Плохо
Ребенок плохо спит, огрызается, не может сконцентрироваться и взрывается от безобидного комментария. Возможно, он не может справиться с тревожностью. Психолог Рене Джейн рассказывает, что стоит за плохим поведением ребенка.  

Айсберги обманчивы, потому их вершина — лишь небольшая часть того, что скрыто под водой. Тревожный ребенок часто похож на айсберг: в основе его поведения слои эмоций и переживаний. Терапевты часто иллюстрирую эту идею таким образом:

Эта картинка может кому-то открыть глаза, но в основе ее предположение, что родители понимают, что лежит на вершине айсберга или смотрят на поведение ребенка и думают “Хм, это тревожность”. На самом деле тревожное поведение у детей может проявляться по разному.

Ваш ребенок может задавать одни и те же вопросы, и не важно, сколько раз вы ему ответите. У вас может быть идеальный ребенок в школе, который приходит домой и устраивает разборки с вами или своими братьями и сестрами. Ваш ребенок не может сосредоточиться, не мотивирован или даже страдает от бессонницы. Или, может быть, он по-настоящему злится.

Тревога может принимать множество форм, мы видим, что она проявляется по-разному. И наш айсберг выглядит вот так:

Давайте попробуем глубже посмотреть на то, как проявляется тревога

1. Сложности со сном

Тревожность и бессонница связаны вместе как курица и яйцо. Исследования показывают, что тревожность может привести к проблемам со сном, а хронические проблемы со сном — к тревожности.

У детей сложности с засыпанием — одна из характерных особенностей тревоги. Многих непрерывные тревожные мысли заставляют проснуться посреди ночи. Другие с трудом засыпают, так как боятся не услышать будильник утром или что они будут чувствовать себя уставшими утром.

2. Гнев

Связь между гневом и тревожностью еще не изучена до конца, но в нашей работе мы явно видим, как проявляется гнев у детей с тревожностью.

Вот некоторые гипотезы о том, как они связаны. Тревога возникает, когда ребенок переоценивает угрозу (например, тест или вечеринка) и недооценивает свои навыки ее преодоления (“Я не могу справиться с этим”). Когда наши дети постоянно и чрезмерно волнуются и считают, что не могут справиться со своей тревожностью, они чувствуют себя беспомощными. Беспомощность приводит к разочарованию, которое может проявляться как гнев.

Также гнев и тревожность — это чувства, которые оба активизируются в одном участке мозга. Когда мозг чувствует угрозу, амигдала (миндалевидное тело в мозге, отвечающее за эмоциональные реакции) активирует реакцию “Беги или сражайся” и наполняет тело гормонами, чтобы сделать вас сильнее и быстрее. Эта генетическая мудрость защищает нас от угроз и опасностей.

Поскольку гнев и беспокойство активизируются в одном участке мозга и имеют схожие физические проявления (быстрое дыхание, высокий сердечный ритм, расширяющиеся зрачки и т.д.), то, возможно, когда ребенок видит угрозу (например, перед вечеринкой), в ответ он чувствует гнев как форму защиты.

Наконец, один из признаков генерализованного беспокойства — раздражительность, которая тоже относится к форме гнева.

3. Неповиновение

Нет ничего более неприятного для ребенка с тревогой, чем чувство, будто их жизнь вышла из-под контроля. Чтобы снова почувствовать себя в безопасности и комфорте, они ищут способы снова вернуть контроль, часто довольно неожиданными и своеобразными способами.

Например, ребенок уже чувствует гормоны стресса, так как ему надо идти спать и срывается, когда ему дают оранжевую чашку вместо синей. Невозможно понять, что происходит на самом деле, зато очень просто объяснить неповиновение ребенка недостатком дисциплины вместо того, чтобы попытаться проконтролировать ситуацию, в которой он чувствует тревожность и беспомощность.

4. Срывы

Это когда внешне спокойный человек без причины выходит из себя. На самом деле они затолкнули боль и тревогу так глубоко, что любой кажущийся невинным комментарий или событие приводит к срыву.

Ребенок, который быстро переходит от спокойствия к полномасштабной истерике без причины, часто плохо подготовлен к тому, чтобы говорить о своей тревожности и пытаться скрыть ее. После того, как ребенок несколько дней или недель пытается выглядеть “нормально”, он внезапно достигнет точки, в которой больше не можем скрыть свои тревожные чувства и показывает непропорциональную реакцию на что-то, что вызывает ее.

5. Недостаток внимания

По данным Центра по контролю за заболеваниями,  у более чем 6 миллионов детей в США диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности. Прошлые исследования показали, что СДВГ и тревожность часто идут рука об руку, хотя дети с тревожностью не обязательно чаще имеют СДВГ.

Эти два состояния имеют симптомы, которые накладываются друг на друга — недостаток концентрации и невнимательность два из них. Дети с тревожностью часто настолько увлечены своими мыслями, что не обращают внимания на то, что происходит вокруг них. Это доставляет особенно много проблем в школе, где дети должны сохранять внимание в течении нескольких часов.

6. Уклонение от тревожащих ситуаций

У нас всех есть привычка избегать стрессовых или дискомфортных ситуаций. Такое поведение выражается в двух формах: активной и пассивной. Если вы избегаете болезней, вы можете мыть руки несколько раз в день (активная форма). Если вы избегаете человека, из-за которого чувствуете себя некомфортно, вы можете пропустить вечеринку или встречу (пассивная форма).

Единственная проблема в том, что в результате проблемы накапливаются как снежный ком. Дети, которые избегают конкретных лица, место или задачи, часто в конце сталкиваются с еще большими проблемами. Если ребенок испытывает беспокойство из-за учебы в школе, он старается пропускать занятия и в итоге ему придется заниматься больше, чтобы компенсировать пропущенное. Он потратил время и энергию, чтобы избежать проблемы, и сделал ее источником ее большей тревожности в конце.

7. Негативное отношение

С неврологической точки зрения люди с тревожностью склонны испытывать негативные эмоции чаще, чем положительные. В итоге негативные мысли удерживаются легче и быстрее, чем положительные, поэтому человек с тревожностью все время выглядит как пессимист.

Дети с тревожностью особенно подвержены этому паттерну, так как еще не развили  в себе способность распознавать негативные мысли и изменять их с помощью положительного внутреннего диалога.

8. Чрезмерное планирование

Чрезмерное планирование и неповиновение имеют общие корни. Пока одни дети пытаются вернуть контроль через вызывающее поведение, другие могут применять чрезмерное планирование в тех ситуациях, когда это не требуется.

Тревожный ребенок, которого пригласили на день рождения, может обдумывать не только то, что он наденет или какой подарок выберет. Он также будет спрашивать, кто еще придет на праздник, что они будут делать, когда родители заберут их, что им следует сделать, если у кого-то на вечеринке будет аллергия, кому звонить, если они почувствуют себя некомфортно, с кем они могут поговорить, пока они там.

Подготовка ко всем вариантам — это способ, с помощью которого ребенок с тревожностью обретает контроль в неконтролируемой ситуации.

Источник

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.