С 9 по 23 января в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки ожидается премьера одного из ключевых событий музыкальной культуры: I Рождественский фестиваль духовной музыки.
Участники фестиваля
Здесь выступят шесть ведущих хоровых коллективов из разных стран мира, три из них — впервые в России. Это всемирно известный Хор Вестминстерского аббатства (Лондон), Хор «Святой Стефан Дечанский» собора Свв. Трех Апостолов из Сербии (Нови-Сад) и Хор Первопрестольного Святого Эчмиадзина (Армения). Среди российских участников — выдающиеся коллективы с лучшими традициями и славной историей: Московский Синодальный хор, Мужской хор Московского Сретенского монастыря и хор Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Художественные руководители фестиваля — президент Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). К предстоящему событию была приурочена пресс-конференция, которая состоялась 9 января в Московском Доме Музыки.
Среди высоких гостей — участников пресс-конференции присутствовали: Владимир Теодорович Спиваков — президент Московского международного Дома музыки, художественный руководитель фестиваля; Его Высокопреосвященство Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) – председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, художественный руководитель фестиваля; Алексей Александрович Пузаков – заслуженный артист России, регент Московского Синодального хора; Ольга Юрьевна Лякина – заместитель генерального директора Московского международного Дома музыки; Елица Курьяк — чрезвычайный уполномоченный посол республики Сербии Российской Федерации.
Цели и задачи фестиваля
Чем уникально предстоящее событие? Какого его значение? Как воплощались первые идеи? Каков репертуар произведений, чем они интересны? На эти и другие вопросы журналистов отвечали участники конференции.
Первым своими мыслями, переживаниями и надеждами, связанными с предстоящим событием поделился метр симфонической классики Владимир Спиваков. «Музыка – это нравственное составляющее души человека, — отметил он. — Я глубоко убежден, что в человеке с рождения заложена не только какая-то генетическая информация, он несет еще и духовное наследие. Многое зависит от того, как человек им распорядится. Существует древняя легенда о том, что когда ребенок находится еще во чреве матери, к нему спускается ангел и рассказывает о всех тайнах мира, но когда ребенок должен появиться на свет, раздается легкий щелчок и он уже должен идти по пути познания мира сам. И это может стать одной из самых сильных страстей человека, потому что многое зависит от того, каким будет его познание, и что он передаст другим».
Ольга Лякина отметила роль фестиваля: «Мы хотим еще раз напомнить нашим зрителям, слушателям о том, что духовная музыка, духовная культура – это огромная палитра, и этот фестиваль позволит познакомить слушателей с тем, что они еще не слышали, с величайшими шедеврами, продиктованными Композитором свыше».
В фестивале, напомнила Ольга Лякина, примут участие как российские коллективы, так и зарубежные гости. Предполагаются выступления хоров из Сербии, Армении, Великобритании. В программе Сербского хора – песнопения, начиная с 14 века, английский хор Вестминстерского аббатства будет петь песнопения 15 века.
«Безусловно, — подчеркнула Ольга Лякина, — репертуар произведений фестиваля — это наше колоссальное мировое наследие. Нам предоставляется возможность услышать это наследие от носителей древнейших мировых культур, которые передаются веками из поколения в поколение».
Митрополит Иларион о духовной музыке
Митрополит Волоколамский Иларион рассказал о термине «духовная музыка» в контексте предстоящего фестиваля. «С самого начала, когда обсуждалась идея этого фестиваля, мы решили трактовать понятие «духовная музыка» достаточно широко. – подчеркнул Его Высокопреосвященство. — Сейчас очень часто под духовной музыкой понимают ту музыку, которая предназначена для богослужений. То есть произведения Бартнятского, Костянского и подобных им профессиональных церковных композиторов. Но если взять это понятие в более широком смысле, то в него можно включить огромное количество произведений написанных на духовные тексты библейских и Евангельских сюжетов. Поистине неисчерпаема нотная библиотека таких произведений. Не хватит и сотни таких фестивалей, чтобы воспроизвести огромное, накопленное в разных странах это духовное и музыкальное богатство. И в этом смысле я надеюсь, что Рождественский фестиваль наряду с хорошо знакомой музыкой будет открывать слушателям и менее известные, а, может быть, и новые произведения тех авторов, которые живут сегодня и пишут на духовные темы, вдохновляемые евангельскими и библейскими сюжетами».
Также Митрополит Иларион отметил важность проведения фестиваля в Рождественский период, когда многие люди настроены на религиозный лад, потому, что сам праздник Рождества Христова к этому обязывает и этому способствует.
