«Политика — грязное дело», «Нельзя во власти быть и не запачкаться…» — так ли это? Правда ли, что власть и святость несовместимы? Возможно ли остаться человеком перед лицом сильнейшего из человеческих искушений — искушения властью? Может ли политическое могущество стать ступенью к самоотречению и святости?
«Правмир» начинает новый цикл материалов, рассказывающий о святых правителях России.
«Поздравляю вас! Вы стали отцом»! Эта новость потрясает даже того, кто готовился и кто ждёт одного, двух… редко-редко – трёх маленьких карапузов.
…А представьте, если это – неожиданно? Если отцом – не пусть даже трёх маленьких детей, а множества мужчин и женщин, многие из которых – значительно старше вас?.. Целого народа, причём народ этот непрост, суров, едва только задумывается о том, чтобы расстаться со своими прежними жестокими верованиями, и – своего нового «отца» наверняка будет испытывать на прочность, внимательно следить за всяким движением – подлинна ли его вера? Искренен ли он? Хорошо ли новое учение ли для него, народа сурового и требовательного? Ничего себе «дети»…
Да, но можно ли «назначить» отцом? Конечно, нет. Можно усыновить. И в Церкви происходит именно так – епископ как бы усыновляет нас, всю общину, и становится нам отцом, от имени Отца. Отныне вся его жизнь – в его новых детях…
…Это случилось очень давно. Так давно, что даже скудные сведения о тех днях едва дошли до нас. Некоего сирийца Михаила сам Константинопольский Патриарх в Новом Риме, столице Вселенной, назначил митрополитом для далёкого и жестокого северного народа.
Не раз в тех краях гибли за свою веру христиане, бывало, что армии этого народа заставляли содрогаться от ужаса сам Константинополь, бывало, даже дань платили гордые ромеи этим необузданным варварам. Именно от них, руссов, защитила Пречистая как-то раз Свой город, и до сих пор это событие, Покров Богородицы, на слуху у всех.
А нынешний князь русский, который, по слухам, жестокостью и развратом превзошёл всех предшественников, вдруг пожелал креститься и потребовал в жёны Анну, сестру Императора. Угрожая в противном случае войной…
Вот такие «дети» появились у Михаила одним утром 988 года от Рождества Христова. Патриарх Николай отправил Михаила с Анной как сопровождающего и главу церковной делегации из шести епископов и множества священников. Новый митрополит должен был крестить Владимира, совершить венчание его с царственной невестой и принести свет Христовой веры на Русь.
До сих пор есть сомнения, точно ли Михаил был первым русским митрополитом. Может быть, он был вторым, а перед ним – некий Леон(тий)? Но всё же в церковной истории за столетия утвердилось мнение, что это был именно он.
Никто тогда ещё точно не знал, действительно ли русский князь с говорящим именем Владимир («Владеющий миром!») обратился сердцем к Христу, или это просто ещё одна недолгая причуда его всем пресыщенного разума. Михаилу предстояло это узнать на себе.
…До нас дошло предание о чуде, произошедшем с Владимиром во время крещения. Он, незадолго до того ослепший, вдруг прозрел. И, судя по его словам – «Теперь я узнал истинного Бога!», – его последние сомнения развеялись именно в этот момент. В этом же предании очень просто говорится о крещении дружинников князя – они были поражены чудесным исцелением и поэтому тут же крестились.
Наверняка это чудо было ответом и на внутренние вопросы митрополита Михаила, если они у него были, конечно. И святой сумел заслужить доверие и любовь своей новой родины. Летописи сохранили свидетельства даже не отеческой, а скорее материнской заботы иерарха о русских людях.
Михаил не сидит на одном месте: вот он совершает крещение сыновей князя Владимира, потом – крестит киевлян в водах Почайны, потом мы видим его в Новгороде, где многие крестились в результате его проповеди; а вот он уже в Ростовских землях, крестит «без числа людей».
Он основывает храмы, организовывает первые школы для детей, сам тщательно подбирая учителей. Вот он отправляет проповедника к волжским булгарам-мусульманам, вот под воздействием его слов и убеждений крестятся четыре болгарских князя и даже один печенежский…
По слову летописца, при Михаиле «вера православная расцвела и засияла, как солнце».
Чужой и далёкий народ стал для него своим, родным. Но ненадолго – через четыре года неутомимый проповедник скончался. Может быть, потому, что не берёг себя, не щадил, отдавая всего себя русским людям. Может быть, как говорят, «сгорел» в трудах. Если так, то огонь этого его пламени до сих пор светит нам ровно и ясно, и погасить его вот уже тысячу лет не могут никакие беды и потрясения российского государства.
Тропарь Михаилу, первому митрополиту Киевскому
Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися: се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися. И иже неверием обветшавшия Божественною купелию отродишася и быша людие обновления, царское священие, язык свят. Христово стадо, емуже ты первый пастырь явился еси, яко первее Крещением послуживый. И ныне, предстоя Владыце Христу Богу, моли всем сыном русским спастися: имаши бо дерзновение яко иерарх Божий и священнослужитель.
Список использованной литературы.
Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. — М., 1997
Муравьёв,А.Н. История Российской Церкви. — М., 2002
Толстой, М.В. История Русской Церкви. — М., 1995
История Православной Церкви в XIX веке (репринт). — М., 1998
Избранные жития русских святых. — М., 1992
Православная Энциклопедия: В 25 т. — М., 2000-2010.
Божий Избранник. Крестный путь свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России. — М., 1991
Киево-Печерский патерик. — Киев, 1893
Московский патерик. — М., 1991
Троицкий патерик. — СТСЛ, 1992
Трофимов, А. Святые жёны Руси. — М., 1993
Соборы святых// Православный Церковный Календарь. — М., 1998-2010
Карамзин, Н.М. История Государства Российского. — СПб, 1816-1829
Соловьёв, С.М. История России с древнейших времён. — СПб, 1851-1879
Панова, Т.Д. Загадка Большого Успенского собора //Мир Божий. — 1998 г. — №1(3)
Стрижёв, А. Два монарха и таинственный старец Феодор Козьмич. — М., 1992
Тростников, В.Н. Покаяние или миф / Русский дом. — 2002 г. — №3
Лебедев, Л., прот. Москва Патриаршая. — М., 1995
Шмидт, В.В. Никон, Патриарх Московский, и его Воскресенский монастырь Новый Иерусалим //Богословские труды.- 2002 г.- №37
Сайт некоммерческого благотворительного фонда «Русское Православие». URL: http://www.ortho-rus.ru/
Местночтимый святой города Юрьева-Польского благоверный князь Святослав Всеволодович //Сайт «Крылья голубиные». URL: http://posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=11
Сайт ЦНЦ «Православная Энциклопедия». URL: http://pda.sedmitza.ru/news/index.html
Большая биографическая энциклопедия //Сайт Академик. URL: http://dic.academic.ru/
Книга Степенная царского родословия. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10114