Известный миссионер игумен Сергий (Рыбко) носит в постриге имя игумена земли Русской. Сегодня, в день памяти его небесного покровителя, мы публикуем ответы о. Сергия на вопросы о монашестве в прошлом и настоящем.
-Как бы Вы кратко описали: в чем состоит монашеское служение?
— Есть такое понятие: направление духовной жизни. Каждому человеку нужно найти то, для чего Господь его определил и стать на свой путь служения в том качестве, для которого Бог его сотворил. Монах – это человек, который добровольно выбрал то, к чему был предназначен Богом.
Монашеское служение – великая тайна, путь духовного совершенства, максимального отречения от греха. Здесь важна подчиненность Богу. И тот, кто смирил себя, подчинился Ему – тому эта тайна приоткрывается. А дальше – по мере смирения.
Человек, который старается свое служение исполнить ревностно, обязательно многого достигнет. Хотя бывали примеры, когда люди очень ревностно в юности вставали на путь монашеской жизни, а с годами постепенно ослабевали.
Это горько видеть, но и так, к сожалению, бывает. Но ведь этот человек призван Богом, он не только не должен духовно уставать, он может не уставать, положившись на Бога. Потому что сила Бога в нем совершается постоянно.
— Есть ли принципиальные различия между монашеством древним, ранним русским монашеством, монашеством Синодального периода и современным? Кто такой монах сегодня?
— Несомненно, различия между всеми этими эпохами в истории монашества есть. Хотя между русским монашеством времен преподобного Сергия и монашеством Египетских скитов – я особой разницы не вижу. Может быть, сподвижники и ученики преподобного Сергия это ощущали, но для нас одинаково величайшими столпамы являются, как Пимен Великий, так и преподобный Сергий.
Современное монашество весьма немощно. Святитель Игнатий Брянчанинов приводит такой пример: «Три монаха переплывали через озеро. Два переплыли легко и свободно, а третий – с большим трудом, чуть ли не утонув, но все-таки переплыл». Это и есть монашество наших времен: есть рвение, но присутствует неуклюжесть.
И все же монашество есть, и оно будет, и ныне делает свое дело. А пока служение будет истинное – будет и христианство. Ведь монахи – это носители духа. Когда человек ищет вершины духовности – он едет в монастырь. Ведь все взаимосвязано: и мир с монастырем, и монастырь с миром.
Во время же Синодального периода Церковь была очень подчинена государству. Но были дивные сподвижники, святители, проповедники. Во все времена были тайные подвижники, есть они и сейчас. Я встречал в свое время истинных духовных людей.
— Какую роль в Вашей жизни сыграла духовная связь с преподобным Сергием Радонежским, имя которого Вы получили в постриге?
— Я считаю преподобного Сергия своим духовным покровителем. С первых лет узнавания Бога, прихода к вере этот великий святой направлял меня, окормлял.
Когда я стал воцерковляться, часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, рядом с которой жил. Произвело огромное впечатление житие этого святого, а сам дух его обители не может не согреть душу. И когда при моем постриге я услышал имя Сергия – очень обрадовался. Мне показалось, что преподобный ответил на мое усердие, мою дерзновенную любовь к нему.
Это величайший святой. Ему тайна Господа, Святой Троицы была не только приоткрыта, но и полностью отверзена. Я благодарен Господу за то, что у меня есть такой молитвенник и предстатель за меня. Этой мой путеводитель по жизни. Это великий предстатель за весь русский народ. Он один из великих святых, которые угодили Богу своим смирением. Ведь по-настоящему смиренных людей мы встречаем немного.
(Беседовала Елена Вербенина)
Читайте также:
О современном монашестве с любовью: «Плач третьей птицы»