Северо-западное Подмосковье можно назвать краем святого Иосифа, игумена Волоцкого. Здесь он родился, рос. Больше пяти веков тому назад основанный им монастырь стал центром и средоточием всех окрестных мест: монахи, прошедшие школу послушания и борьбы с искушениями, молились Богу, строили храмы, собирали и переписывали книги, выращивали хлеб, разводили рыбу, а еще – шли осваивать новые земли, просвещать, учить народ грамоте и рациональному хозяйству.
В годы же бедствий и неурожаев люди собирались к обители, чтобы получить не только духовную помощь, но и защиту и пропитание. Именно во времена преподобного Иосифа и образовалась вокруг Волоцкой обители «золотая цепь» из монастырских и приходских храмов, а позже – и превосходных усадеб.
В XX веке наступили времена гонений, почти все храмы были закрыты, многие разрушены, а священнослужители – репрессированы, так что кроме святых, живших в прошлые века, во многих храмах сейчас почитаются служившие в них новомученики.
В поездку по северо-западному Подмосковью я отправился, чтобы успеть увидеть и сфотографировать три гибнущих храма, расположенных в селах, находящихся вокруг знаменитого монастыря, но по пути встретил немало неожиданного…
8:00. С Богом!
Двинулся в путь, поставив на ноль счетчик расстояния на спидометре машины…
-1-
10:30. На счетчике – 176 км. Село Черленково (Шаховской район) – первая из трех намеченных и самая дальняя от Москвы точка маршрута, у границы с Тверской областью.
Указатель на дороге обнадеживал – на нем значилось: «Черленково. Никольский храм».
Я остановил машину на сельской площади. Кроме поросшего деревьями храма, на ней было видны здания магазина, библиотеки и еще одно заколоченное деревянное строение, по виду – то ли сельская школа, то ли небольшой клуб.
По другую сторону площади росло несколько березок. Среди пустоты и тишины еще не проснувшегося села выделялись всего две группы людей – между березками расположилась компания мужчин, пьющих пиво, а перед магазином стояли две молодые женщины, видимо, уже приложившиеся к спиртному и теперь что-то громко и нецензурно обсуждавшие.
Проезжавший мимо на велосипеде мальчик лет восьми поздоровался со мной.
Подойдя к храму, я понял, что приехал вовремя. Несмотря на то что церковь сохранила даже крест на главе, она, казалось, была готова обрушиться в любую минуту.
В начале XVI века на этом месте был основан – возможно, что еще преподобным Иосифом – монастырь, приписанный к Волоцкой обители. Место тут удивительное – на холме над запруженной речкой Рузой. Тишина, красота неяркой природы и молитвенный покой. Вскоре здесь построили каменную церковь в честь святителя Николая – крестово-купольную, с одной главой. Постепенно вокруг обители разрослось поселение. В XVIII веке небольшой монастырь все же закрыли, а церковь сделали приходской. Так как село разрасталось, в XIX веке храм капитально отремонтировали и перестроили: переложили своды, расширили окна, с запада пристроили приделы и надстроили главу.
А в XX веке многолетний настоятель храма священник Виктор Моригеровский (1872–1938) вместе со старостой храма Ириной Алексеевной Смирновой были арестованы за «контрреволюционную агитацию» по доносу бывшего второго священника, отказавшегося от сана. В 1938 году священник Виктор и р.Б. Ирина были расстреляны на Бутовском полигоне. Ныне они причислены к лику святых новомучеников.
В 1941 году в храм попал снаряд, разворотивший алтарную часть. Бесхозность и время довершили разрушительную работу.
В 2000-м при храме создали общину, но передача храма затягивалась, и он продолжал разрушаться…
Не без опаски я пробрался внутрь древнего храма. Тихонько пропел тропарь святителю Николаю – от громкого звука обрушившиеся во многих местах своды того и гляди могли совсем упасть. Много столетий на этом месте молились люди – здесь же их поколение за поколением крестили, венчали, отпевали. Сейчас здесь – мерзость запустения.
А вокруг – прекрасная летняя природа, свежесть ветра и синева водохранилища.
-2-
12:00. На счетчике – 210 км. Белая Колпь (Шаховской район).
Сюда я заехал случайно – просто увидел крупный белый храм, неожиданно появившийся невдалеке от трассы.
Когда зашел на территорию сфотографировать, из храма вышла сухонькая улыбающаяся женщина и спросила: «Я вам нужна?» Конечно, я был очень рад ее предложению открыть и показать мне церковь и сразу узнал, как ее зовут. Раба Божия Зинаида – служительница и помощник старосты – рассказала мне и об истории, и о сегодняшнем дне этого места.
Оказалось, что здесь, на берегу речки Колпинки, еще с XVII века было родовое имение князей Шаховских – дворец, флигеля, парк и церковь. Храм Воскресения Христова был построен в 1807 году по проекту владельца села – князя Михаила Александровича Шаховского. Приделы храма – великомученика Андрея Стратилата (такое посвящение было у древней церкви, что стояла здесь еще с XV века) и Муромских чудотворцев Константина, Михаила и Феодора – святой Михаил был небесным покровителем князя.
Я удивился и порадовался: святой Константин Муромский – небесный покровитель моего старшего сына, и я впервые видел придел в честь этого святого.
Внутри просторный храм был полон света. Иконы – самые простые, софринские…
Служат в храме нечасто, р.Б. Зинаида сказала, что за июль – всего один раз. Настоятель – один на несколько приходов и на праздники служит в другом селе.
Обширная княжеская усадьба когда-то располагалась к востоку от храма. Сегодня она превратилась в бесформенные печальные развалины.
А храм, служивший в советское время складом и холодильной камерой, восстановлен и радует глаз (только вместо высокого шпиля пока установлен небольшой крест).
-3-
12:45. На счетчике – 222 км. Ханево-Федоровское (Волоколамский район).
Ханево – большая деревня на трассе. Усадьба и храм села Федоровского видны издалека, но добраться до них не так просто. Только с помощью встреченного уроженца этих мест мне удалось выехать на неприметную узкую дорогу…
Как и Белая Колпь, Федоровское, стоящее на той же извилистой речке Колпинке, принадлежало роду Шаховских. Около 1760 года здесь была построена изящная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радости» и масштабная усадьба. Потом усадьба перешла в род Васильчиковых, а в конце XIX века ее владельцем стал сенатор Александр Александрович Эйлер – кстати, прямой потомок (праправнук) знаменитого швейцарского и российского математика Леонарда Эйлера.
В 1930-х годах в Скорбященском храме служил священник Димитрий Розанов. В 1937 году он был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. В 2005 году иерей Димитрий был причислен к лику святых новомучеников.
В XX веке и храм, и усадьба разделили судьбу множества российских храмов и усадеб и к концу века представляли собой живописные руины. Храм был закрыт и надолго заброшен, его трапезная и приделы разрушены, выстояли только башни колокольни и центрального объема.
От усадебных построек – главного дома и флигелей – оставались одни стены. Но вот, в 1997-м году началось возрождение Федоровского как подворья московского Рождественского монастыря. Сейчас уже церковь отстроена, постепенно приводятся в порядок усадебные здания.
Я зашел в храм, внутри он оказался еще не настолько восстановленным и прибранным, как снаружи. К службе подготовлен пока только один – Никольский – придел. Хмурый рабочий предупредил меня, что фотографировать нельзя. Понятно, свои порядки – монастырское подворье…
-4-
13:10. На счетчике – 228 км. Ярополец Гончаровых (Волоколамский район).
Рядом с дорогой в центре большого села, прямо у автобусной остановки стоит маленькая белая часовня. На ней – доска, напоминающая о событиях XVII века – о воссоединении Украины с Россией.
Ерполч, нынешний Ярополец – одно из древнейших поселений Московской области, оно даже постарше Москвы и известно с 1135 года. Изначально – пограничный форпост Великого Новгорода, в XVI веке оно вошло в «золотую цепь» Иосифо-Волоцкой обители, затем стало царским дворцовым и охотничьим селом.
В 1684 году Ерополч с четырьмя присёлками и деревнями в 1000 дворов было пожаловано царицей Софьей постаревшему гетману правобережной Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко (1627–1698). Дорошенко прожил в своей вотчине 14 лет, здесь же в часовне и похоронен. Село по наследству перешло к его двум сыновьям. Старший сын взял юго-западную часть вотчины, а младший получил северо-восточную.
Первая усадьба в начале XIX века перешла по наследству к роду Загряжских, а затем Гончаровых. А вторая еще в начале XVIII века была продана графу Григорию Чернышёву. Так в Яропольце образовалось сразу две большие усадьбы.
За последние 25 лет из истории русской культуры была вырвана целая страница – это русские усадьбы. Сотни усадебных комплексов, кое-как уцелевших в революционные и военные годы и служившие базами отдыха или пионерлагерями, в наше время оказались заброшенными и разрушенными, после того как владевшие ими и заводы и институты разорились. Утраты огромны – даже совсем рядом с Москвой. В Яропольце из двух усадеб неплохо сохранилась только одна – Загряжских-Гончаровых.
Все здания – усадебный дом с колоннадами, флигелями и службами – построены по кругу. В его центре сейчас стоит памятник А.С. Пушкину – поэт дважды приезжал сюда. Его тогда еще невеста – Наталья Николаевна – приходилась известному гетману праправнучкой.
И хотя дом во время войны сгорел и убранство восстанавливали по-новому, сюда до сих пор ездят экскурсии (я застал нескольких любознательных французов). Сюда же приходят и местные молодожены. Тем более венчаются они в усадебном храме Рождества Иоанна Предтечи (построен в 1755 году – это самое старое из сохранившихся зданий Яропольца), расположенном совсем рядом.
Впрочем, храм, хоть и действует уже лет 20, до сих пор Церкви не передан и внутри как следует не отреставрирован – в советское время в нем помещался клуб базы отдыха МАИ – будучи студентом, был в нем как-то на конференции и слушал научные доклады.
Сейчас в храме тепло и уютно; когда я зашел, отец настоятель беседовал с прихожанами, не разошедшимися после службы.
Недалеко уцелела еще одна часовня – в честь святителя Николая, построенная после 1861 г. в память освобождения крестьян.
-5-
13:30. На счетчике – 229 км. Ярополец Чернышевых (Волоколамский район).
У А.Аверченко есть такой рассказ «Осколки разбитого вдребезги». Именно эти слова вспоминаются сегодня в том месте, которое когда-то называли «Подмосковным Версалем» и про которое даже Великая Екатерина, посетившая его, сказала, что хотела бы здесь жить – не будь это так далеко от Москвы…
Остов большого дворца с пустыми дырами окон, покосившиеся въездные ворота, да ветшающий диковинный храм посередине голой, замусоренной территории – вот и все, что осталось от одной из великолепных русских усадеб.
Казанская церковь в Яропольце потрясает – ничего подобного в центральной сельской России мы не увидим. Скорее, такое здание можно представить на улице Петербурга, а может быть, и Парижа. Она похожа на два классических храма, пристроенных входами друг к другу, а алтарями-апсидами глядящих в разные стороны. Изящные колонны, фигурные окна, два огромных купола. Внутри – колоннады, плафоны. Или, как писали в классических архитектурных путеводителях, – «каннелированные пилястры и раскрепованный антаблемент».
Авторство приписывают разным крупнейшим архитекторам XVIII века – В.Баженову, М.Казакову, К.Бланку. Внутри храма сохранились остатки громадного мраморного надгробья графа Захара Григорьевича Чернышева.
Но… о, ужас. Храм гибнет, разрушается – прохудилась кровля, одна за другой падают внутренние колонны, отсыревает и осыпается штукатурка, Внутри все разломано, разбито…
Вокруг сохранилось несколько могил. Оказывается, после войны храм был еще живым. Подумать только, он уцелел даже при оккупации, действовал до 1962 года и только тогда стал жертвой «хрущевских» гонений! Только колокольню отняли давно – там была оборудована водонапорная башня.
Несмотря на то, что залезать в храм мне пришлось, преодолевая изгороди и заросли, а затем – через оконную решетку, внутри я оказался не один. Еще несколько человек проделали тот же путь и бродили, удивленные, по диковинному и прекрасному разрушающемуся зданию.
Позже мне удалось поговорить с настоятелем обеих церквей Яропольца священником Михаилом. Из его рассказа стало ясно, что хотя община храма существует давно, но здание, считающееся федеральной собственностью, до сих пор так и не возвращено Церкви, а находится на балансе Московского авиационного института. Настоятель подготовил все бумаги и сдал их в «Роскомимущество», но когда будет ответ – одному Богу известно…
-6-
14:15. На счетчике – 236 км. Суворово (Волоколамский район).
Суворово стоит на холме – остроконечные верхи храма и колокольни видны на много верст вокруг. Исстари, это место значилось «приселком», предместьем Яропольца. Храм там был, но маленький. Когда в середине XIX века население разрослось, был выстроен просторный каменный храм, крепко и уверенно стоящий на земле.
В 1930-е годы служившие здесь священники иерей Валериан и иеромонах Виктор были репрессированы.
Храм же пощадили и война, и время. Он был закрыт, но не был разрушен – и потому стал действующим одним из первых в округе.
Хотя службы не было, храм оказался открыт. Доброжелательная служительница, мывшая пол, с радостью разрешила мне фотографировать. Потом я поставил свечу перед образом Божией Матери «Почаевской», который считается в этом храме чудотворным, – и попрощавшись, отправился дальше.
