Птицы опасны для самолетов
Встреча с птицей — очень сложная внештатная ситуация на борту. Птицы стали проблемой для современной авиации во всем мире, это угроза для лайнеров. Сейчас даже существует орнитологическое обеспечение полетов, наравне с радиотехническим, метеорологическим, медицинским. Летчиков предупреждают, птиц отпугивают, но такие случаи, как сегодня, все равно происходят.
Орнитологическая обстановка обостряется весной и осенью, во время миграции пернатых. Сейчас птицы становятся на крыло, готовятся к перелету. Уже известно, что в двигатель Airbus А-321 попала чайка — это довольно крупная птица, значит, столкновение с ней может привести к очень серьезным повреждениям.
В моей практике были подобные случаи. Однажды я встретился со стаей воробьев. Казалось бы, у воробья 7-10 граммов веса, остальное — пух. Какой вред он может нанести боевому самолету? Но птицы врезались в крыло, фюзеляж, повредили антенную систему и полностью оторвали локаторы. Однажды я “поймал” чайку в двигатель на сверхзвуковом самолете. Двигатель сразу остановился, благо, не загорелся, но был очень сильно побит. Посадку удалось совершить благодаря второму двигателю, который был исправен. Но это был риск — мы знаем, что масса помноженная на скорость в квадрате дает энергию. Эта чайка могла прошить самолет насквозь.
Кукурузное поле подходит для посадки
По правилам полетов, в районе аэродрома есть специальные зоны, которые описаны как площадки для возможной посадки в особых случаях. Летчики об этом знают: не обязательно садиться на аэродроме, если до него не дотягиваешь или что-то случилось. Можно совершить посадку в районах, безопасных для подхода. Там, где нет ЛЭП — линий электропередач и больших перепадов грунта.
Как правило, для большой авиации — пассажирских реактивных самолетов — это не совсем приемлемо. Такие площадки были придуманы для региональных линий и маленьких самолетов. Но не исключаю, что эти меры остаются у нас в запасе и мы их так или иначе используем.
Пилот взял на себя ответственность за 234 жизни
Инструкция по производству полетов говорит летчику, что можно при необходимости — в случае отказа управления, двигателя, когда нет возможности дотянуть до аэродрома или другого обозначенного места — совершить посадку на площадке, подобранной с воздуха. Это могут быть поля или речная гладь. В таких случаях пилот принимает решение самостоятельно.
Это очень трудная задача. Для ее выполнения у пилота должен быть наработанный профессионализм. Именно он несет ответственность за то, получится посадка или нет. В Жуковском пилот взял на себя ответственность за 234 жизни, включая свою. Это мужественный поступок.
Метеоусловия и элемент везения
Не каждый самолет может выполнить такую посадку благополучно. И не каждый экипаж справится с такой обстановкой на борту. И не каждые метеоусловия будут способствовать этому. Сегодня был солнечный день, теплая погода, хорошая видимость. А если бы это был дождь? Или снег, как в случае с рейсом “Москва-Орск” в 2018 году? Тогда борт потерпел крушение, все пассажиры и члены экипажа погибли.
Сегодня в одной точке сошлись профессионализм, мужественное, быстрое и единственно правильное решение, а также элемент везения. И техника выдержала — надо отдать ей должное, и погода поспособствовала доброму случаю. Дай Бог, чтобы так получалось всегда.
Конечно, лучше бы вовсе не было ситуаций с отказом двигателей и аварийной посадкой. Но если бы они и происходили, то заканчивались бы именно так. Да, кто-то из пассажиров получил травмы. Бывает, что некоторые люди не пристегиваются надежно, на поле есть ухабы, скорость очень большая. Но результат положительный — все живы!
Записала Дарья Кельн