28 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Текст Марии Сеньчуковой, Татьяны Кучинко, Фото Владимира Ходакова
«У вас золотое приглашение? Проходите! Прессу через этот вход не пропускать». Профессора филологического факультета МГУ, попечители премии, митрополиты и протоиереи выстроились в длинную очередь. В зале Церковных соборов был аншлаг, и это внушает надежду: нам так долго говорили, что мы разучились читать, что само существование Патриаршей литературной премии казалось чудом победы над бескультурьем. То, что перед церемонией вручения премии на входе в зал возникнет очередь и даже небольшая давка, что будут заполнены все секции, что некоторым даже придется стоять в проходах и сидеть на лестницах — предугадать не мог никто.
Церемония состоит из вступительного слова Патриарха, представления номинантов, голосования и подсчета голосов и награждения победителей и участников.
Во вступительном слове Святейший Патриарх Кирилл коснулся традиционной темы богоискательства в русской литературе: «Вся русская литература развивалась под знаком непрестанного поиска истины», — подчеркнул предстоятель.
Победители
По мере подсчета голосов напряжение нарастает.
Наконец, Патриарх объявляет победителей: писатель-афганец Виктор Николаев и писатель, поэт и эссеист Олеся Николаева.
Оба писателя известны не исключительно церковному читателю: члены Союза Писателей России, авторы читаемых произведений.
Победители не скрывают радостных чувств.
— Испытываю радость и вдохновение. Конечно, было определенное волнение, ожидание, но мы же люди военные — ожидание было хладнокровным и спокойным — как Бог даст, — делится Виктор Николаев.
Олеся Николаева подчеркивает, что получение премии для нее — не просто формальность.
— Для меня получение этой Премии значит, что мои труды: то, что я писала, к чему устремлялась моя душа и что из этого получалось, было признано Церковью как нечто свое. Это для меня очень важно. Я считаю, что я художник очень дерзновенный в своих сюжетных, стилистических ходах, в выборе своих персонажей. И то, что Церковь это не отвергла, а наоборот признала своим, для меня невероятно ценно.
Цель творчества?
«В чем цель вашего творчества?» — спросили мы победителей.
Виктор Николаев: -Моя тематика — военная и тюремная, но везде красной линией проходит семья. Любовь или нелюбовь, умение ждать с войны, отношения родителей и детей.
Я для себя неслучайно взял тюремную тематику («БезОтцовщина», «Из рода в род» — М.С.). Название книги «Из рода в род» — о родовом грехе. Два мои деда — Герои Советского союза, а родной брат имел две судимости за разбой.
Я много поездил по зонам, описал, ничего не выдумывая, реальные судьбы людей, человеческие трагедии. Но там и много юмора, и созидания. И я в своем творчестве пытаюсь показать, что не все горестно и уныло, что можно найти выход из любого положения. Поэтому я везде возвращаюсь к теме любви: мужа и жены, сына и матери.
Для Олеси Николаевой творчество — категория религиозная.
— Цель творчества — это преображение. Это поиски тех следов Божьих в мире, которые, безусловно, есть. В этом греховном мире можно найти следы Божьего присутствия! И обнаружение их, прояснение и преображение — это и есть цель творчества.
Что ждет русскую литературу?
Нельзя было обойти тему настоящего и будущего русской литературы.
Виктор Николаев не теряет надежды:
— К сожалению, ее (литературы) становится все меньше и меньше, но, может, этот сгусток лучшей литературы все-таки даст результат и она снова станет появляться и расширяться.
Сейчас появляются многие хорошие вдохновенные молодые писатели. Этих ребят надо поддерживать финансово да и просто добрыми словами.
Олеся Николаева настроена гораздо более пессимистично:
— Что ждет русскую литературу в дальнейшем — очень сложный вопрос, зависящий от того, будет ли существовать Россия. Если да — будет существовать и русская литература. А будет ли существовать Россия — не знаю. Церковь — будет, Господь обещал, что врата ада ее не одолеют. А сохранения России — не обещал.
С другой стороны, Олеся Александровна возлагает большие надежды на Патриаршую премию:
— Я считаю, что эта Премия собирает вокруг себя определенные творческие силы. Пропаганда действует таким образом, словно русской традиции, русской классики, развития этой традиции уже не существует, все это можно разламывать и уничтожать. А Патриаршая Премия утверждает, что можно, находясь в лоне этой традиции, быть новатором, делать нечто новое. Потому что и Господь нам сказал: «Се, творю все новое». Вот и мы тоже: мы «творим все новое», но мы находимся в традиции великой русской литературы.
Зачем нужны премии?
Член патриаршего совета по культуре, ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов солидарен с лауреаткой. По его мнению, вручение премии — важное событие для российской культуры в целом.
— Многочисленные премии можно сравнивать между собой, причем не по формальным критериям, а по атмосфере, которую она создает. Потому что главное — не награда, а то, что эта премия способна всколыхнуть. Вы и сами, наверное, почувствовали, что в этом зале собрались люди не просто неравнодушные, но тех, которые ждали этих имен. Поэтому сегодня это представление номинантов было, возможно, самым важным. Мы увидели: их — не единицы. Мы каждый год представляем и будем представлять новый слой людей, которых раньше, в безликой толпе, могли не заметить.
Самое главное в премии — это чистота родника. Очень важно, что это проходит под омофором Святейшего Патриарха — это не только гарантия, но и какая-то надежда общества на чистоту духовности лауреатов.
К идею о критическом состоянии русской литературы и культуры в целом, Соколов относится трезво.
— Кризис — слово не страшное, обозначает то же, что в болезни: переломный момент. Что кризис — это даже хорошо, потому что он заставляет осознать альтернативу. А вот она как раз очень тревожна. То, что сейчас происходит в телеэфире и на книжных развалах — для нового поколения это большое искушение.
А настоящая русская литература, которая, конечно, никуда не исчезнет, волнует именно как то, что должно получить продолжение. Пока мы видим продолжение в старшем поколении. Есть над чем задуматься.
Соколов надеется на то, что в дальнейшем в премии будут участвовать более молодые поколения:
-Премия выдается за вклад в литературу, за то, что уже сделано за многие годы. Но может, в дальнейшем какая-то номинация будет предполагать открытие молодежи. А ведь такая молодежь есть!
А глава Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский Климент смотрит в будущее с большим оптимизмом:
-Я думаю, мы связь с прошлым не потеряли. Наши корни глубоки, наша литература всегда отражала духовную сторону жизни человека, была обращена в глубину. Думаю, так и будет продолжаться. Вся легкая массовая литература, издаваемая сейчас, существовала и раньше. Но проходило время, и о ней забывали, а серьезные произведения наших классиков народ помнил и всегда к ним обращался. Поэтому были и Пушкин, и Достоевский. И будут еще новые пушкины и новые достоевские.
В этом, по мнению владыки, помогает и Патриаршая литературная премия.
-Мы видим новые имена, — подчеркнул он. — людей, которые пишут с позиции нравственности. Премия дает возможность этим писателям проявить себя. Про писателей, представленных сегодня, будут говорить. К ним будет проявляться интерес, и им самим будет интереснее писать. Ведь писателю интересно писать, когда его книга пользуется спросом.
Остается выразить надежду на то, что спрос со стороны читателей породит много качественных предложений со стороны писателей.