По лезвию ножа: Вифания. Часть 2
По лезвию ножа: Вифания. Часть 1
— Опять-таки непонятно тогда, почему родители-мусульмане отдают своих детей в христианскую школу?
— Нужно сказать, что любая христианская школа очень ценится в обществе, по качеству образования — это небо и земля по сравнению с обычной школой. Поэтому каждый уважающий себя араб соберёт последние гроши, но отдаст ребёнка именно в частную христианскую школу. Причём перехода в христианство они не боятся.
— А не бывает так, как произошло с Вами? Вы ведь тоже нарушили устои своей протестантской, менонитской, семьи, вырвались из неё и перешли в православие?
— Есть известная история о сошествии благодатного огня, когда армяне не пустили греческого патриарха в храм Гроба Господня, и благодатный огонь сошёл на колонну, на храме стоял мусульманин, который, увидев это, сказал: «Верую», и его тут же скинули с крыши. До наших времён отказ от ислама карается смертью.
— Вы говорили, что девушки-христианки иногда всё же выходят замуж за мусульман, то есть получается, что христиане легче отказываются от своей веры, чем мусульмане?
— В мусульманском мире все формы поведения намного жёстче. Там очень строго за этим следят. А насчет христианских девушек, которые попадают в мусульманские семьи, к сожалению, есть и такая тенденция, что мусульманские юноши стремятся соблазнить христианских девушек. Развод происходит очень легко: это просто выставить жену (любую, и мусульманку тоже) на улицу. С христианскими девушками чаще всего так и случается: через какое-то время после свадьбы или их вынуждают принять ислам, или же они остаются выброшенными на улицу.
— Сейчас мы говорим о взрослых людях, которые осознают эту резкую грань между исламом и христианством. В школе, где Вы имеете дело с детьми, ситуация иная?
— В детях это мировоззрение воспитывается.
-Как стена или как вражда?
— В разных семьях по-разному.
— А какое соотношение мусульман и православных девочек в школе?
— В этом году в школе 348 девочек с детского сада по 9-й класс. Помимо наших 13-ти православных в школе ещё две девочки-католички. 348 минус 15 — это 333 против 15-ти.
О том, как христианские ученицы покрестили мусульманских
— Как складываются их отношения. Девочки дружат, невзирая на конфессию?
— Конечно, наши дети между собой очень дружны. Дружат с христианскими девочками, есть подружки из мусульманского мира. И тут… Произошла такая история два года назад. Тогда у двух наших шестиклассниц, закадычных подружек Ширан и Жаклин, были две подружки-мусульманки. Они везде ходили вчетвером, не разлей вода. И в какой-то момент наши девчонки их покрестили. Они на тот момент учились в 4-м классе.
Видимо, у них уже велись разговоры на тему веры. А они ведутся, особенно у старших детей, регулярно, и порой вызывают очень горячие дискуссии. В таких ситуациях наши девочки становятся миссионерами и защитниками своей веры. Иногда девочки прибегают разгорячённые, даже разъярённые, и спрашивают: «Сестра Марфа, а вот она сказала так и так про христианство. Как нам ответить? Это правда или нет?»
А вопросы действительно бывают очень серьёзные. Тогда мы проводим катехизацию на месте, они бегут обратно и продолжают горячий диспут. Иногда эти диспуты могут длиться несколько дней. В конечном итоге обычно они заканчиваются миром.
Так вот эти четыре подружки (видимо, очень долго разговаривали), наши рассказывали им о своей христианской жизни, и те в какой-то момент сказали, что хотят быть христианками. И наши «не оплошали»: притащили святой воды, святого масла, креститься учили, «Христос воскресе!» петь учили, за руку водили, земные поклоны бить заставляли, помазали маслом, окропили, мол, покрестили. И в тот же вечер принеслись, перепуганные, ко мне: «Сестра Марфа, ты только нас не ругай, у нас проблема!» Я говорю: «Что такое? Ну-ка, рассказывайте!»…
Я испугалась не на шутку, потому что узнай родители — там непонятно что будет, во-первых, с этими девочками, во-вторых, что будет с нами. И они, видимо, об этих проблемах тоже догадывались. Спрашиваю: «А что испугались-то?» Они говорят: «А что с ними будет, если они скажут своим папам?» Я говорю: «Вот именно, что будет? Пошли в церковь поклоны бить!» В общем, мы усиленно молились.
В конечном итоге ничего не произошло. Папы в школу не пришли, никто разборки с нами устраивать не стал, девочки по сей день живы-здоровы. Одна из них перешла в другую школу, вторая так и осталась. Дружат до сих пор. И как это православное крещение в них ещё проявится — неизвестно.
Превыше конфессии образ Божий
— И всё же возникают конфликты на религиозной почве?
— Я уже говорила, что даже самый маленький конфликт приводит к противостоянию мусульмане-христиане. Мусульманский учитель — христианская администрация. С учителями немножко легче, из них — половина мусульмане, почти половина — христиане (и католики, и православные). Православных четверо, все остальные католики. Даже среди мусульман есть очень фанатично зашоренные, а есть очень-очень вольно думающие и открытые.
