Дело происходило на библейской земле, в окрестностях Иерусалима, во время расцвета монашеской жизни (вторая половина V века). Несколько лет Савва жил отшельником, но затем к мудрому монаху присоединились другие жаждущие духовных подвигов. И вскоре он создает лавру, в которой проживают 150 человек.
Что такое лавра в древнем понимании? Это особым образом устроенный монастырь: улочка, на которой расположены небольшие домики-пещерки — келии, и храм. При преподобном Савве их было два: пещерная церковь Феоктиста («Богом зданная») и большая во имя Пресвятой Богородицы. Лавра сочетала в себе и общежительный устав, и элементы отшельнической жизни: отдельная келья позволяла подвижнику вести уединенную жизнь, собираясь с собратьями для общей молитвы и трапезы. Кстати, первый дошедший до нас монастырский устав составлен именно преподобным Саввой.
Преподобный также первым установил практику особых богослужений — всенощных бдений с Литургией, которые совершались в ночь с субботы на воскресенье и в праздники. Примерно так же сейчас служат на приходах, по крайней мере в России — разве что бдение перестало быть в буквальном смысле всенощным.
Вообще Типикон — главная уставная церковная книга — восходит именно к уставу Лавры святого Саввы.
Имя «Освященный» преподобный получил именно в связи с такой насыщенной литургической жизнью — так как огромная обитель (в дальнейшем ее и стали называть «Великой Лаврой») нуждалась в разумном духовном окормлении и сохранении богослужебного ритма, он был рукоположен в священный сан, хотя по скромности и не хотел брать на себя такую ответственность. Это не было ложным «смиренничанием»: в те времена монашество считалось даже несколько противоречащим священству, ведь священник совершает Литургию, дословно — «общее дело», а монах — по определению одиночка. Так Савва и стал священником — Освященным.
Преподобный трезво оценивал силы своих насельников. Отшельнической жизнью он позволял жить как раз таки опытным братьям. Он хорошо понимал, насколько разрушительным и для жизни духовной, и для психики может стать одиночество, даже добровольное. Жуткая, раскаленная тишина пустыни — каких только страшных фантомов она не породит в воображении подвижника! И хорошо, если это будут лишь фантазии, а не реальное нападение бесов. Мы, современные люди, можем с иронией отнестись к рассказам о бесовских наваждениях: что, мол, мы маленькие — в страшные сказки верить? Но древний монах был знаком с таким опытом, проживал его сам или знал лично тех, кто с ним сталкивался.
Слава святого вышла далеко за пределы Иерусалимской пустыни, и мир врывался в его уединенную жизнь.
Ему приходилось следовать ко двору императора по хозяйственным нуждам — как знакомо для современного священнослужителя, который вынужден просить о помощи для храма или тем паче — монастыря!
Вынужден он был и вступать в полемику по богословским вопросам: в 510-е годы стало особо сильно монофизитство (его придерживался Антиохийский Патриарх Севир, а под его влиянием и император Анастасий). Это была одна из самых коварных ересей в истории христианства. Ее принятие могло бы уничтожить подлинно христианское отношение к человеку — по сути, монофизиты считали, что Божественная природа не терпит рядом с собой человеческой, а из этого следует, что само обожение, соединение человека с Богом, в принципе очень сомнительно. (У Севира сформировалось в итоге более близкое к ортодоксальному богословие, но монофизитские тенденции считались особо опасными для Церкви.)
До нас не дошли аргументы преподобного Саввы — собственно богословских трактатов он не писал. Но зато мы знаем, что он и преподобный Феодосий, основатель соседнего, первого полностью общежительного монастыря, вдохновили монахов своих обителей на неповиновение императору, пытавшемуся насадить монофизитство силой. Все кончилось благополучно — к власти пришел император Юстиниан, защитник Православия, и конфликт монахов с властью был исчерпан.
Но сама по себе готовность защищать свободу своей совести — поучительна и не менее важна, чем сохранившийся монастырский устав преподобного Саввы.
Свои дни преподобный Савва Освященный закончил старцем 94-х лет в созданной им обители. Этот монастырь и доныне существует на Святой Земле — конечно, в нем значительно меньше насельников, чем в годы расцвета, и устав поменялся — теперь он чисто общежительный. От отшельничества в нем осталась разве что закрытость от женщин. Правда, братья Лавры гостеприимны, и паломницам выносят к воротам святыни для поклонения, холодную воду и сок, а иногда выйдет к ним и монах поопытнее, сможет дать какой-то духовный совет… Современные кадры из обители могли бы стать красивым эпилогом к сериалу о преподобном Савве Освященном.
Находится Великая Лавра недалеко от Вифлеема, города Рождества Христова. Вновь заметим: ничего случайного в церковном календаре не бывает, неслучайно и воспоминание о преподобном Савве во дни Рождественского поста.