25 ноября 2020 года
Дорогие братья и сестры, христиане многострадальной белорусской земли!
Мы, нижеподписавшиеся, духовенство и миряне Русской Православной Церкви, других поместных Церквей, верующие Римско-Католической Церкви, а также христиане других конфессий, живущие в России и других странах, обращаемся к вам со словами солидарности, поддержки и утешения.
Давать правовую оценку происходящих в обществе событий — дело юристов, а не церковного сообщества. Тем не менее, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, оно не может быть изолировано «от участия в решении общественно значимых задач», и не может быть лишено «права давать оценку действиям властей» (III.3.), в первую очередь — нравственную оценку.
Каждый из нас знает по опыту, что «мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Каждый из нас, независимо от страны пребывания, сталкивается с несправедливостью, обманом и лицемерием. Однако события, происходящие в вашей стране последние несколько месяцев, не оставляют нам возможности наблюдать за ними молча и равнодушно. Будучи разделенными политическими границами, мы, православные люди, есть члены одного Тела Христова, а потому, по слову апостола, «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26).
16 августа Синод Белорусской Православной Церкви выступил с обращением, где было, в частности, сказано: «Мы верим и надеемся, что руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость — предаст законному cуду и осуждению». Этого не произошло. Никто из проявивших «зверство и жестокость» не был осужден; напротив, градус насилия только повышается. Задокументированные случаи травм, полученных в отделениях милиции и следственных изоляторах, исчисляются сотнями. Свидетельства пыток, унижений и издевательств над задержанными, которые подтверждаются фотографиями и видеозаписями, воскрешают в памяти зверства немецких оккупационных властей и палачей НКВД на вашей земле.
Вот свидетельство священника Александра Кухты, который был в лагере волонтеров и встречал ребят, задержанных в первые дни протестов: «Я был там и своими глазами видел избитых людей, которых били при задержании, пытали в автозаке, пытали в тюрьме. Пытали кулаками, дубинками и электрошокером. Не кормили по три дня подряд, держали на улице или в камерах 5х6 метров по 40 человек (они спали стоя) и периодически избивали. Просто так. Без повода. Потому что могут… Еще был парень, которому дубинками на спине выбили крест. Зачем? Почему?» С начала августа погибли несколько человек, включая 31-летнего Романа Бондаренко, который после задержания был избит до смерти.
Накануне праздника Рождества Христова с особой остротой и болью мы вспоминаем историю об иудейском царе, который погубил множество молодых жизней, движимый боязнью потерять власть. Оживают скорбные слова ветхозаветных пророков:
«Слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котел. И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лицо Своё от них на то время, как они злодействуют». (Мих. 3:1-4)
Служители Церкви Христовой, возвышающие голос против лжи и насилия, подвергаются в Беларуси давлению и угрозам. «Государство с безразличием на это смотреть не будет», «надо, чтобы правоохранительные органы дали им оценку» — эти директивы власти выполняются.
Архиепископу Римско-Католической церкви Тадеушу Кондрусевичу, который обратился к власти с призывом начать диалог и прекратить насилие, запрещен въезд в страну.
За одиночный выход с плакатом с изображением портрета Ньютона и его формулой «на всякое действие возникает противодействие», а также за участие в мирной демонстрации клирик Гомельской епархии священник Владимир Дробышевский получил в сумме 25 суток ареста.
Иерею Александру Богдану, клирику Гродненской епархии, было вынесено предупреждение за возложение цветов 13 сентября в память о погибшем директоре музея Константине Шишмакове, который отказался подписать итоговый протокол голосования, а после был найден мертвым.