«Музыка является тем особым языком, на котором люди говорят друг с другом, и на котором люди говорят с Богом. Ведь не случайно во всех основных христианских конфессиях богослужение сопровождается музыкой. В православной Церкви литургия вообще не мыслима без пения хора. В самом скоромной сельском приходе на богослужении будут петь две-три бабушки. У нас нет богослужений, которые совершались бы без пения. И это свидетельствует о том, что музыка является неотъемлемой частью нашего опыта богообщения. На языке музыки люди общаются друг с другом. И это тот язык, который можно понимать не зная иностранных языков. Это тот язык, на котором общаются люди самых разных культур, это язык, для понимания которого нужно иметь открытое сердце. Все остальное человеку передается само собой: от автора – через исполнителя – к слушателю. Музыка, это и тот язык, на котором Церковь говорит с миром, потому что традиционное представление о церковной миссии связано с образом проповедников, которые держат в руках Евангелие, но ведь Церковь на протяжении веков говорила с миром языком искусства, через иконы, фрески, произведения церковной поэзии и, конечно же, через музыку. И сегодня Церковь языком музыки проповедует людям те же вечные истины, которые она проповедовала на протяжении веков. Музыка оказывается мощным миссионерским средством для проповеди и для нравственно воспитания людей. Она не бывает нейтральной в духовном отношении. Есть музыка, развращающая человеческие души, которая воспитывает в человеке самые низменные инстинкты и страсти. Но есть музыка, которая духовно возвышает и очищает человека. Я надеюсь, что в рамках фестиваля наши слушатели услышат только такую музыку».
Хоры — участники фестиваля
Один из зарубежных гостей фестиваля – хор из Сербии «Святой Стефан Дечанский». Елица Курьяк как представитель Сербского государства заявила: «Я очень горжусь, что представители хорового пения Сербии будут присутствовать на этом фестивале. Наша традиция хорового пения не настолько богатая как в России, но она существует. Действительно, если бы не было духовного наследия, многие народы, особенно маленькие, потеряли бы свою самобытность. Поэтому те, у кого будет возможность услышать средневековую сербскую музыку, смогут понять как Сербия развивалась и как она существует сейчас».
Откроет фестиваль 9 января концерт Московского Синодального хора. Регент хора, Алексей Пузаков, отметил, что для коллектива Московского Синодального хора большая честь участвовать в фестивале и тем более его открывать. «Прекрасно то, — подчеркнул заслуженный артист России, — что у истоков создания этого события стоит два выдающихся человека: маэстро Спиваков и Митрополит Иларион. Это действительно знак нашего времени, когда почетный представитель музыкальной культуры и представитель Русской Православной Церкви вместе открывают совершено новое дело. Потому что наверное необходимо, чтобы о Боге мы слышали не только в православном храме. Ведь суть христианства – это жизнь со Христом ежедневно и ежеминутно. В особые святые дни, святки, когда ангелы воспевают «Слава в вышних Богу и на земли мир человеку благоволение…» совершенно замечательно, что мы будем собираться не только в стенах храма, не только вокруг таинств церковных, но и как будто бы в нашей повседневной бытовой жизни. Здесь, в Доме музыки мы сможем ощущать близость Бога, радость от встречи с Иисусом Христом, Который рождается в эти святые дни».
На вопрос журналистов к Владимиру Спивакову, каким образом проявилось влияние музыки на его духовное развитие, маэстро ответил, что убежден, что настоящая музыка – продиктована свыше, потому, что композиторский дар — это необыкновенное таинство. «Бах всегда считал, что он здесь не причем, что все продиктовано сверху. А я думаю, что Бах был более православным композитором, чем многие православные композиторы». И такие великие личности, произведения которых не могут оставить равнодушными, заставляют думать, внутренне переживать и развиваться.
Миссионерская роль фестиваля
В фестивале встретились разные христианские конфессии. Его значение для культуры и музыкантов трудно переоценить. Не менее значимо предстоящее событие и для Церкви. Так Его Высокопреосвященство Митрополит Иларион отметил, что Церковь живет не только в стенах храма, она намного шире.
«К сожалению, — добавил он, — до сих пор еще существует такой стереотип, согласно которому Церковь существует для того чтобы только крестить и отпевать. А миссионерская и просветительская роль Церкви часто недооценивается, иногда и сознательно замалчивается. Мне кажется, что сегодня Церковь может и должна использовать любые возможности для проповеди. Причем проповедь совсем не всегда должна носить характер собственно проповеди. Это может быть разговор не обязательно о богословии, необязательно о Боге, это может быть разговор о нравственных ценностях, о человеческом счастье, о смысле человеческой жизни. Это может быть нечто, что Церковь отдает людям.
И церковное искусство относится именно к этой сфере. Духовная музыка является тем сокровищем, которое Церковь накопила внутри себя, и она этим сокровищем делится. И не только внутри храмов, но и на концертной эстраде. Я думаю, что в этом смысле Рождественский фестиваль можно обозначить как и важную миссионерскую акцию. В то же время присутствие коллективов из других стран, принадлежащих к иным христианским конфессиям, показывает, что и в других христианских традициях накоплено свое духовное богатство, с которым мы можем познакомиться».
