Есть ли жизнь на Марсе?
Статистика — вещь лукавая. Количество православных в стране по разным опросам колеблется от 12 до 80% в зависимости от методов оценки. А есть ли она вообще — великопостная торговля? Или же проблема «как накормить семью, не нарушив при этом церковных предписаний» на самом деле волнует маленькую горстку людей? Обратимся за комментариями к специалистам.
Людмила Кужель, руководитель отдела закупок Интернет-гипермаркета «Утконос», утверждает: изменения покупательских интересов во время Великого поста вполне ощутимы. «Мы из года в год наблюдаем динамику снижения интереса к молочной и мясной продукции и увеличение спроса на овощи, крупы, постные продукты. В последние три года продажи постных товаров в среднем растут на 30%. В 2013 году этот рост был еще больше и составил 42% по сравнению с 2012 годом».
Итак, постная торговля — есть. Тогда — идём по магазинам.
Дорогое, постное и «постное»
На упаковках многих продуктов в начале весны появляется маркировка «Постное» или «Продукт для поста». Казалось бы, всё сделано для удобства покупателей. На деле, с этими пометками не всё так просто.
Нередко их клеят на товары, которые никто и не «подозревал в скоромности» — например, некоторые дорогие сорта хлеба. В изобилии лежат в «постных распродажах» пакеты с замороженными овощными смесями — удобным, но тоже недешёвым полуфабрикатом.
В интернет-магазинах в разделы «постное» нет-нет, да и прокрадываются товары вроде соуса песто в банках, консервированных побегов бамбука или банановых чипсов. Продукты неживотного происхождения, спору нет. Но цифры тоже впечатляют.
При этом никому не приходит в голову приклеивать значок «Для поста» на обычную морковь и картошку. То есть, информация о составе продукта используется в этом случае и как средство продвижения дорогих сортов и наименований.
Другое дело, что во время поста многие производители становятся перед фактом: нужно либо уменьшать на полтора месяца объёмы производства, либо включать в линейку товаров варианты без животных компонентов. В итоге целый ряд торговых марок теперь имеют в ассортименте майонезные соусы, каши-«минутки» без молока и постные торты.
Однако, покупая подобные чудеса кулинарной изобретательности, нужно помнить: «еды из воздуха» не бывает. В составе «постной колбасы» (есть и такая!) может не быть мяса, но оказаться в наличии сыр и целый ряд компонентов с индексом Е. А в постном майонезе почти наверняка обнаружатся не слишком полезные для здоровья крахмал и снова — стабилизаторы и усилители вкуса. Чрезмерное увлечение подобной трапезой формально не нарушит устав, но грозит долговременным лечением.
Особый случай — ситуации, когда производитель просто жульничает. Например, моим личным рекордом постной покупки была пачка печенья, на которой маленькая, ни до, ни после не встреченная фирма написала сразу всё. Рядом с пометкой «Постное» там красовалось «Экономно — большая упаковка!», а в составе имелись… и молоко, и яйца.
4 правила постных покупок в эпоху агрессивного маркетинга
Факт остаётся фактом: проблемы современного жителя крупных и средних городов кардинально отличаются от тех, с которыми мы сталкивались 20–30 лет назад. Эпоху дефицита, когда почти любые продукты надо было «достать», сменила ситуация, когда важнее не потеряться в изобилии.
Основной принцип современной торговли — «не просто продать нам еду, но заставить нас купить более дорогой товар определённой марки» — одинаково относится как к постным, так и к скоромным продуктам.
Соответственно, как в пост, так и вне его, наша задача — в том, чтобы:
- составить из разрешённых продуктов максимально разнообразный и полезный рацион;
- не убить на поход по магазинам слишком много времени, которое пригодится на другие дела.
Поэтому очень удобно список покупок продумать заранее. При этом, как и в обычной, непостовой жизни, имеет смысл учесть не только предпочтительные виды, но и «любимые» торговые марки.
Не секрет, у каждой хозяйки есть оптимальные с её точки зрения по соотношению «цена-качество» творог, кефир, сметана. Тот же принцип легко распространить на крупы, макароны и другие товары. Дальше — мы просто ищем их на полке. Подобный список в голове очень пригождается и в обычной жизни, когда скоромные дни чередуются с постными.
Большáя часть продуктов, которые мы едим — и так постные. А значит овощи и фрукты, крупы и макароны можно оставить в корзинке без изменений, корректируя лишь количество.
Молочный шоколад заменяем тёмным, конфеты — мармеладом или постными сортами — благо, их список теперь тоже велик. Если возникает желание его уточнить, можно поискать в Интернете перечень вроде того, который несколько лет подряд публиковал в преддверии новогодних праздников холдинг «Объединённые кондитеры». Всё-таки в ситуации «дети-ёлки-подарки» проблема сладостей куда острее.
Обращаем внимание: сухофрукты — хорошая замена конфет. А фраза «может содержать следы яйцепродуктов» на упаковках шоколада адресована не постящимся христианам, а аллергикам. По крайней мере, та микроскопическая доля яиц, которая теоретически попала в вашу тёмную шоколадку со стенок чана, где до того замешивали партию молочного, вас не убьёт, а некоторых из них — может.
По сути, у нас остаётся одна проблема: найти питательную замену тем продуктам, которые в пост не разрешены.
Эту ситуацию каждый решает в зависимости от нескольких факторов — режима питания, который прописали ему врачи и разрешил исповедующий священник, финансовых возможностей, индивидуальной переносимости и продуктов, которые есть в наличии.
Обращаем внимание, в большинстве случаев замена эта должна быть питательной, а не буквальной. То есть, проще говоря, ищем не «постные сосиски» взамен непостных, а источники недостающего белка и энергии.
Вариантов — море, на любой вкус и кошелёк. Грибы, экзотический сыр тофу или вполне уже привычные и демократичные по цене чечевица, фасоль и горох.
А как источник энергии и, заодно, мощное средство от инфекций очень хорош имбирь — неважно, сырой, маринованный или в виде цукатов, давно любимых туристами и спортсменами. Перед употреблением, как водится, посоветуйтесь с врачом.
Сказка о потерянном… майонезе
Не знаю, почему, но большинство постных курьёзов связаны у меня именно с этим продуктом. Правда, происходят они, как правило, не Великим постом, а Рождественским — когда постных предложений куда меньше, и православный народ усиленно ищет, чем же именно ему заправлять новогодний салат «Оливье».
Однажды была предпринята попытка найти вожделенный соус в Интернете. Причём, с учётом горького московского опыта, в поисковик торговой сети название вбивалось не как «постный», а как «соевый». Безуспешно. Не был там найден и «майонез вегетарианский». Позже оказалось, что как раз в то время эта сеть имела в ассортименте большой выбор не только постных, но ещё и кошерных, и халяльных продуктов.
В другой раз спецоперация по поиску пресловутого соуса была предпринята в огромном гипермаркете, где отдельные продукты занимают целые аллеи. Из трёх десятков представленных марок и сортов постным не оказался ни один. Зато в конце аллеи большая табличка «этот продукт можно употреблять в пост» красовалась… на ящике с горчицей.
В третий раз вожделенный продукт мы отправились искать летом, в преддверии чьего-то дня рождения. Как помню, в ближайшем сетевом магазине нам долго объясняли, что помочь ничем не могут, так как заказывают все продукты с центральной базы, а там постные наименования бывают в ассортименте только весной. Этой печалью мы поделились с колоритным азербайджанцем — хозяином маленького продуктового магазинчика неподалёку от дома. «Завтра всё будет», — сказал он. И было.