После уничтожения импровизированного мемориала на месте захвата Романа Бондаренко в Минске 15 ноября, а также в других местах председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин написал на своей странице в Facebook: «Не пойму, зачем это глумление над портретами убиенного, над цветами в его память, зачем это сатанинское попрание лампад и иконок, борьба с импровизированным мемориалом во дворе, вдоль дорог… ? В чем смысл? Не согласовано, да? А вот такое поведение и отношение — оно согласовано? С кем?» Одно лишь это вопрошание стоило священнику официального предупреждения от прокуратуры, где, в частности, было сказано, что он сознательно повышает уровень напряженности в обществе, разжигает ненависть к органам власти, побуждает к агрессии, и, кроме того, его высказывание содержит признаки клеветы. Такое же предупреждение получил католический епископ Юрий Кособуцкий за критическое высказывание по тому же поводу.
Мы выражаем нашу солидарность, поддержку и глубокое почтение епископам, священникам и всем христианам, которые, презирая опасность, напоминают о свободе и достоинстве человеческой личности, созданной по образу и подобию Божию. Ваше служение, милосердное и праведное, проявляется в заботе и печаловании о каждом избитом, оболганном, униженном, невинном и страдающем человеке. Каждый, кто не пошел на сговор с совестью ради выгоды и безопасности, является для нас примером честности и мужества.
К сожалению, сейчас многие уверены, что Церковь всегда на стороне тех, у кого сила, что Церковь всегда приспосабливается к ним, обслуживая их интересы. Ваше служение показывает, что это не так. Проповедь архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия, благодаря записи на YouTube, согрела сердца десятков тысяч людей. Духовенством и мирянами, мужчинами и женщинами — всеми вами движет любовь, а это самая великая сила на земле.
Думая о вас, нельзя не вспомнить слова, обращенные Святейшим Патриархом Тихоном к Совету народных комиссаров год спустя после Октябрьской революции:
«Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости наших обличений.
Не Наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчиненных и была страшная «не для добрых дел, а для злых» (Рим. 13:34). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем мы Наше слово увещения: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11:51), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26:52)».
Любое проявление вашего свободного духа будет вызывать злобу и негодование, но другого пути для христиан нет. Пусть вас укрепляют примеры святителей Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста, Филиппа Московского и многих других, кто не побоялся обличать зло и неправду власть имущих. «Никто, зажегши свечу, не ставит её в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет» (Лк. 11:33).
Мы возносим молитвы о белорусской земле, в надежде на то, что больше никто не будет унижен, избит, подвернут пыткам или убит из-за своих убеждений. Мы молимся о тех, кто, исполняя приказы, имеет власть употреблять силу и оружие против протестующих. Пусть каждый, кто носит форму и оружие, сохранит совесть, честь и достоинство, ответственность перед согражданами, перед своими братьями и сестрами.
Мы верим в то, что мирный диалог — это единственная альтернатива насилию. На пути к празднику Рождества Христова мы знаем, что вместе со всеми вами, живущими в Минске, Гродно, Гомеле, Бресте, Могилеве, Витебске, в малых городах и селах, совсем скоро мы встретим Богомладенца Христа и услышим в зимней ночи слова:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
- Михаил Алдашин, православный, художник-мультипликатор, Россия
- Ив Аман, католик, ученый, профессор, Франция
- Андрей Анисимов, православный, архитектор, Россия
- Александр Архангельский, православный, писатель, Россия
- Сергей Ахунов, православный, композитор, Россия
- Протоиерей Олег Батов, православный, священник, Россия
- Марина «Тикки Шельен» Богданова, католичка, филолог, переводчик, Болгария
- Полина Богданова, православная, театровед, Россия
- Мария Божович, православная, филолог, Россия
- Сергей Брюн, католик, историк, Россия
- Катерина Гордеева, католичка, журналист, Россия
- Евгений Гейнрихс, католик, священник, Россия
- Борис Гребенщиков, православный, музыкант («Аквариум»), Россия.
- Протоиерей Леонид Грилехес, православный, священник, Бельгия
- Иеромонах Иоанн (Гуайта), православный, священник, Россия
- Анна Данилова, православная, главный редактор портала «Правмир», Россия
- Александр Дворкин, православный, религиовед, Россия
- Адриано Делл’Аста, католик, доцент университета, Италия
- Андрей Десницкий, православный, филолог, Россия
- Денис Драгунский, православный, писатель, Россия
- Ксения Драгунская, православная, литератор, Россия
- Юлия Зайцева, православная, журналист, Россия.
