Христос воскресе!
Для меня большая честь быть приглашенным на эту конференцию. И перед тем, как я перейду на русский язык, хотел бы сказать, что сегодня особый день для моей Отчизны, для всего мира. Сегодня мы отмечаем 70-й юбилей победы над фашизмом. Миллионы людей отдали свои жизни, воюя со злом. Я бы хотел поздравить вас с этим днем — с Днем Победы!
Я постараюсь показать, как можно захватить внимание скептически или равнодушно настроенных к Церкви молодых людей, расставив «информационные уловители». Пробиться к молодежи сегодня сложно: у них есть информационный щит, есть коммуникационный меч, они точно будут обороняться, помогать им будет вся мощь современной массовой культуры. Прорвать эту оборону сложно.
Итак, на информационной карте молодежи Церковь находится где-то в стороне, на периферии, даже хуже. Она скорее в оффлайне, а основные события происходят в онлайне. Считанное число раз молодой человек встречается с Церковью: либо во время смерти кого-то из близких, либо во время больших государственных праздников в виде богослужения по телевизору, реже его приглашают на венчание или крестины. Но в этих случаях он ожидает встречи с Церковью, он подготовлен массовой культурой к встрече с ней как зритель, а не как участник. Он не готов, не захочет и не сможет в эти короткие встречи изменить свою жизнь.
Как разорвать шаблон?
Задача моего выступления — попытаться расставить потенциальные позиции Церкви на информационной карте в неожиданных для молодежи местах. Это разорвет шаблон, молодой человек растеряется, и в этот момент можно захватить его внимание. Мое выступление — это пред-пред-пред-пастырская работа, его задача — просто захватить внимание.
Несколько слов, почему молодежная политика — это самая взрослая тема. Раньше молодые люди стремились к тому, чтобы стать взрослыми, потому что считалось, что взрослым принадлежит мир. Сегодня этого уже не нужно. Наоборот, сегодня взрослые массово стремятся вести себя и думать, как молодые люди. 60-летний молодой — сегодня это нормально.
Привлеку ваше внимание к нескольким факторам. Во-первых, молодые миллионеры и миллиардеры — это уже не исключение, а вполне действующая жизненная модель. Молодежные вкусы определяют массовую культуру: например, голливудские фильмы снимаются для того, чтобы угодить вкусам мальчиков-подростков. «Цифровое неравенство» набирает силу: молодые люди гораздо лучше ориентируются и ощущают себя в информационном пространстве, чем взрослые. Молодежь до 30 лет — это половина населения Земли, и на них ориентируются все мировые производители.
Я предлагаю такую методологию привлечения внимания. Во-первых, дать высказаться, то есть не предлагать и не навязывать свою тему, а оставить выбор темы за молодыми людьми. Дальше нужно войти в тему, то есть откомментировать то, что происходит на какой-то дискуссионной площадке, причем желательно в том формате, какой принят на этой площадке. После этого необходимо дать попробовать простое решение, решение в один клик. То есть зашел — и сразу можешь получить совет, цитату, какое-то решение, приглашение на встречу. После этого надо заинтриговать предложением. И в конце надо предложить продолжение в том формате, который был обещан.
Есть темы, говоря на которые, Церковь всегда будет собирать аудиторию. В частности, это тема смерти, посмертного существования, бессмертия, тема Бога в жизни человека. Эти темы я не затрагиваю в основном потому, что они не находятся среди тем, которые волнуют молодых людей. Я буду говорить о тех темах, которые находятся в другой — обычной, светской плоскости, но которые входят в топ молодежных тем. По ним всегда есть интерес, и них не происходит информационного пресыщения.
Первая тема — как найти работу, вторая — на кого ориентироваться, третья — как завести правильные взаимоотношения с противоположным полом. Мы будем разворачивать темы так, чтобы показать молодым людям, что есть решение этих проблем, чтобы мы могли их вырвать из привычного информационного круга.
Как показать, что самореализация важнее культа успеха?
Что касается работы, то больше половины молодых людей сегодня не работают по той специальности, на которую учились. 38% недовольны своей работой. Между тем средний рабочий день длится больше девяти часов, и это значит, что люди несчастливы. Происходит это потому, что обсуждение будущего ребенка происходит за несколько лет до окончания школы, а за год до окончания уже нужно определиться, куда молодой человек будет поступать. Как правило, выбор стоит между желанием ребенка и рациональностью взрослых. И даже если они совпадают, это не гарантия, что у молодого человека или девушки все в жизни сложится — по крайней мере, не будет скандала в семье. Если не совпадает, либо ребенок будет страдать от навязанного родителями выбора, либо родители будут отчаиваться от того, какой выбор сделал ребенок.
Хорошо, что этот выбор растянут по времени, и в ситуации первого стратегического выбора в жизни человека и ребенок, и родители открыты и готовы слушать. Вот здесь нужно обратиться к тому, чего на самом деле родители хотят для своих детей — денег или счастья, и можно ли купить счастье за деньги. Это болевая точка: внешние цели в виде денег, в виде престижа, в виде знакомств. Даже если родители говорят музыкальному ребенку, что жизнь жестока, нужно учиться, становиться бизнесменом и забросить скрипку, в глубине души они понимают, что неправы, и их будет мучить совесть. В мыслях же они открыты и готовы слушать. Вот в этих случаях уловить их можно переформулированием вопроса для самих молодых: какое наибольшее удовольствие ты получишь для себя в будущем? Или задать вопрос взрослым: на самом деле они хотят, чтобы их ребенок стал кем?