У нас в 9-м классе учится девочка-мусульманка, которая выросла в очень богатой и вольно думающей семье, где родственники работают на политическом уровне, и она тянется к христианству. Против неё шла целая волна негодования со стороны мусульманских учителей. Так что это бывает, и мы стараемся в таких ситуациях находить выходы из положения.
— Как Вам это удаётся?
— Учимся в повседневной жизни терпеть друг друга, смиряться друг с другом, отодвигать религиозный вопрос на второй план и общаться на профессиональном уровне, уважать друг друга, различать за вероисповедованием образ Божий.
Замуж за православного …русского
— Как складывается судьба девочек-христианок по окончании школы?
— По-разному. Мать Нонна, которая закончила Вифанию, училась в Гарвардском университете в Англии, потом поступила в монастырь св.Марии Магдалины и теперь приезжает в Вифанию каждую неделю преподавать закон Божий. Это одна судьба. Но нужно сказать, что все наши арабские сёстры и в Гефсимании, и на Елеоне (имеется в виду русский Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне — А.Н.) в своё время прошли Вифанию, то есть, Вифания готовила сестёр для монастырей.
Мне иногда задают вопрос: а как ваши дети? А наши дети очень любят меня, поэтому первое время постоянно говорили: «Я уйду в монастырь, буду sister, как ты». Я сдерживаю их эмоциональный напор, говоря: «Давайте мы подождём, пока вы первый раз влюбитесь», на что мне Ширан как-то ответила: «А давай мы не будем ждать, попросим матушку уже сейчас нас в подрясники одеть». Я ей говорю: «И что, ты думаешь, подрясник спасёт тебя от влюблённости?» Она мне: «Ну да!»
Теперь у нас разговоры немножко видоизменились. Полгода назад был такой разговор. Я обычно немножко подтруниваю над ними и говорю как-то: «Таких строптивых девушек, как вы, ни один уважающий себя араб в жёны не возьмёт», на что мне одна из них ответила: «А мы за араба не пойдём». Я очень удивлённо спросила: «А за кого вы пойдёте-то?» А она говорит мне: «За русского». Тут я ещё больше изумилась: «А где ж ты его искать будешь, русского-то?!» Она говорит: «Я его искать не буду». Спрашиваю: «А кто его искать будет?» Тут она мне отвечает: «Ты». Тут я растерялась и вслух подумала: «А где же я-то его искать буду?», на что получила совершенно определённый ответ: «В церкви». Вот так думают на данный момент наши дети. Они собрались замуж за русских, и, по всей вероятности, я их буду искать в церкви.
Положи крест и не бойся!
За дверьми послышались детские голоса, раздался стук в дверь: «В этот раз мне дали очень много времени, — рассмеялась сестра Марфа, — обычно они находят меня через 20 минут». На пороге показались родные сёстры Магдалина (15 лет) и Иакова (12 лет). Уже 6 лет после разлада между родителями они живут в интернате в Вифании и прекрасно говорят по-русски.
— Девочки, расскажите, пожалуйста, о своей семье…
— У нас есть четыре сестры и два братика. Маму зовут Залила, папу Георгий. Мама работает с пожилыми людьми, готовит им. Папа работает шофёром.
— А семья православная?
— Да. Наше село христианское, есть три церкви: две церкви святого Георгия, одна церковь для католиков.
— Как вы попали в Вифанию?
— У нас были проблемы между родителями, и подруга, которая знала эту школу, привела нас сюда. Нам преподают арабский язык, английский, русский, математику.
— А какие уроки вам нравятся больше всего?
— Мне — русский.
— Русский.
— Вы когда-нибудь думали о России, какая она?
— Большая очень. И красивая.
— Зелёная.
— На уроках русского языка вы читаете русские книги?
— Да. Ещё сестра Марфа читает нам вечером.
— Про святых. Про Бога.
— Тебя зовут Иакова, а кто твой святой, знаешь?
— Иаков. Он был за Христа всегда, и всегда был со своим Богом.
— А твоя, Магдалина?
— Моя — Магдалина. Она была грешная, в ней было 7 бесов. Когда Христос встретился с ней, то избавил её от бесов, и она стала молиться. Она ходила с Ним всюду, где Он шёл.
— Вы молитесь на арабском языке?
— Да. Мы поём, когда кушаем, и молимся по-арабски.
— И на литургии бываете?
— Да, мы каждый раз в воскресение идём в Гефсиманию.
— Иакова, я вижу, у тебя к кофточке прикреплён крестик. Ты по улице так ходишь?
— Да.
— Не опасно?
— Нет.
— А если вы встретите мусульманина, он не может вам сделать что-то плохое за то, что вы христиане?
— Они сделают. Они говорят плохие слова, только так, что мы не слышим.
— Не боитесь?
— Нет. Сестра Марфа так учила нас: положите крест и не бойтесь.
— А еще чему учила вас сестра Марфа?
— Молиться, говорить тихо, по-хорошему с людьми, с любовью.
— Что бы вы хотели сказать русским детям?
— Мы передаём им большой привет и молимся, чтобы Бог был с ними.
Фотографии А.Г.Парменова, А.Никифоровой