- Андрей Зубов, православный, историк, Россия
- Марта Карлетти, католичка, журналист, Италия
- Лариса Климова, православная, филолог, Россия
- Протоиерей Андрей Кордочкин, православный, священник, Испания
- Александр Корноухов, православный, художник, Россия
- Мария Корноухова, православная, художник, Россия/Грузия
- Александр Кравецкий, православный, филолог, Россия
- Ксения Кривошеина, православная, литератор, общественный деятель, Франция
- Никита Кривошеин, православный, литератор, общественный деятель, Франция
- Иерей Сергий Круглов, православный, священник, Россия
- Дмитрий Крымов, православный, театральный режиссер, Россия
- Андрей Кузнецов, православный, художник (“Митьки”), Россия
- Михаил Кукин, православный, преподаватель, Россия
- Майя Кучерская, православная, писатель, Россия
- Инга Леонова, православная, архитектор, главный редактор журнала The Wheel, США
- Алексей Лидов, православный, историк искусства и византолог, Россия
- Протоиерей Андрей Лоргус, православный, священник, Россия
- Игорь Лужецкий, католик, учитель истории, Россия
- Александр Маноцков, православный, композитор, Россия
- Ольга Меерсон, православная, славист, США
- Протоиерей Георгий Митрофанов, православный, священник, Россия
- Каринна (в крещении Ксения) Москаленко, православная, адвокат, юрист-международник, Россия/Франция
- Валида Навериани, православная, химик-реставратор, Россия/Грузия
- Протоиерей Сергий Никифоров, православный, священник, Россия
- Борис Новодержкин, православный, психолог, Болгария
- Светлана Панич, православная, переводчик, Россия
- Протоиерей Вячеслав Перевезенцев, православный, священник, Россия
- Иеромонах Димитрий (Першин), православный, священник, Россия
- Мария Пименова, православная, искусствовед, Россия
- Ирина Пярт, православная, педагог, Эстония
- Леонид Разгон, православный, детский реабилитолог, Россия
- Юрий Рост, православный, журналист, Россия
- Елена Ручкина, православная, актриса, Россия
- Петр Сахаров, католик, филолог, Россия
- Зоя Светова, православная, журналист, Россия
- Ольга Седакова, православная, поэт, филолог, переводчик, Россия
- Михаил Селезнев, православный, филолог-библеист, Россия
- Протоиерей Александр Степанов, православный, священник, Россия
- Андрей Суротдинов, православный, музыкант (“Аквариум”), Россия
- Игорь Тимофеев, православный, музыкант (“Аквариум”), Россия
- Марина Токарева, православная, театральный критик, Россия
- Протоиерей Алексий Уминский, православный, священник, Россия
- Нюта Федермессер, православная, основатель Фонда Вера, Россия.
- Протоиерей Владимир Федоров, православный, священник, Россия
- Евгений «Ай-яй-яй» Фёдоров, православный, музыкант (“Tequilajazzz”), Россия
- Александр Филоненко, православный, философ, Украина
- Протоиерей Александр Шабанов, православный, священник, Россия
- Протоиерей Василий Шаган, православный, священник, Болгария
- Дмитрий Шагин, православный, художник (“Митьки”), Россия
- Татьяна Шагина, православная, художник (“Митьки”), Россия
- Юрий Шевчук, православный, музыкант (“ДДТ”), Россия
- Протоиерей Валерий Шемчук, православный, священник, США
- Игорь Штернберг, православный, актёр и режиссёр, Россия
- Ирина Языкова, православная, искусствовед, Россия
- Дарья Кельн, православная, редактор портала «Правмир», Россия
Оригинал обращения (сбор подписей закрыт)