Развернутое понимание внутренних целей может в корне изменить ситуацию выбора. Самореализацию можно показать привлекательнее, чем культ успеха. Те, кто слушает совесть, кто слушает сердце, на самом деле добиваются большего — об этом говорят биографии всех успешных людей. А вот за силами для того, чтобы постоянно совершать выбор в пользу самореализации, а не культа успеха, надо идти в церковь.
Как это можно реализовать? Например, участвуя в обсуждениях в социальных сетях, где находятся старшеклассники, делая серии коротких интервью с успешными людьми, проводя вебинары для детей и родителей в начале каждого учебного года. Можно организовать специальную «горячую линию» по электронной почте, участвовать в ярмарках вакансий.
Церковь должна давать свою оценку фильмам и героям
Вторая тема — супергерой, на которого ориентируются молодые люди. Современная массовая культура рождает свой эпос: это кино, это игры, это жизнь звезд. Это модель для подражания, которая распространяется через все возможные каналы. Проблема в том, что в них вшиты не только политические или идеологические смыслы, но и много коммерчески ориентированных. И массовая культура предлагает воспроизводить те модели поведения, которые выгодны корпорациям или некоммерческим объединениям, не контролирующимся обществом, в отличие от государства.
В некоторые фильмы внедряются асоциальные и провокационные модели поведения, исподволь подменяются нормы. Зрителям из фильма в фильм через соцсети и игры навязываются новые стандарты поведения. Молодые люди сами признаются, что в принципе могли бы от этого отказаться, но противостоять привлекательности этих моделей не могут. Они как будто «подсажены» на них, а во-вторых — боятся общественного мнения.
Таким образом, если получится убедительно разрушить целостность деструктивных образов, разложить каждого персонажа, показать, каким он был в начале фильма и каким стал в конце, на примерах продемонстрировать, что успех или неуспех персонажа зависит от того, какое у него внутреннее состояние, насколько он правильную жизнь ведет, — это бы сняло магию и очарование этих образов.
Также необходимо давать моральную оценку конкретным эпизодам в фильме. И это нужно зрителю: зритель хочет понимать, о чем снят фильм. Если это антимораль, нужно так об этом и говорить. И вот тут уловитель оценки может быть таким, что есть универсальные правила в жизни, которым нужно следовать. Отход от них может привести к трагедии — так, как происходит в конкретном фильме.
Сегодня отклик Церкви на фильм — это скорее исключение, это реакция на что-то из ряда вон выходящее, скорее негативное. Если же это удастся поставить на поток, если постоянно давать рецензии и делать рейтинги фильмов, это могло бы заставить молодых людей привыкнуть и прислушиваться к мнению Церкви. В дальнейшем сервисы могут вырасти в какие-то приложения не только для молодых людей, но и для взрослых.
Церковь и трекеры отношений для влюблённых
Третья тема — это любовь. К сожалению, Россия уже не первый год лидирует в мире по количеству разводов. По данным Федеральной службы статистики, распадается каждый второй брак. Вместе с тем молодые люди предпочитают жить с родителями. Так, для людей от 21 до 23 лет в России этот показатель составляет более 62%. Среди людей от 39 до 45 лет практически каждый третий живет с родителями. Говорит это о том, что молодые люди не умеют правильно выбирать себе партнера и часто ошибаются. Отношения их ориентируются на чувственное, на удовлетворение, а не на создание собственной семьи.
Традиционные нормы и принципы отношений между полами, которые отчасти выполняли проверочную функцию, отпали, молодые люди дезориентированы и идут скорее на поводу у своих инстинктов, чем у чувств. Им не к кому обратиться в оффлайне за советом, они мало кому доверяют и получают не всегда внятные советы от своих родителей и ровесников. Но зато в онлайне очень популярны запросы типа «как точно проверить, что он меня любит», «почему она не звонит мне первой», «как вести себя, чтобы не потерять молодого человека».
Послание-уловитель от Церкви может выглядеть так: только настоящая любовь делает счастливым, есть надежные способы проверить любовь, научиться настоящей любви. На каждом этапе отношений могут быть предложены форматы в виде тестов отношений, трекеров отношений для влюбленных, чек-листы для того, чтобы молодые люди могли проверить чувства партнеров и понять, является ли эта любовь основой, на которой можно построить брак.
В заключение хочу сказать, что с одной стороны, молодые люди больше всего боятся быть несовременными, а массовая культура насаждает мысль, что Церковь — это прошлое. С другой стороны, молодежь всегда сталкивается с известными и не новыми проблемами, она ищет ключи к жизни в лайфхаке, но пока не рассматривает Церковь как место, куда можно обратиться за помощью.
Расставив информационные «авангарды» там, где молодые люди не ожидают их встретить, Церковь может перевернуть их отношение к главному штампу. Оказывается, можно одновременно быть и современным, и православным. Более того: православие учит жить правильно и всегда быть счастливым. Значит, у православных есть реальные преимущества в современном мире и, по-моему, это очень привлекательный и современный месседж.
Спасибо за внимание.