Ольга Лякина обратила внимание на эксклюзивность фестиваля, которая в первую очередь выражается в его определенном консерватизме, классике.
«Часто придумываются какие-то концепции, что-то хочется выстраивать, но духовная музыка – вне всего, что можно разделить. Это колоссальная музыкальная палитра, накопленная за несколько веков профессионального искусства от времени, когда музыка являлась священной наукой в средние века и до сегодняшнего времени. Вот этот музыкальный консерватизм сейчас, мне кажется, необходим в большей степени, чем какие-либо концепции. В пространстве этой музыки мы можем познакомиться с духовными христианскими культурами, погрузившись в музыкальный исполнительский материал, который ничем не приукрашен, который не нужно как-то дополнительно представлять. Это и так уже колоссальное богатство. Потому, что когда мы смотрим на иконы – нам не нужно больше ничего дополнительного. Музыка – это такие же иконы, только музыкально звучащие, и они накоплены многими поколениями многими странами». Также Ольга Лякина отметила, что сейчас очень многие произведения возрождаются заново, так как в советское время духовные произведения известных композиторов были изменены на светские и часто из музыкантов никто не знал, что тексты и музыка, которые они исполняют – это не хоровые пейзажи, а духовные произведения.
Митрополит Иларион — участник фестиваля
В рамках фестиваля прозвучит симфония, автором которой является Митрополит Иларион. Произведение, написанное в 2008 году на слова псалмов, называется «Песнь восхождения».
«Я избрал семь псалмов заключительных частей псалтыря, — поделился Митрополит, — это псалом «Из глубины взываю к тебе, Господи», он открывает симфонию и является наиболее сумрачной частью произведения, затем часть на слова «Возвожу очи мои к горам», написанная в форме фуги, затем «На реках Вавилонских», «Хвалите Имя Господне» и последняя часть – это те заключительные псалмы, где упоминаются музыкальные инструменты. Я решил все упоминаемые музыкальные инструменты использовать в их прямом перечислении. В «Хвалите Его во гласе трубном» — звучат трубы, в «Хвалите Его во струнах и органе» — вступает орган и так далее…».
В заключении своего выступлении на просьбу рассказать о Рождестве и поделиться пожеланиями в предстоящий праздник, Его Высокопреосвященство сказал: «Сейчас очень часто, к сожалению, говорят о Рождестве просто, как о рождестве. Забывая, что это Рождество Христово. На Западе некоторые люди вообще не знают, что Рождество имеет какое-то отношение к Христу. И мне кажется очень важным, чтобы люди в рождественский и предрождественский период задумывались о том, почему этот праздник имеет такой универсальный смысл. И в чем значение личности Христа для каждого человека. Христос – это ведь не просто основатель одной из религий. Это не просто учитель нравственности. Христос – это универсальная человеческая личность в независимости от того, верят ли в Него как в Бога воплотившегося, как в Него верят христиане, или в Него верят просто как в прекрасного человека. Это личность, Чья история, Чья судьба и Чье учение имеет отношение к каждому человеку. И поэтому мне бы хотелось, чтобы в рождественский период люди верующие и не верующие, взрослые и дети, христиане и не христиане задумывались о том, что принес в жизнь человечества Этот Человек. Чему он нас учит. И почему день Его рождения является одним из главных праздников всего человечества и во всех странах мира».
Владимир Спиваков: «Господь говорит в тишине»
В завершение пресс-конференции выступил Владимир Спиваков: «Я сделаю такое признание, которое никому никогда и не говорил. Но просто сейчас такая обстановка необычная, камерная. Я каждый свой концерт воспринимаю, пусть это громко связано, как миссию. Для меня это даже больше веление. Я хочу, чтобы с концерта люди с чем-то выходили. С чем-то особым. Хочу вырвать их из повседневной трудной, часто трагичной жизни. Из подавленности, которая существует. Я хочу дать им какое-то утешение. Был такой случай, еще во времена, когда виртуозы Москвы только начинали свой путь. Через окно пролезли два солдата-афганца. Они попросились на концерт, их провели, пропустили. И когда они пришли меня поздравлять, ребята сказали мне: «Мы солдаты Афганистана, но после такой музыки у нас нет желания убивать»…
Для меня каждый концерт – это событие и в моей жизни, и в жизни музыкантов. Это определенные вехи, вехи соприкосновения с человеческими душами, которые жаждут. А громкие слова, ордена, статьи и восхваления – это, в общем, – не мое. Я люблю тишину, а, как известно, Господь свои слова говорит именно в тишине».
Елена Вербенина