа испытания (экзамены, тесты, конкурсы), направленные на выявление уровня подготовки ребенка. Принимать на учебу обязаны всех детей с шести с половиной до восьми лет независимо от того, умеет ли ребенок читать и писать (п. 7 ст. 6 закона города Москвы «О развитии образования в г. Москве»). И даже если вам в школе говорят, что по уставу школы у них тестирование, значит, устав нарушает государственный закон, следовательно, он нелегитимен.
Действительно, в школах организуется комиссия для проведения собеседования с детьми и родителями, но это, как правило, связано не с выявлением умения считать и писать, а с целью правильно оценить возможности будущих первоклассников, понять, насколько они готовы к школе. В чем в первую очередь заключается эта готовность? В определенной умственной и физической зрелости, в умении выполнять инструкции и принимать помощь взрослого, в способности сдерживать и контролировать свои эмоции. Когда ребенка просят посчитать до 10 или написать свое имя — это, как и вопросы по картинкам, скорее попытка выявить уровень его общего развития. До 10 считать, действительно, учат в каждой нормальной семье. Но вычислять в пределах 10 — это уже программа школы. Умение писать, читать и считать относится к обучению и мало говорит о развитии ребенка. Часто приходится видеть, как «подготовленный» ребенок бойко считает до 10, но не может сказать, что идет раньше, 3 или 8, — он выучил счет, как стихи. Или, натасканный в прогимназии, перечисляет приметы времени года, но не может сказать, какую из них он наблюдает за окном.
Факторы, которые действительно влияют на успешность ребенка в начальной школе, нередко остаются за бортом родительского внимания: это физическое здоровье, эмоционально-психологическая устойчивость, трудоспособность и трудолюбие.
Главный же критерий готовности ребенка к школе — это желание учиться. Нередко учитель с грустью встречает «подготовленного» ребенка. Как правило, 85 процентов детей, прошедших дошкольную гимназию, не хотят учиться. Чаще всего потому, что перед ребенком ставились цели, на достижение которых у него уходило слишком много сил. Иногда неделя пятилетнего ребенка расписана так, что ему некогда играть, он устает, как взрослый, и в результате у него пропадает желание что-либо познавать. Разговоры взрослых о школе тоже играют роль в отношении детей к учебе. Брошенная в сердцах фраза «Как ты в школе-то учиться будешь?» или «Пусть пока играет, пойдет в школу — не до того будет…» рождает в душе у ребенка негативный образ школы еще до начала учебы, образ какой-то повинности, места, где тяжело и неинтересно.
А ведь в школе в первое время действительно может быть или может показаться тяжело, первоклассники сильно устают, ослабленные физически дети часто болеют. Поэтому весь год перед школой лучше не столько нагружать ребенка правописанием и устным счетом, сколько укреплять физическое здоровье: много гулять, ходить пешком не менее 40 минут в день и соблюдать режим.
Если до школы ребенок не ходил в детский сад, никогда не был даже в маленьком коллективе, привык к личному обращению знакомых взрослых, то, скорее всего, ему будет вдвойне трудно привыкнуть к школе. Обратиться к взрослому с вопросом, потерпеть, пока спрашивают других, адаптироваться среди сверстников — всему этому нужно учить ребенка заранее, как правилам вежливости.
Вот какие умения будущего первоклассника важны для его успешного будущего обучения:
умение правильно держать ручку;
развитие мелкой мускулатуры пальцев (тонкую моторику хорошо развивает лепка из пластилина, аппликация, рисование, вязание на спицах, игры с мелкими деталями);
умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: лево-право, верх-низ, центр;
способность слушать сказку или историю внимательно в течение 15 минут;
умение играть с детьми и взрослыми по правилам;
умение слушаться;
владение навыками самообслуживания, чтобы самостоятельно завязать шнурки, переодеться до и после физкультуры и т. п.
При подготовке ребенка к школе особое внимание надо уделить развитию его речи.
Все ли звуки он выговаривает и произносит без дефектов? Умеет ли построить предложение, не нарушая в нем связи слов и правильно употребляя предлоги, ответить на вопросы по прочитанной сказке, запомнить и повторить предложение из пяти-шести слов? Очень важно, чтобы ребенок мог вести диалог и рассказывать об увиденном и услышанном.