Первый храм: палатка?
Дорогая редакция! Я слышал, что христианские храмы устроены по образу ветхозаветной скинии — храма израильского народа, который к тому же был храмом-палаткой. Не могу понять, чем же православный храм похож на скинию?
Вопрос читателя нам показался интересным и дал возможность рассмотреть, чем первый храм израильского народа — скиния (по древнегречески σκηνή — шатер, палатка), которую Бог повелел устроить Моисею и где хранились полученные им от Бога скрижали завета с десятью заповедями, — похож, а чем отличается от современного православного храма? Разобраться в этом нам помогали библеист, автор учебника по Ветхому Завету, проректор ПСТГУ иерей Геннадий ЕГОРОВ и старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО.
Какой была скиния
Моисей строил скинию около полугода. В центре двора площадью более квадратного километра, устроенного из дорогих тканей, привешенных к столбам, находился большой шатер, разделенный завесой на две части. Первая комната располагалась напротив входа и называлась Святое или Святилище. В ней размещался золотой жертвенник воскурения, семисвечный светильник и стол, на котором лежало 12 хлебов, разложенных в два ряда по шесть штук в каждом. Эти «хлебы предложения» символизировали 12 колен Израилевых и обновлялись раз в неделю — это было основное место, где совершались богослужения.
Ветхозаветняа скиния. Справа — Святилище, слева — Святая Святых, где находился Ковчег Завета и куда первосвященник мог заходить только раз в год
Второе помещение, скрытое занавесом, называлось Святая Святых, там находился Ковчег Завета. В Ковчеге хранились каменные скрижали, данные Моисею Богом на горе Синай, золотая чаша с манной небесной, питавшей еврейский народ во время 40-летнего скитания по пустыне, а также жезл Аарона, расцветший в доказательство того, что именно его, брата Моисеева из рода Левитов, Бог избрал первосвященником.
Ковчег Завета был сделан из акации, внутри и снаружи отделан золотом. Внизу с каждой стороны Ковчега было по два кольца, чтобы можно было вставлять шесты и таким образом переносить его во время походов. А еще с каждой стороны Ковчега помещались лицом друг к другу Херувимы, покрывавшие крыльями Место прощения — крышку над Ковчегом. Такое название оно получило потому, что только один раз в году, в День Искупления, первосвященник, и никто другой, окроплял крышку Ковчега кровью жертвенного животного во искупление прегрешений всего народа Израильского. Место прощения символизировало видимый трон невидимого Бога.
Во дворе скинии, который являлся основным местом будничного богослужения, находились жертвенник всесожжений и медный умывальник с водой для омовения рук и ног священников, когда они готовились приступать к священнодействию.
Во время странствования израильтян по пустыне скиния всегда ставилась посередине стана. В скинии Моисей выслушивал и решал различные тяжбы и споры, просил Божественных откровений, совершал торжественные общественные богослужения. Скиния и ее принадлежности были устроены так, что их удобно было разбирать, переносить с места на место и собирать снова — за это отвечали специальные люди. По окончании странствования eвреев и построения храма Соломонова Ковчег Завета со всеми принадлежностями был перенесен в новосозданный храм, построенный так же как скиния — только из камня. Скиния-палатка прослужила евреям 480 лет.
Тогда — символ, теперь – реальность
В современном православном храме можно найти черты, напоминающие о скинии. Православный храм, как и скиния, разделен на две части, в храме есть жертвенник, престол, семисвечник, курится ладан, горят лампады. Однако, хотя некоторые внешние черты современного храма могут напоминать о древней ветхозаветной скинии, между ними есть принципиальная разница. В чем она, поясняет иерей Геннадий Егоров: «Формально, действительно, есть сходство, но суть разная. Это видно даже из попытки сопоставить богослужение. Главным местом ветхозаветного богослужения, состоявшего из принесения жертв, был жертвенник, стоявший во дворе. И только раз в год первосвященник с жертвенной кровью входил во Святая Святых. Теперь, после того, как Христос, по слову апостола Павла, со Своей Кровью вошел в небесную скинию, главная часть нашего богослужения совершается в алтаре, а не в притворе. Ведь народ израильский только ожидал Мессию-Христа, и скиния была лишь символом присутствия Бога посреди Его народа и вещественным пророчеством о грядущем Боговоплощении. То же самое и храм Соломонов. Они были лишь тенью грядущих благ. И ветхозаветные кровавые жертвы носили лишь условно-символическое значение. Апостол Павел говорит, что если бы эти жертвы давали реальное оставление грехов, то не нужно было бы их повторять постоянно. Поэтому в скинии облик, место и назначение священных предметов должны были соблюдаться неукоснительно, иначе вместе с утратой символизма уходил и смысл богослужения.