-7-
14:45. На счетчике – 245 км. Журавлиная сказка (Лотошинский район).
Вскоре я съехал с асфальтовой дороги на грунтовую – туда, где карты уже не показывали никаких автотрасс. В какой-то момент обычная деревенская улица окунулась в лесополосу и сменилась даже не аллеей, а настоящим туннелем из деревьев.
Внезапно туннель оборвался, и моему взгляду предстало нечто неожиданное – открытый во все стороны простор, высокое распахнутое небо и две больших водных глади, разделенных узкой длинной дамбой с проложенной по ней прямой дорогой.
Проехав по дамбе несколько сотен метров, я вышел из машины и пригляделся. Вокруг не было ни машин, ни людей. Но водная гладь оказалась отнюдь не пустынной! На воде и над ней были видны… большие птицы, десятки, а может быть, и сотни птиц.
Они стояли на своих длинных ногах на отмелях, ходили, иногда взлетали, легко парили над водой и снова садились. Серые журавли… Это был их дом, их мир, где я неожиданно оказался. Впервые видел я их в природе, тем более в таком количестве! От всей этой картины – солнца, неба, воды, больших спокойных птиц и отсутствия вокруг какой-либо цивилизации – что называется, захватывало дух.
-8-
15:15. На счетчике – 250 км. Телешово (Лотошинский район).
Телешово, находящееся за журавлиным краем, было третьим из тех мест, которые я хотел посетить изначально. На интернет-сайте епархии храм в нем значился действующим, возрождающимся. Более того, по сайту можно было проследить, как время от времени там менялись настоятели…
Храм я нашел не сразу – неправильно повернул и уехал на другой конец деревни. Кстати, она оказалась не такой уж маленькой. Хотя, судя по всему, местного населения там немного – в основном москвичи-дачники. Однако в первом же дворе, куда я зашел с вопросами о дороге к храму, мне многое рассказали…
Старинное село располагалось между трех громадных прудов и всегда было в духовной связи с Иосифо-Волоцким монастырём. Исстари в селе была деревянная церковь. В начале XX века ее настоятелем стал иеромонах Клавдий (Смирнов), уроженец Телешова, много лет проживший в Волоцкой обители.
В первую очередь он построил сельскую школу, где сам и стал учить грамоте и Закону Божию местных ребятишек. А затем начал строить храм. И к 1912 году построил – кирпичный, компактный, с пятью главами и колокольней, превосходным внутренним убранством (архитектор М.К. Приоров). Освящен храм был во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
Увы, мирная жизнь продолжалась совсем недолго, а отец Клавдий стал не только первым, но и единственным настоятелем храма. В 1937 году церковь закрыли и сделали в ней коровник. Некоторые иконы люди разобрали по домам. Старичка-священника приютили в селе добрые люди – и он тайно молился, служил, крестил, переходя из дома в дом…
Начавшаяся война обошла старинное село боями и разрушениями, но однажды ночью в ноябре 1941 года сюда пришли двое скрывавшихся красноармейцев – дезертиров. Искали они, видимо, водку. Местный подросток почему-то показал им на старика-священника. Когда желаемого у батюшки не оказалось, они кинули в священника гранату с вынутой чекой. Он хотел ее обезвредить, но не успел. Прямо рядом с храмом 78-летний архимандрит Клавдий был убит взрывом.
Куда делись потом дезертиры – неизвестно. Того подростка, что указал на батюшку, вскоре убили немцы. Но, говорят, в селе до сих пор живет 92-летняя старушка, помнящая доброго старого священника.
В послевоенное время в храме был какой-то склад, со здания сорвали железную кровлю, стены ветшали, да и село постепенно приходило в запустение. В 1999-м году храм решили открыть, говорили, что нашли могилу отца Клавдия у церковной стены, даже начинали уже служить – и люди отдали несколько старых икон, хранившихся по домам. Но Бог судил иначе. В 2005 году в самый День Победы храм внезапно рухнул, «сложился» внутрь. Только обломанная колокольня осталась стоять среди зарастающих бурьяном и молодыми деревцами печальных развалин.
Одну из церковных оконных решеток, вылетевшую при разрушении храма, взял себе житель села (к его дому я и подъехал вначале) и установил на участке как памятник погибшему храму. Обещает отдать, если храм будет восстанавливаться. Говорят, что и крестный ход недавно был.
Недалеко от руин храма – сельское кладбище – неустроенное, не огороженное…
Здесь меня застал сильный ливень, и я укрылся под уцелевшей колокольней. Причем небо с одной и с другой стороны оставалось голубым, а над прудами, над деревенскими домиками, над руинами храма неподвижно стояла маленькая тучка и всё плакала, плакала…
Под последними каплями ослабевшего дождя я добрался до машины и, проехав снова через журавлиный край, отправился к Иосифо-Волоцкому монастырю – месту окончания моей поездки.
-9-
16:45. На счетчике – 285 км. Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоколамский район).
Он, конечно, прекрасен – появляющийся внезапно из-за леса сразу во всей красе белых башен и многочисленных куполов – место подвигов, трудов и молитв множества монахов и трудников. Очень вам рекомендую – и посмотреть, и побывать.
И на этом, настала пора прощаться с Волоколамскими краями. То, что я увидел – лишь малая часть всего, что можно найти в заповедных местах северо-западного Подмосковья. Памятники самого Волоколамска, древний город Микулин с валами и собором, Иосифо-Волоцкая обитель и многочисленные храмы вокруг нее: хорошо сохранившийся в Спирове, полуразрушенный в Бухолове, уникальная многоярусная деревянная церковь в Песках, остатки великолепной усадьбы в Осташеве и много-много других святынь и древностей. Все это еще впереди – и значит, есть повод вернуться! Еще каких-то 120 км – и я был дома.
Слава Богу за все увиденное и прожитое!
P.S. Несколько простых практических рекомендаций:
1) От Москвы в подобные короткие автомобильные поездки можно отправиться в любую сторону:
- На север – за Дмитров, в Талдом и дальше
- На северо-восток – за Сергиев Посад – к источникам, к Александрову
- На восток – в сторону Орехово-Зуева и Киржача
- На юго-восток – за Коломну, в сторону Зарайска
- На юг – в сторону Давыдовой Пустыни, за Серпухов, за Оку
- На юго-запад – в сторону Вереи и вокруг Боровска
- На запад – в район Можайская и в города Смоленской области – Гжатск, Вязьму
- На северо-запад – за Солнечногорск и Клин.
Везде мы найдем монастыри и храмы, остатки усадебных комплексов, интересные природные объекты – родники, источники, озера и т.д. Везде найдем места, связанные с памятью святых – как древних, так и новомучеников.
2) Очевидно, к таким путешествиям надо готовиться заранее, чтобы не пропустить какой-то внешне неприметный, но интересный объект на вашем пути.
3) Наилучший день для поездок – суббота. Если выехать пораньше, машин будет не так много, возвращение в город в субботу вечером – самое легкое в смысле автомобильных заторов.
4) Если вы путешествуете с детьми – маршруты должны быть более короткими и проходить через такие места, где можно просто отдохнуть, побегать и поиграть.
5) В машине обязательно должен быть достаточный запас воды.
6) Инфраструктура даже в Московской области развита слабо, так что еду стоит запасать с собой: за всю свою поездку, проходившую в обход городов, я не заметил (кроме трассы от/до Москвы) ни одной точки общепита; об отсутствии общественных туалетов тоже стоит помнить.
7) Подобные маршруты вполне возможны и от каждого из древних русских городов – Твери, Ярославля, Нижнего Новгорода, Тулы, Калуги и многих других.
При подготовке использованы источники:
Черленково
http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_cherlenkovo_nikolskaya_cerkov.html
http://www.verav.ru/common/message.php?table=calend&num=592
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=619
http://azbyka.ru/days/sv-viktor-morigerovskij
Белая Колпь
http://nataturka.ru/muzey-usadba/b_kolp.html
Федоровское
http://www.mbrsm.ru/farmstead.html
http://www.mskcities.ru/volokolamskregion/volokolamskfarmstead04.html
http://nataturka.ru/muzey-usadba/fedor.html
Ярополец
http://sotok.net/kraevedenie/3113-istoriya-sela-yaropolecz.html
http://www.mskcities.ru/volokolamskregion/volokolamskfarmstead06.html
http://www.kulturologia.ru/blogs/091013/18981/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/22734/
http://www.mskcities.ru/volokolamskregion/volokolamskfarmstead05.html
http://nataturka.ru/muzey-usadba/jarop_gon.html
http://kazanskiy-hram.ierei.ru/
http://mepar.ru/eparhy/temples/?temple=46
http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_yaropolec_kazanskaya_cerkov.html
Суворово
Телешово
http://www.lotoshino-blag.ru/node/151
http://max-fedosov.livejournal.com/390273.html
http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=366