1. Князь Владимир, став христианином:
2. Суть подвига первых прославленных на Руси святых заключалась в том, что:
3. В этом тексте обосновывалась идея права Руси на равенство среди других христианских народов:
Вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу, а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты. Как говорил пророк Малахия <от лица Господа Саваофа>: «Нет благоволения Моего к сынам Израилевым, и жертвы от рук их не прииму, ибо от востока же и запада славится имя Мое среди языков и на всяком месте имени Моему приносится фимиам, ибо велико имя Мое между народами». И Давид: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе». И <еще>: «Господи, Господь наш, как величественно имя Твое по всей земле»!
И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, <закалаем> и раздробляем в жертву Богу и Отцу. И уже не <как прежде>, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую кровь Христову вкушая, спасаемся.
Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел — и спас нас и привел в познание истины!
4. Этот русский святой был свояком общехристианского святого — норвежского конунга. Изначально у обоих святых была одна невеста: она была предназначена в жёны варягу (их романтические отношения описаны в трёх скандинавских сагах), но по настоянию отца вышла замуж за русича, а конунг женился на её сестре. Согласно сагам, святой варяг явил чудо — излечил тяжело больного сына русича. Русич же после смерти варяга воспитал его сына и помог получить обратно отцовский престол. Русский святой — это:
5. С описания какого события начинается «Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца?
6. Церковный Устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами. Согласно ему, церковному суду по любым делам подлежали священно- и церковнослужители и их дети, живущие не в разрыве с отцом, а также некоторые лица, не принадлежащие к церковному клиру, но причисленные в состав церковных людей. Среди них:
7. «Поучение Владимира Мономаха» называют первой светской проповедью, с которой в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов. К чему князь призывал своих читателей?
8. Основателями монашества на Руси называют преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Почему именно их?
9. За что был убит святой князь Михаил Черниговский?
10. Чем знаменит Никола Святоша?