Устройство христианского храма гораздо более свободно и функционально. В первую очередь христианский храм — это место, где верующие собираются для Евхаристии — принося Бескровную Жертву и приобщаясь Святых Христовых Тайн. Евхаристия — не символ, Евхаристия — это сама реальность, таинственная, но реальная встреча с Богом, лишь облеченная в символические действия».
Первоначально апостолы совершали Евхаристию так, как ее установил Господь на Тайной вечере. Они собирались вместе по домам и в обычной комнате молились, читали Писание, слушали проповедь и за трапезой преломляли хлеб. «Первое время Церковь была “подвижна”, — рассказывает старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр Ткаченко. — Община могла переходить из одного здания в другое, служили там, где было удобно, и все необходимое приносили с собой. Никаких сложных элементов убранства, вроде семисвечника, тогда не было. Воскурение ладана, лампады появились позже и хотя в основном несли то же символическое значение, что и в скинии, обязательными для совершения Евхаристии не были».
Довольно скоро понадобились особые помещения, так как дома были маленькими, а количество христиан быстро увеличивалось — в Писании есть пример обращения одновременно трех тысяч человек. Когда христианство перестало быть гонимо, для совершения Евхаристии стали использовать древнеримские общественные здания — базилики, которых было много в крупных городах империи. Их приспосабливали для богослужения, например, чтобы всем было слышно чтение Писания, для чтеца было устроено небольшое возвышение в центре храма, которое теперь называется амвон.
«Центром Евхаристии, Трапезы Господней, был стол — в воспоминание Тайной Вечери, когда Христос, собравшись с апостолами за столом, установил таинство Евхаристии. На столе, который позже стал называться престолом, находились Святые Дары и приносилась бескровная жертва, — рассказывает Александр Ткаченко. Первоначально престол находился в центре, позже был перемещен к восточной стене храма. Традиция молиться лицом на восток сохранилась еще со времен Ветхого Завета, а в Новом Завете была связана с ожиданием второго пришествия Спасителя — с востока. Для того чтобы всем присутствующим было видно происходящее в алтаре — престол поставили на возвышение. При установлении христианства государственной религией при императоре Константине Великом в IV веке и с ростом количества христиан началось обмирщение Церкви. В храм стали приходить люди, для которых христианство уже стало традицией, официозом, такие люди могли повести себя в храме неблагоговейно, и появилась необходимость выделить, отгородить как-то алтарное пространство от толпы. Поэтому алтарь от молящихся стал отделяться невысокой перегородкой. А в VIII веке, во времена иконоборчества и сопутствовавшего ему упадка благочестия, для защиты престола и Святых Даров от поругания перегородка между престолом и молящимися была увеличена в высоту, образуя некий прообраз иконостаса. Таким образом, появилось деление храма, внешне совпавшее с делением скинии. Но в скинии такое разделение было четким символом Непостижимости Бога: никто не мог видеть Святая Святых за завесой, а жертва приносилась во дворе. В христианской же традиции каждый храм являет образ Небесного храма, в котором служит Христос-Первосвященник, открывший нам путь на небо. Поэтому на Пасху богослужение совершается с открытыми Царскими вратами. Отгороженность алтаря в Восточной Церкви появилась на определенном историческом этапе, связанном с иконоборчеством, и не является принципиальным условием для совершения христианского богослужения. В западной Церкви, у католиков, иконоборчество не было столь актуальным и агрессивным, поэтому в их храмах иконостас практически отсутствует».
Иерей Геннадий Егоров: «По воспоминаниям соловецких узников, тайными храмами им служили скрытые в лесу поляны: одна полянка была Троицкий собор, другая полянка — Успенский, а престолом и вовсе служил обычный пенек. В православном храме содержание важнее символизма, потому что здесь человек может не символически, а реально соединиться с Богом».
Екатерина СТЕПАНОВА
Помощь в подготовке статьи оказал архитектор Андрей АНИСИМОВ, руководитель товарищества реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова».