В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца.
А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую: с морозами, снегами и без отвратительных оттепелей. И зима, как ей и положено, еще царствует в этом начале февраля.
А только вот — приходит весна духовная. Приближается. А сейчас — предвесенье, предвестье, предображение весны: седмица сырная — масленица, преддверие поста.
Восторженные или объясняющие слова тут так же бессильны, как перед сверканием капели. Но есть книга, есть поэзия — та, что читается и поется: книга под названием Постная Триодь. И она всё рассказывает.
Мы, увы, далеко не всё слышим, что поет Церковь по этой книге, и даже в желании сердечном что-то услышать — часто терпим поражение. Но поет-то Церковь, поет и для нас, и… нами. И годы жизни в Церкви с Церковью даются нам и для того, чтобы услышать этот голос в себе, понять ему и ответить на него. Прислушаемся же к Триоди.
На дворе мороз, а здесь началась капель. Весна…
Весну возвещающая прибл/ижися сия, ныне предочистительная седмица всечестн/ая, священных постов, телеса и д/уши всех просвещающая
Понедельник сырный, 1-я песнь 2- го трипеснца
Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себе, братие, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: слава Тебе, Едине Человеколюбче!
Среда сырная вечер, на стиховне самогласен
Любезно, людие, пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало; оставим телесное сладострастие, возрастим душевная дарования, спостраждем яко раби Христовы, да и спрославимся яко чада Божия, и Дух Святый в нас вселься, просветит души наша.
Стихира на стиховне вторника вечера
Воздержания? А блины? А все яства, которых мы так спешим наесться? А все радости, гощения, развлечения, к которым мы по меньшей мере стремимся в эти дни?
В воскресенье прозвучало Евангелие, усиленное, как множеством резонаторов, стихирами и словами канона; минувшее воскресенье напомнило о Страшном Суде и о том, как будет он прост. Не за пост и молитвы, а за дела милости, бывшие или не сделанные, будут судимы человеки — и мы с вами. И этот Суд может быть для каждого — завтра. Сегодня.
Печем и едим блины и якобы помним о Суде? Над нами смеются и обличают в язычестве. Да блины-то наши, кроме того что являют последнее перед постом звено хорошо продуманной цепи (сплошная — «пестрая» — снова сплошная, но уже без мяс седмица), нужны, как раз в свете — прожекторе! — этого напоминания о Дне Судном, чтобы душу уставить на место. Хорошо есть их, эти блины. И помнить о Суде. О конце… и о милости. Помнить, ценить… понять, что без настоящего, неотвратимо приближающегося воздержания не достичь ни милости, ни мира, ни света. Есть блины и… думать о покаянии, желать его.
Се, предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы; приид/ите /убо, потщимся вн/ити т/ою (войти ею), прежде даже не заключ/ит сию Христос, яко недостойным нам.
Понедельник сырный, 1-я песнь 2-го трипеснца
Мирным постоянием, чистою любовию священнейшее время святаго поста воспри/имем вернии, просяще оставления, ихже кийждо согреши: яко да тамошнюю улуч/им радость.
Понедельник сырный, 9-я песнь 1—го трипеснца
Всего-то и избавились от мяса, какое тут воздержание? Но это — преддверие поста, и в приотворенную дверь уже льется его неповторимый свет:
От брашен постящееся, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо согрешающи, пост непотребен сотвориши: но непоколебима к стремлением безместным пребывай, мнящи предстояти распятому Спасу. Паче же сраспятися тебе ради распеншемуся, вопиющи к нему: помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Среда сырная, утро, на стиховне самогласен
Возсия воздержания благолепие, бесовскую мглу отгоняющее; при/иде постная л/епота, душевных страстей исцеление носящая…
Четверток сырный утро, на стиховне самогласен
А вот удивительно — про то, как бодро воздержание, как противоположно оно всякому унынию. Прямо-таки «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше!» (Лк. 21, 28)
Вх/одное время поста нам будет всякаго греха отложения виновное, да не долу преклон/имся, ниж/е уныло тец/ем, яко да в кратких и малых днех многия скверны умилением сердца из/ымем, Единаго Бога нашего поюще.
Пяток сырный, 8-я песнь канона
(в кратких и малых днех — и не заметим, как пролетит четыредесятница! — есть надежда, мечта, вера «изъять» многие-премногие скверны своей души и жизни чрез умиление сердечное…)
Сейчас, когда голод не гложет, когда не надо бороться с помыслом «а пойду-ка я да съем-ка» — сейчас-то и время, и полная свобода усвоить, что приближается прежде всего ВРЕМЯ МИЛОСТИ и ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ, и двух этих не разделить:
Введ/еся время, душе моя, покаяния, не небрез/и: алчущим даждь хлеб, молися Г/осподеви на всякий день, и нощь, и час, да спас/ет тя.
Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуд/а же и лжи, и всякия злобы убежим.
Понедельник сырный, 9-я песнь 2— го трипеснца
Очистим себе, братие, от всякия скверны плоти и духа, свещ/и душ наших просветим нищелюбием, не снед/ающе друг друга оклеветанием: приспе бо время, егда Жених при/идет всем воздати по дел/ом их. Совн/идем Христу с мудрыми девами, глас оный разбойника к Нему взывающи: помяни нас, Господи, егд/а при/идеши во Царствии Твоем.
Пяток сырный вечер, на стиховне самогласен
«Всё ешь — только людей не ешь!» — вот главный пост:
Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии.
Вторник сырный, 8-я песнь 2— го трипеснца
Милующии, рече, нищия — Спасу взаим дают разумно (Это цитата из Библии: Милуяй нища взаим дает Богови, — Притч. 19, 17). О радости неуподоб/имыя! Пода/ет бо богатно воздаяния добрых (воздаяние добра), во вся веки.
Вторник сырный, 8-я песнь 2— го трипеснца
И сияет, сияет заря, весна света:
Се светоносное при/иде время, святый день проси́я, мрачных страстей твоих отб/егни, о душ/е! и зар/и восприим/и наставляющия тя к свету, умиление яко вино пи/юще веселия, и сластей пиянство возненавиждь.
Пяток сырный, 9-я песнь канона
В церковных стенах Сырная седмица осенена молитвой святого Ефрема Сирина о даре покаяния. Ее начинают читать в среду с поклонами:
“Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.”.
Поклоны Ефрема Сирина еще не вошли в наш быт, в среду мы не в храме, а на работе, поклоны для нас начнутся в понедельник. Но ведь можно — и сейчас? Господи… не даждь ми! Сладостная, дивная молитва.
Мне думается, что эта седмица должна и может стать днями поисках мира в душе. Пойдет пост — пойдет борьба, трудности; а сейчас давайте поблагодушествуем на легком месте и порадуемся друг о друге!
Но более — свету весны и зари. Вода Великого Поста отсюда еще видится весенней, сверкающей, светоносной. Она и есть такова; но в понедельник. когда мы ступим в нее, она будет глубокой-таинственной, и свет ее будет затаен.
Какие бы мы ни были немощные и лукавые, неумелые и негодные — «рабы неключимые», настолько негодные, что их на ключ не запирают: если убежит — хозяину только легче! — так вот, какие бы мы ни были дрянные, но есть такая река поста, прекрасная и светлая… и не в еде тут дело, но есть огромный путь и огромный труд Церкви, столь огромный, что можно все равно напитаться этим «чужим» — не своим даже! — трудом и что-то получить. Да, потом с ужасом, к концу поста, можно увидеть: не стал я лучше! стал хуже! ничего не сделал, а время прошло, ушло! Но все равно эта река поднесет к Страстной Седмице и Пасхе, к этому удивительному переходу в совсем иное состояние мира…
Радость масленицы — наобщаться немножко напоследок и порадоваться разными весельями, и это хорошо. Но как у кошки, которая с виду расслаблена, но вмиг может собраться в тугую пружину — такое оно должно быть, расслабление Масленицы.
Эта неделя — самое время прикинуть, с чем прямо, непосредственно и с желанием будем бороться, что надо победить, чтобы… ну, жить лучше. Это ж не в понедельник надо будет решать, а заранее. Именно — решить, а боевых действий пока не начинать…
И блином заедать .
И подойти, пока благодушествуя — к прощению, которое введет нас в Пост.