Монахиня Кассия родилась в Константинополе около 805 года в богатой и знатной семье.
Воспитанная в благочестии, красивая девушка отличалась тонким умом и блестящим образованием. Сохранились несколько писем преподобного Феодора Студита к девице Кассии. Из них мы узнаем о том, что Кассия и ее мать благотворили преподобному, что девушка претерпела гонения за иконопочитание в царствование императора Льва, и что с юности она стремилась к принятию монашества.
В 821 году император Михаил II задумал женить своего сына Феофила. Для выбора невесты во дворец были приглашены одиннадцать красивых девушек, в число которых попала и Кассия. По преданию, мать Феофила, императрица Фекла, дала сыну золотое яблоко, повелев вручить его понравившейся девице.
Красота Кассии поразила будущего императора. Желая испытать ее ум, он сказал: «Не через жену ли произошло зло?», ― намекая на падение прародительницы Евы. Не растерявшись, Кассия с достоинством ответила: «Но через жену же берет начало и лучшее»,― имея ввиду воплощение Спасителя от Девы Марии. Будущий император, посчитав Кассию слишком умной, выбрал Феодору, канонизированную впоследствии Церковью за восстановление иконопочитания.
А Кассия, лишившись сомнительной чести быть супругой ревностного еретика-иконоборца, оставила мир и приняла монашеский постриг. На собственные средства она основала в Константинополе монастырь, вызывавший восхищение у современников. Здесь она проводит всю свою жизнь и, «преисполненная мудрости и боголюбия», сочиняет множество богослужебных произведений.
Следует отметить, что VIII – IX вв. ― золотой век церковного песнотворчества. В это время творили преподобный Андрей, архиепископ Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Косьма, епископ Майумский. Церковные гимны создавали не только монахи, но и многие образованные миряне.
Память св. Кассии совершается 7/20 сентября, накануне Рождества Богородицы.
К произведениям монахини Кассии в настоящее время относят:
- Ирмосы первых пяти песен канона утрени Великой Субботы;
- Стихира на Рождество Христово — «Августу единоначальствующу на земли…»;
- Стихира на Святую и Великую среду — «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…»;
- На Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня — «Исаии ныне пророка глас…»;
- На память мучеников Евстратия и иже с ним, 13-го декабря — «Паче еллинских наказаний…»
«Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом ушы огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость».
Эта стихира звучит на последней в этом году вечерне в составе Литургии Преждеосвященных Даров. А вечером мы услышим тропарь «Егда славнии ученицы», в котором говорится об Иуде-предателе. Вот как святитель Иоанн Златоуст , вспомиая Марию Магдалину, говорит о предателе: «Та – искала оставления грехов, а этот – взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она – радовалась, тратя миро многоценное; этот – заботился продать Неоценимого. Она – Владыку познавала, а этот – от Владыки удалялся. Она – освобождалась от греха, а этот – делался пленником его».
Тропарь, глас 8-й
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся,/ тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся,/ и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает./ Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша!/ Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия.// Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.
Читайте также: