Главная Новости

Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Часть 2.

Не Господь наказывает нас, нет! Наказываем себя мы сами — тем, что живем без Бога. И какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни.

Заповеди Божии

Дорогая Н.!

Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле и при любых
занятиях и на любом месте. Дело не в том, чем мы занимаемся, но как относимся к
делу и что для нас главное. Так что не сетуйте на творчество, это занятие ничем
не хуже всякого другого. Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты
творишь, то и отношение будет разное: одно дело — во славу Божию проповедовать
творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело — во
славу свою блеснуть, отличиться. Разбирайся, детка! Твори во имя любви к людям,
ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольется слезами по
нему — страдающему, болящему, утратившему главное. Так не сетуй на внешнее, но
исповедуй свою немощь, и смирится вознесенная было гордыня. Много надо трудов
понести, чтобы строился дом души. Строй, детка. Он не раз еще будет шататься и
даже нарушаться, пока созреют ум и душа. Набирайся терпения, чтобы терпеть свои
несовершенства. Божие благословение тебе. Храни тебя Господь.

Дорогая о
Господе Т. М.!

Много всякой техники попустил Господь изобрести человеку, и пользовались ею и
многие люди, которые впоследствии признаны в Церкви святыми. И техника не
помешала им отдать свои сердца безраздельно Богу. Компьютер — это из той же
серии. И одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят
безобразие. И пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, другие погибают
уже здесь на земле. Так что не бойтесь страха, идеже не бе страх. Живите по
законам Божиим и отдавайте Кесарю кесарево, а Богу — Божие. И спасемся.
Искушение

Т.!

Вы, как тот мотылек, что летит на огонек. Он привлекает, но сильно обжигает,
иногда до полного сокрушения. Не льстите себя надеждой, что одна супруга
виновата в распаде семьи. Нет, так не бывает. И В. нельзя принять сан, будучи
двоеженцем. Это недопустимо по канонике. Берегитесь искушения, оно неминуемо
отразится и на сыне Вашем.

Дорогой послушник А. А!

Нашло на Вас какое-то страшное, помрачающее всё Ваше существо искушение. И не
играйте словами и понятиями — Бог не искушает никого, а Вы именно Ему
приписываете помутнение своего сознания, в каком пребываете сейчас. Дорогой мой,
Вы — воцерковленный человек, и мало этого — Вы причислены к клиру церковному,
опять мало — Вы сделали заявку на монашество, когда была еще жива Ваша законная
супруга К., и подтвердили эту заявку после ее кончины, приобретя монашеские
одежды и приехав в наш монастырь с просьбой о постриге. И вот теперь новое
заявление — о браке, зачеркивающее многие годы Вашей внутренней духовной жизни.
А знаете ли Вы, дорогой мой жених-дедушка, что и по церковным канонам Ваш брак с
Е. благословлен быть не может. И тот священник, который презрит канон, совершит
кощунство. И если по гражданским правилам это и допустимо, то это всё не в Боге,
а значит руководством врага Божьего. Молюсь, чтобы Вы опомнились и распрощались
с идеей быть супругом особы, которой годитесь в отцы.

Как жить по-христиански

Е. Е.!

Мне просто дико слышать и читать то, о чем Вы пишете. Вы хотя бы сначала
познакомились с Православным катехизисом, да себя бы лучше рассмотрели и
познали, и уверен: пришли бы к единственному правильному выводу — надо самому
учиться жить по-христиански. Смотрите, какие абсурдные мысли посещают Вашу
голову. Имея жену, благословленную Богом, да еще с больным ребенком на руках, Вы
говорите о монашестве. Еще ничего не зная по сути о христианстве, тешите себя
мыслью о священстве. Ну, а почему бы Вам не стать пианистом, хирургом,
художником? Ответите — надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из
наук — духовной жизни — по-Вашему, учиться не надо. Вот и подумайте о себе
поглубже.

Дорогой о Господе А.!

Вопрос о водворении Вашем в монастырь отпадает сразу. Идти в монастырь надо
не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться
трудным путем и безраздельно служить Богу. Этого в Вас пока нет, так как мысль о
создании семьи повторно еще не исключена. Вот и живите в своем доме, молитесь о
бывшей супруге и ваших чадах, поставьте их обоих на ноги вполне. У Бога
опозданий не бывает, а когда долг родительский будет выполнен до конца,
определится и путь дальнейший. Но он однозначен: или восстановление семьи, или
путь покаяния и скорби, что не смог привести к Богу семью свою.

Дорогая о
Господе Л.!

А мне вот один святой жизни человек в свое время сказал, что все мы являемся
«существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны». Дорогая моя, это я и
Вам советую запомнить на всю жизнь и только в Боге одном искать себе укрепления
и утешения. А в отношении желания жить в деревне я Вас предостерегу — одной
женщине там делать нечего, там нужны не только умная голова и трудовые руки, там
нужна опора и охрана в мужчине, иначе — беда. А потому живите-ка пока в городе.
Молитесь святому мученику Трифону и святителю Спиридону — о работе и о жилье, и
даст Бог утешение со временем. На маму не обижайтесь. Обида — дело вражье, а Вы
лучше пожалейте ее, что она чего-то не понимает и весьма существенного. А о том,
чтобы потеряться в этом мире,- мысль вражья. Гоните ее. Мне ведь столько теперь
горьких писем приходит от тех, кто ищет пропавших. И у меня сердце болит о них,
а у тех, кто пишет-то, оно просто разрывается. И у многих по пословице русской:
«Вместе тесно, а врозь скучно». Да еще как скучно-то — до инфарктов.

Дорогая о Господе И!

На свое увлечение-любовь следует тебе наложить узду. Причин к тому больше,
чем достаточно. Первая и главная — ты запретендовала на роль «спасительницы», а
это безнадежно и грешно. Вторая и не менее важная — та, что по возрасту и по
внутреннему состоянию вашему вы не должны быть вместе. Сейчас ты нарисовала для
себя образ, но он нереален, это — твоя выдумка, а потому, чем скорее ты это
поймешь, тем лучше для тебя.

Дорогая Н.!

Поздравляю вас с мамой с праздником. Божие благословение тебе и маме. А ответ
по поводу монашества тебе даст Святитель Феофан. Его книгу «Мудрые советы» я
тебе посылаю. Прочитай внимательно страницы с 66 по 95. В отношении работы — как
прежде нас Господь не оставлял, так и ныне. Молись святому мученику Трифону, и
все уладится. Не теряй, детка, равновесия. Уже много было в жизни трудных
ситуаций, но именно они учат нас и живо обращаться к Богу и святым Его за
помощью, и учат видеть эту единственно реальную и властную помощь. Умудри тебя
Господь и укрепи.

Дорогой о Господе А.!

В преддверии великого праздника Святой Троицы молю о тебе: «Дух благий да
наставит тебя на землю праву». Думы твои жизненно серьезные, и слава Богу.
Теперь, когда оскуде преподобный, всё время твержу я, что в наше время бездумно
жить нельзя. Мутные воды нынешнего житейского моря и смрадный туман мешают ясно
видеть Солнце животворящее. И вот, чтобы углубились твои думы в главном и обрели
твердость, посылаю тебе программу на жизнь, которая, если ее исполнять, приведет
к желанной цели — служению Богу и Его святой Церкви. Да, в этом полнота наших
человеческих возможностей, но это же и мученичество на всю жизнь. Но, думаю,
любое служение, не работа, а служение требует подвига. Вот и творчество готовит
тебя к этому, и оно требует полноты отдачи от человека. Божие благословение тебе
на успешное завершение учебы. Об устройстве семейной жизни не печалься.
Предоставь это Богу. Служителю Церкви нужна спутница — помощница, а не помеха.
Вот в этом-то и кроется промедление в решении этого вопроса для тебя. Господь
зрит далеко вперед, и ты устремляйся думой в будущее, верь Богу, но и сам будь
верен. Маме скажи, что многие святые лечились гомеопатией. Святитель Игнатий
Кавказский только ею и поддерживал свой крайне слабый телесный состав, а дух-то
каков? А кто и что сейчас изобретает от скудости ума или изобилия — это нам не
указ, одно ясно: и то, и другое — плотское мудрование. Верующему же всё во
благо, что по вере и всё в помощь или научение. С Богом всё хорошо, и ничего не
вредит нам. О супруге маме надо только молиться и примером своей любви к Богу
оживотворять пока хладное его сердце. Они двое плоть одна. И по слову апостола:
«Откуда знаешь, верующая супруга, не спасешь ли своего неверующего мужа». Да
ведь о папе-то нельзя сказать, что он неверующий. Но у каждого свои возможности
и свои проявления чувств. А молиться надо. Господь с вами. И помни всегда, что
Богу нужна жертва чистая. Береги ум и сердце, вернее, сердце и ум. Божие
благословение всей семье.

Дорогая Е.!

Вопрос о том, что духовности в учебных заведениях не учат, стоял всегда. Даже
и во время учебы праведного батюшки отца Иоанна Кронштадтского он скорбел об
этом. Но, видно, жизни учит сама жизнь, а духовность обретаем как дар Божий на
наш малый, но личный труд, а главное — искреннее желание постигать Истину и жить
в Боге. Лечиться тебе у о. П. не надо, а то и в самом деле заболеешь. А вот
вопрос о том, стоит ли тебе после университета учиться в духовном училище, надо
бы согласовать с мамой. Ты так много училась, что не пора ли уже и отдачу ждать
от тебя? Молись и главное — читай ежедневно Святое Евангелие и Апостол, да еще
воцерковляйся — вот и школа. А мы о тебе помолимся, чтобы Господь управил путь
твой. Божие благословение тебе.

Т.!

Бог-то не предаст, да мы-то Его на каждом шагу предаем. У нас одно на языке,
другое на уме, третье на деле. Вот и Вы, если бы знали, что значит для Вас жить
в Боге. Но Вы этого знать не хотите, и обман громоздится на обман, а обманываем
мы в конечном итоге в первую очередь себя. Жить Вам надо с мужем, ибо пред ним
Вы виноваты, а ведь при венчании дают обет любви и верности. Обет Вы взяли, а на
деле ничего нет, и, значит, Вы солгали Богу. А отец лжи известен, он-то и
возымел доступ к душе Вашей через ложь Вашу. И дети, выросшие в атмосфере лжи,-
несчастные дети. ИНН боитесь, а греха смертного, обмана не боитесь. А ведь
именно наши беззакония сделают нас достоянием антихриста. И Вы без ИНН сделали к
нему гигантский шаг — пожелав «любви» священника. И не вините его — себя
постарайтесь увидеть. Погибаете Вы во лжи, она гнездится в Вашем сердце. Я не
скажу, как Вам поступать в частности. Скажу только: рассмотрите себя, покайтесь,
пособоруйтесь и возьмите свой Крест, терпением идите вослед Христа.

Дорогая В.!

С праздником тебя поздравляю. Все просьбы о молитве за тебя и твоих близких и
знаемых выполню. А для тебя пожелаю одной цели: всю жизнь прожить Им
(Спасителем), от Него принимать всё, всё, и к Нему только стремиться. Не
планируй сейчас свою жизнь, молись «Скажи ми, Господи, путь, в оньже пойду, яко
к Тебе взях душу мою». И увидишь чудо Божьего водительства по жизни. Главная
цель — Богоугождение ради любви к Богу, из него возрастает спасительный плод. А
как, какой дорогой, по каким ухабам пройти придется — это дело Божие. Живи,
детка, дома, сама трудись во спасение и близким помогай. Да не проповедью одной,
но любовью, только любовью — этот язык все и всегда понимают. Божие
благословение тебе и близким.

Дорогая о Господе Н.!

Вам ничего нельзя делать без согласования с супругом, а то Вы бежите вперед,
и в один из моментов окажется, что его рядом с Вами не будет. Работайте в миру,
а в церковь ходите только молиться, и восстановите возможность ходить вместе с
мужем. Ребенка я Вам брать не советую. А насчет болезни — обратитесь сначала к
Врачу душ и телес в таинстве Соборования. Попейте соборное масло и им
помазывайтесь ежедневно, а через месяц снова пройдите обследование, и тогда
врачи решат, что надо делать. Умудри Вас Бог!

Дорогая О.!

Получил твое письмо, но придется тебе, деточка, повременить с исполнением
своего желания. Сначала надо поучиться, а потом уж будешь определяться, что
делать дальше. В настоящий момент о тебе нет определения, и в тебе нет
решительного и ответственного выбора. Ты еще и не монашествующая, и не семейная.
И мамочка твоя это чувствует и придерживает твою прыть. Ведь она (эта прыть)
разжижается парением духа. А уж как хорошо, если ты получишь специальность. С
ней ты и в миру не пропадешь, и в монастыре пригодишься. Повремени, выбор будем
делать намного позже. Храни тебя Господь.

Е., Е.!

В народе говорят: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Так и ты. Бог-то
у тебя даже в письме пишется с маленькой буквы, а уж в сердце-то, в жизни-то Ему
и совсем мало места отводится тобой. Да, деньги сейчас много делают дел, но нет
силы сильнее Божией. Но сумеешь ли ты покаяться за свою прошлую бездумную жизнь,
сумеешь ли вымолить милость Божию к себе и своим детям?! Брак-то был ли
благословлен Богом? Молись, научись молиться. Я за тебя этого сделать не могу.
Бог слышит лишь тех, кто сам обращается к Нему всем сердцем, чего и желаю тебе.

Дорогая Н.!

Я в своей жизни и служении сменил очень много приходов, но всё это было не по
моей воле, а по воле Архиерея. «На благо Церкви, для пользы дела» — такова была
резолюция. За 12 лет — 6 приходов. Так восстанавливались храмы. И ни одного
человека, самого мне нужного, я не взял ни с одного прихода. Все оставались на
своих местах. Но связь наша не только от этого не потерялась, но совсем
наоборот. А вот, когда определил меня Господь в монастырь, со всех этих приходов
ежегодно приезжали в наш монастырь люди — помолиться, повидаться. А твой отъезд
плохо отразится на твоей семье, и ропот пойдет и на Господа, и на батюшку. И ты
не забывай, детка, что нужна и своим родителям, и брату, и на заводе, где ты
работаешь, ты тоже нужна. И связь со своим батюшкой ты не потеряешь, ты будешь у
него на приходе желанной гостьей-паломницей, а духовная связь окрепнет ещё
больше.

Дорогая о Господе А.!

А Вы пока живите и ни о чем не тужите, работайте Господу и людям с желанием и
любовью. Предавайте себя в руце Божии, и Он управит Вас на путь верный,
спасительный. Ведь что бы мы ни делали в жизни, важно лишь то, с каким
расположением мы это делаем и во имя Кого. Общения не избегайте, пошлет Господь
на пути человека по сердцу — хорошо, главное, чтобы все было с любовью и
желанием. Сейчас же ничего еще не определилось в Вашем произволении, а это очень
важно, к чему склоняется выбор нашего сердца. Божие благословение Вам.

Е.
Е.!

Мне просто дико слышать и читать то, о чем Вы пишете. Вы хотя бы сначала
познакомились с Православным катехизисом, да себя бы лучше рассмотрели и
познали, и уверен: пришли бы к единственному правильному выводу — надо самому
учиться жить по-христиански. Смотрите, какие абсурдные мысли посещают Вашу
голову. Имея жену, благословленную Богом, да еще с больным ребенком на руках, Вы
говорите о монашестве. Еще ничего не зная по сути о христианстве, тешите себя
мыслью о священстве. Ну, а почему бы Вам не стать пианистом, хирургом,
художником? Ответите — надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из
наук — духовной жизни — по-Вашему, учиться не надо. Вот и подумайте о себе
поглубже.

Дорогая А.!

Ну как же ты читаешь Священное Писание и вдруг говоришь, что не можешь понять
причину скорбей. «В мире скорбни будете, но мужайтесь…» Да и во что
превратится человек без очистительных скорбей? Подумай. А я тебе ещё скажу,
дорогая А., настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так
каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать. А ты, детка, не
очистив душу от страстей, радости захотела. Страсти наши не дают к душе радости
Божией прикоснуться. А потому и желание жить радостями и поиски радостей —
явление незаконное. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению
души. К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть
всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего. О хоре не грусти, Господь
говорит: «Кому хочу, тому даю. И ина слава солнцу, ина луны, и звезда от звезды
разнится в славе». Ходи в церковь, молись, а если есть возможность бабулям на
левом клиросе помогать, то помогай. Но и это не как первостепенное дело, а
доброделание — и только. А если «памяти нет и косноязычна», как ты пишешь, то
зачем и мучиться, зачем и в институт поступать? Не о нас ли в Писании-то
сказано: «…всю жизнь учащиеся и не могущие дойти до познания истины». Вот
поддерживать-то, что уже получила, и отдавать по силе — это во спасение. А
учиться ради того, чтобы время убить,- грех. Временем дорожить надо. Вопрос о
воскресной школе надо обсуждать с отцом А. А мы с тобой о занятии с детьми уже
говорили. Так что помоги тебе Господь, а ты и сама не ленись, трудись во славу
Божию. И когда только ты успеваешь сидеть перед телевизором? Как-нибудь спастись
не удастся, а телевизор — это такая печать, сквозь которую трудно Божьему
пройти, а если и пройдёт, то не приживётся. И ставим мы эту печать сами с
желанием и любовью. Вот и подумай, как жить дальше. А., время коротко, и жить
расхлябанно никак нельзя. Божие благословение тебе на возвращение домой. 12 июня
2000 года

Дорогая Е.!

А я бы Вам на данном этапе жизни от души посоветовал жить, не мудрствуя
лукаво. Не требовать ни от себя, ни от близких своих чего-то сверх того что есть
и что дать сейчас они не могут. Хорошо бы принять благой закон супружеской жизни
— к себе быть построже, а к мужу поснисходительнее. Время раздумий и выбора
окончилось, когда Вы решили сочетать свою жизнь с жизнью В.. А это значит: из
двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, это
творчество, и сказал бы я, что оно посложнее, чем владеть акварелью. И еще это
крест на всю жизнь. А средства? Каковы они? Их несть числа. И одно из главных —
молитва, живая вера, имеющая на каждый миг себе помощника Бога. И, пожалуй,
самое главное — любовь в Боге. Любить своего жесткого супруга ради Бога как
данного Вам свыше помощника на пути спасения. Дорогая К., приучайте себя всякое
дело начинать и оканчивать молитвой. И тогда жизнь пойдет внешне прежним руслом,
но содержание ее будет иным. Она вся будет освящаться Божиим благословением.
Умудри Вас Бог! Дай Вам Бог успехов и в творчестве Вашем, и будет и оно освящено
благой целью служить людям ради Бога. Только не выдумывайте сама свою жизнь.
Приимите Божью. Сейчас лицедейство захлестывает мир, а это вражье. Этого надо
бояться. Ложь, фальшь, лукавство — это гибель. Божие благословение семье.

Дорогая о Господе И.!

Знакомиться с людьми и можно, и надо. Но говорить о семье еще очень и очень
рано. Ведь ты еще школьница, так я понял по твоему письму. А в общении не
связывай себя перспективной целью. Пусть еще очень долго для тебя будут все
просто друзьями. Береги себя. Богу нужна жертва чистая. И очень хорошо, что у
тебя доверительные отношения с родителями — их опыт поможет и тебе не сделать в
жизни ошибки.

Дорогая О.!

Да, много воды утекло с тех пор, как Вы навестили меня. И мне теперь уже 90
лет, и мне трудно прочитывать всю ту массу писем, что шлют мне. В молитве я пока
еще не отказываю никому, а вот советовать уже не берусь. Да, а Вам уже всё
сказано, ведь советы-то обычно даются не на один день или год. Вот и Вы не без
Божией помощи стали реставратором. Так продолжайте трудиться не для Влад. П., не
для о. В., но для Бога и для тех святых, чьи иконы приходят в Ваши руки. А отца
В. Господь призвал на такое трудное послушание, что он теперь уже, даже если бы
и хотел, не может удовлетворить своих духовных чад. Слава Богу, что еще молитвой
не оставляет никого. Реставрацию не оставляй, тебя любят святые, которым ты
даруешь свой труд. Но трудись по силе и возможностям, а не сверх сил. Божие
благословение тебе и мамочке.

Дорогой о Господе В.!

А Вам надо бы еще поработать в школе с детьми. Дело в том, что Вы еще не
начали относиться к своей работе как к послушанию. И ведь Вы так много могли бы
сделать для детей, если бы работали для Бога, ради Бога и во славу Божию. А все
Ваши предложения в поисках своего места в жизни исходят не из христианского
отношения к жизни и к себе. Ваш внутренний человек еще не начал своего духовного
восхождения. И потому Вы мечетесь, падаете и, не успев встать, опять готовы
упасть. Нет стержня. А стержень — это христианское мировоззрение, которое
связывает в нас грех. И если этого нет, то чем бы Вы не занимались, все будет не
во благо душе, не во спасение. Так и будете порхать. А нам завет такой: «Кто
хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет»,-
говорит Спаситель. Умудри Вас Господь.

Дорогая А.!

Молитвенная помощь и благословение на учебу в институте от меня готовы тебе.
От остального устранюсь до времени. Детка, не берусь судить о качествах твоего
избранника, не буду обсуждать ни его прошлого, ни настоящего. Если в прошлом не
было христианских воззрений на жизнь по неведению, то как-то не усматриваю их и
теперь уже в ведении. Ведь надо время и много усилий и подвига жизни, чтобы с
легкой поверхности опуститься на глубину. Но дело, А., даже и не в этом, а в
том, что тебе только 18 лет, и ты только переступила порог учебного заведения,
где тебе предстоит получить путевку в самостоятельную жизнь. И поэтому всё, что
будет препятствовать этому главному, не имеет сейчас права на жизнь. Храни тебя
Господь!

Дорогая Л.!

Один Бог знает, от чего Он хранит тебя. И ни в какую Флоренцию тебе ехать не
надо. Живи в своей квартире и работай на благословленной тебе работе. И молись
Богу, предавая себя вполне Его воле. Настанет время, и ты всё поймешь, и сердце
твое переполнится благодарностью Богу за Его милости тебе. Божие благословение
тебе, детка.

Дорогая матушка А.!

Беду Вашу я знаю, сам неоднократно разговаривал с отцом А. Болезнь, постигшая
его, тяжела, и он хотел бы исцелиться, но не может. Воля парализована, а это
пострашнее, чем когда руки и ноги не действуют. Молюсь я о вас постоянно, но,
как видите, мало что от этого меняется. А как Вам поступать, это надо решать Вам
самой на месте. Только Вы знаете обстановку во всей полноте, знаете, что и
оставить мужа — гибель ему, и жить невозможно. Придется из всех зол выбирать
наименьшее. Квартиру в М-е Вы, наверное, сдаете, и от этого есть какие-то
средства? И дети уже подросли, можно и о работе подумать. Но, все решать надо на
месте, исходя из своих возможностей и обстановки общей. Умудри Вас Бог.

Дорогая о Господе Н.!

Письмо А. я написал отдельно. А Вы молитесь за сына и дай Бог, чтобы и он, и
В. поняли и приняли нормы христианской жизни, чтобы в основание своей жизни не
заложить разрушающую всё доброе силу греха. А я бы им обоим сказал, что
благоразумнее отдать все свои душевные и физические силы главному делу — учебе,
которое предлежит им на 5 лет. Совместить два дела — учебу и создание семьи —
невозможно без ущерба и тому, и другому. Умудри Вас Бог! А просьбу о молитве
исполню.

Дорогой о Господе А.!

Имейте мя отречена от решения своих задач. Пишете в своём письме всё
последовательно и исчерпывающе — остаётся самому и сделать выводы: «… сам я к
этому (к принятию священнического сана) не готов, нет ни опыта, ни образования,
ни авторитета. И смогу ли я быть пастырем, если в своей собственной семье нет
мира…». Умудри Вас Господь. Божьего ли мы ищем? То, что по душе Вам — «тишина,
спокойствие, уединение» — по времени ли? «Уготовайте душу свою не на покой и
беспечалие, но на многие скорби и лишения», — это ведь завещал уже в своё время
преп. Сергий Радонежский, а что о нынешнем времени говорить?! Меня простите
великодушно, и писем мне больше не пишите. Я стар и немощен, и мне уже не по
силам расплетать казуистику современных противоречий в людях. На словах —
«Господи, Господи!», а на деле — «имей мя отречена». Так почти у всех, за крайне
редким исключением.

