«Помогите детям!»
Вот такие листовки можно было найти у свечного ящика в одном московском храме. Все очень благообразно: священники, дети, сбор гуманитарной помощи. Что же не так?
Во-первых, то, что проспект лежал на свечном ящике, ни о чём не говорит. В лавках храмов, особенно больших, может быть много печатной продукции: приходская газета, буклеты паломнических служб, объявления о встрече православной молодёжи, бланки поминальных записок. Стопку листков, подложенную мошенниками, дежурная может попросту не заметить, а тем временем её разберут.
В конкретном случае настораживает несколько моментов. Судя по количеству детей, речь идёт о приюте, дневном стационаре или центре коррекционной терапии. Но где название организации в буклете? Два сотовых телефона и контактное лицо — «о. Кирилл». Но где же его фамилия, полный сан и место служения, как можно проверить, действительно ли этот человек — настоящий священник?
Корреспондент «Правмира» позвонила по этим номерам. По одному из них ответил мужской голос и только после настойчивых расспросов назвал храм в подмосковных Люберцах. В этом вполне реальном храме никакого «отца Кирилла» не знают.
Не странно ли, что гуманитарную помощь почему-то следует подвозить не в храм, а в офис? И, наконец, деньги просят перечислять на карту частного лица. Благотворительные фонды иногда используют такой способ для оперативных сборов, поскольку деньги с частной карточки можно быстро обналичить. Но тогда держателем карты бывает либо известное лицо из руководства фонда, либо родитель ребёнка, на лечение которого собирают средства, что и указывается рядом с реквизитами. Здесь же карта может быть оформлена на кого угодно.
«К вам обращается батюшка…»
На днях мне пришло любопытное послание «ВКонтакте» (орфография оригинала сохранена):
«здравствуйте к вам обращается батюшка, это не шутка и не вымогательство. Мы вынуждены писать всем пользователям соц.сетей. Т.к. Нуждаемся в пожертвовании для покупки утвари и облачения». Тем, кто может помочь, предлагалось написать отправителю – «архимандриту Никону Ботяеву».
Что с этой просьбой не всё в порядке, понятно сразу: обычно сбор денег на храм такой перепиской не сопровождается. Приход (официальное название которого звучит так: «Религиозная организация приход храма такого-то в городе таком-то») – юридическое лицо со всеми атрибутами, включая юридический и физический адрес и расчётный счёт, на который можно перечислить деньги.
«Архимандрит Никон» при попытке найти его через поисковики оказался крайне интересной фигурой. Место служения в его профиле указано не было, но он оставил след в некоторых сообществах. Вот, например, группа «Типичный Петропавловск».
На первый взгляд, всё чисто: есть фонд, он проводит ярмарку. Только с реквизитами у фонда явные нелады: адрес отсутствует, а в расчётном счёте вместо БИК (банковского идентификационного кода) значится BIN (банковский идентификационный номер, не нужный для обычного перевода).
Много денег на счёт коммерческого банка с ошибкой не пройдёт – скорее всего, при попытке отправить перевод система запросит дополнительные данные. Но ведь возможна и корректировка указаний по телефону «для справки».
Самые интересные результаты принесла попытка определить конфессиональную принадлежность «архимандрита Никона». Почему-то материальную помощь человек с таким ником стремился собрать на католических ресурсах. Один и тот же текст про «общину всех святых» мелькал в группах католиков Астаны, Алма-Аты, Саратова, Владимира, Волгограда…
Верхняя запись на странице самого «архимандрита» (заблаговременно вычищенной так, что за несколько лет осталось лишь несколько записей) начиналась многообещающей фразой: «Многие говорят нам: «Ой! Да вы – раскольники!..»»
Парой записей ниже висел тропарь митрополиту Иосифу Петроградскому (Петровых; канонизирован Русской Зарубежной Церковью и несколькими раскольничьими юрисдикциями). А среди «фотографий со стены пользователя» нашлись портреты «иерархов» «Патриархии Русской Истинно-Православной Катакомбной Церкви» (ПРИПКЦ), в том числе её лидера, «патриарха» Венедикта (Молчанова).
На момент написания материала профиль «архимандрита Никона Ботяева» «ВКонтакте» полностью обновлён, все фотографии из него убраны. Теперь хозяина страницы зовут «Ильёй Батяевым», хотя адрес у неё старый.
То ли батюшка, то ли матушка
Несколько лет назад на один из православных форумов пришел человек, зарегистрировавшийся под именем «отец Василий». Местом своего служения он указал Крым, а на «аватарку» поставил не очень разборчивое фото в облачении. В сообщениях «батюшка» разместил несколько других снимков – на фоне храма, с друзьями, матушкой и детьми. Только вот изображённую церковь участники форума опознали как принадлежащую «Киевскому патриархату». После этого «отец Василий» стал путаться с названием прихода, где он служит, собственной фамилией и текущим местоположением.
Тем временем модераторы установили, что с того же IP-адреса в разных соцсетях зарегистрировано несколько профилей. Судя по ним, священник Василий служил в разных городах Крыма: Севастополе, Симферополе и Евпатории. Вот только среди клириков храмов этих городов иерея с таким именем не нашлось.
Под именем «батюшки» скрывается «матушка» – профессиональная мошенница. Анастасия Степановна Федыняк обычно представляется либо именами действующих священников — не все же ведут свои страницы и вообще следят за интернет-жизнью, — либо женой или сестрой священника. Было у неё и несколько «монашеских» аккаунтов. В Сети мошенница вела нейтральные разговоры, сразу денег ни у кого не просила, входила в доверие. Однако количество героев, которых она играла, видимо, позволяло ей существовать вполне безбедно.
Несколько общих правил
Интернет – место встречи множества незнакомых друг с другом людей. Поэтому, прежде чем переводить деньги неизвестному батюшке, надо постараться узнать о нём как можно больше – прежде всего, имя, фамилию и место служения. Все эти данные легко проверяются на сайтах епархий или конкретных храмов.
Имя священника (в крещении) или монаха (в постриге) может не совпадать с паспортным, однако эта разница, как правило, отражена в церковных документах. Ситуацию может прояснить, например, копия ставленнической грамоты.
Пожертвования «на приход» и «на монастырь» удобнее перечислять на их расчётный счёт, такое желание всячески приветствуется настоящими священниками. Полные реквизиты легко проверить по сайтам организаций.
Скорее всего, на профильных форумах мошенников будет меньше, чем в социальных сетях. Часто модераторы православного форума, регистрируя священника, проверяют его место служения. В социальных сетях ты можешь назваться кем угодно.
Проблема мошенников и самозванцев, представляющихся священниками, волнует и само духовенство. В Интернете уже появились специальные группы, посвящённые деятельности наиболее заметных «героев» и обнаружению новых.