Дорогая О.!

Не Господь наказывает нас, нет! Наказываем себя мы сами — тем, что живем без
Бога. И какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога,
нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает
враг Божий. И «наказание» или жизненная туга — это его проделки. А когда человек
после долгого вражьего водительства обращается к Богу, то и тут начинается на
какое-то время усиленная месть врага, и нужно много терпения и несомненной веры,
что враг силен, но всесилен лишь Господь, и Он не оставит усердно прибегающего к
Божией помощи. Господь да умудрит Вас и поможет.

Клевета

Дорогой о. В.!

Сердечно благодарю за память, за присланный сборник. Смею надеяться, что и
впредь Вы будете вспоминать обо мне, когда что-либо издадите под своей
редакцией. А вот личность N-ой, которая становится одиозной фигурой в наших
отношениях, нам с Вами придется оставить. Вас Господь освободил от этой
непосильной ноши, а мне Он ее и не давал. Да N-ва и не нуждается ни в чьем
духовном руководстве, она уже хочет руководить сама и Вами, и мной. Слухи о
лживой информации со стороны группы людей, в которую входит N-ва, до меня
доходили и раньше, но я слухам не верил, пока их высказывания не услышал из уст
Ваших, почтенного, уважаемого мной человека, которого никак не могу заподозрить
в этом «творчестве». А потому на всё, что от них исходит, не обращаю внимания
сам и советую игнорировать и моим близким. Сейчас в жизни столько серьезных
задач и проблем, что отвлекаться на пустое уже не приходится. Надо беречь время
и силы. Я сам отвечаю на письмо, адресованное Вами Т. С., так как ее участия во
всех этих кляузных делах нет совсем. Разве что терпеть ей приходится нападки. Я,
конечно, стар, но не настолько немощен, чтобы свои дела и свою ответственность
передать в другие руки. Помогай Вам Бог нести тот серьезный подвиг служения
Церкви, к которому Вы избраны Промыслом Божиим. Молюсь о Вас всегда, о всем
Вашем дружеском пастырском союзе. Вы — в центре, где тесно и извне, и изнутри.
Укрепи Вас Господь!

Дорогой о. Т.!

Приветствую Вас с грядущими праздниками. Посылаю на разговенье на всех
коробку благословенную. Вас благодарю за заботу обо мне. И жду от Вас письма —
результата разговора со Святейшим. В отношении взрыва всяческой клеветы вокруг
моего имени, думаю уж — не последнее ли это искушение? Ну, кому могло прийти в
голову такое, как можно встать пред престолом Божиим даже с гневом на
кого-нибудь, а уж не говорю «с проклятием?» Да ведь ко мне приезжали почтенные,
маститые, именитые московские протоиереи выяснять, что я говорю о них, ибо моим
именем пытаются навести свой порядок в их приходах. Лично им мне сказать было
просто, и они уехали без тени сомнения в правде моих слов, но тех, кто умышленно
сеет ложь, кто и чем может убедить, да и надо ли. И обидно на такую пустошь
тратить и без того малые силы. А программа «София» беспрецедентна. Да запретит
им Господь. Мы молимся, а Вы уж потрудитесь, наше молчание может быть воспринято
как согласие с ними. Я благодарю Вас за подарки, за любовь и неизменно отвечаю
Вам тем же. А то, что мои нынешние ответы на письма не всегда благостны, Вы
испытали на себе. Но этого требует дело. Ведь дожили до такого времени, что тебя
просто не слышат и не понимают, когда ты говоришь своим тихим голосом, а чтобы
человек услышал и восчувствовал себя, приходится напрягаться, иначе не могу
достигнуть цели. Я ведь прежде всего духовник в отношениях-то с людьми. И если
они погибают, тут еще и не то скажешь и не так. Братское приветствие и целование
Вам и всем отцам.

Компьютер

Дорогие И. и А.!

Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без
Бога. Ибо Господь однозначно сказал: «Без Меня не можете творити ничесоже». И
компьютер — это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано:
«Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Если на компьютере
человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные
книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если
использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает.
Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого —
в погибель. Умудри Вас Бог!

Источник: http://www.pravoslavie.ru

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.