Pro et contra
Совсем недавно, не более 10 лет назад, появилось на свет новое явление — мировая компьютерная сеть (Интернет). За последние 5 лет из модного новшества она превратилась в необходимую часть жизни и деятельности человечества: кому-то она помогает работать, кому-то — развлекаться, кого-то избавляет от одиночества, для кого-то служит учебным пособием. К настоящему моменту Интернет охватывает десятки миллионов человек в мире и около 600 тыс. из них — в России. Аудитория эта состоит по преимуществу из активных молодых людей, имеющих высшее образование или учащихся в вузах.
Главная привлекательная черта глобальной сети состоит в том, что с ее помощью люди, находящиеся в любом месте Земли, без чрезмерных денежных затрат 1 могут мгновенно связываться друг с другом, переписываться, получать и размещать общедоступную или личную информацию: текстовую, графическую, звуковую, видео и др. В мировой паутине (WorldWideWeb— устоявшееся название сети) можно найти информацию практически по всем областям знаний, занятий и увлечений человека 2.
Существенным свойством Интернета является свобода. Ничто и никто не может помешать человеку изложить свои мысли и поместить в международную сеть то, что ему нравится, что его интересует и волнует; никто не может и заставить человека помещать то, с чем он не согласен. Наконец, никто не может запретить человеку смотреть то, что он сам захочет, и потому Интернет становится не только средством связи между людьми, но и некоей новой духовной реальностью. С одной стороны, он выражает внутренний мир современного человека, с другой — соединяет никогда друг друга не знавших людей в немыслимое ранее “виртуальное сообщество”. Такая среда общения не может не отражать всю падшесть и противоречивость каждого человека и мира в целом. От греха до правды там один шаг, даже меньше — несколько нажатий клавиш, задающих адрес страницы 3.
Как только сеть стала развиваться, появились в ней и православные, прежде всего связанные с Интернетом по работе программисты и компьютерные инженеры. А так как вскоре глобальная сеть стала средством переписки и дискуссий, то стала звучать в ней и проповедь Слова Божия. Стали появляться и самостоятельные православные страницы; некоторые из них приобрели популярность, например, сервер Американской архиепископии Константинопольского Патриархата (http://www.goarch.com).
Хотя сейчас Православие в Интернете представлено уже неплохо, для некоторых церковных людей, в том числе пастырей и архипастырей, он продолжает казаться чем-то излишним, а зачастую и недопустимым. Слова глобальная сеть и мировая компьютерная паутина ассоциируются с делами врага рода человеческого, а свободное присутствие в сети порнографии и даже сатанинских культов подтверждает эту ассоциацию.
Итак, у одних православных рождаются вопросы, — нужно ли это Церкви и если да, то зачем? Полезен ли Интернет православным людям? И не будет ли одновременное присутствие в сети с греховными и антихристианскими идеями дискредитировать дело Церкви? Другие же уже используют мировую сеть для рассказа о епархиях, приходах и братствах, ведут миссионерскую и просветительскую работу, используя новое средство связи и распространения информации для спасительной миссии Церкви в современном мире.
Аудитория
Чтобы понять, для чего нужно присутствие православных в Интернете, для чего открывать православные странички и форумы, надо постараться представить себе аудиторию людей, связанных с Интернетом, и ее интересы.
Люди православные ищут там прежде всего общения. Некоторым приходящим к вере очень трудно найти единомышленников или хотя бы тех, кому, не боясь, можно было бы задавать вопросы, что-то обсуждать, вместе думать о вере и отношении к жизни. Пожалуй, лишь в Москве и Петербурге это сделать попроще, да там еще, где есть активные деятельные православные общины и братства. В иных же случаях молодому православному не просто найти круг полноценного общения. И Интернет, если оказывается под рукой, становится хорошим подспорьем. То же можно сказать и об ищущих, старающихся больше узнать о вере: с помощью глобальной сети можно найти нужную литературу, задать вопрос священнику или знающему мирянину, поделиться сомнениями и недоумениями, постараться обсудить и понять.
При отсутствии общецерковной регулярно выходящей газеты непросто бывает узнать о том, что же происходит в Церкви — и в Москве, и по всей Руси Великой, как живут епархии, что пишет епархиальная пресса. Кроме того, любая новость может появиться в Интернете немедленно, выхода же газеты приходится ждать не один день.
Интересно для многих (не только православных) и совершить “виртуальное” паломничество к христианским святыням, будь то Иерусалим или Афон, дальняя северная или южная епархия.
Отдельная тема — возможности Интернета для миссии и для обучения тех, кто по каким-то причинам не может обучаться очно. Кому-то надо найти материалы по новому религиозному движению, кому-то — обсудить литургические вопросы.
Становится ясно, для чего может пригодиться подобный инструмент. Однако не принесет ли его использование также и вред? Ведь в любом деле стоит соблюдать принцип “не навреди”.
Наверное, к Интернету не стоит прибегать людям, от нечего делать или ради праздного любопытства готовым читать и смотреть что угодно — они найдут в глобальной сети достаточно поводов поискушаться. По этой же причине не нужно бесконтрольно предоставлять доступ в Интернет детям — чтобы случайно они не зашли на фривольный или сатанистский сайт. И конечно, надлежит немедленно остановиться, если сеть начинает “засасывать”, становится кумиром, заставляющим забыть о наших ближних. В некоторых воспаленных головах (правда не в России, а на Западе, в протестантской среде), возникла даже мысль, нельзя ли по Интернету “транслировать” таинства — крестить, венчать и т. д. (“Комсомольская правда”, 17–24 апреля 1998 г., стр. 13).
Отдельным вопросом является соотношение работы в Интернете и вообще на компьютере с молитвой. Вопрос этот находится, конечно, за рамками журнального сообщения, но ссылаясь на опыт некоторых монахов и священников, работающих за компьютером, могу засвидетельствовать совместимость компьютерной работы с молитвенным деланием.
Православная “паутина”
Временем рождения православного Интернета в России следует считать начало 1996 года, когда возникла официальная страница Нижегородской епархии 4, сайт общества “Жизнь” (нынешний его адрес — http://www.user.cityline.ru/~dmitrym) и чуть позже — официальная страница Московского Патриархата — сайт ОВЦС (http://www.russian-orthodox-church.org.ru), получившая благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Насчитывавшиеся единицами в 1996 г., православные страницы начали множиться в 1997 и еще больше — в 1998 г. С сентября 1998 г. по январь 1999 г. открыто около 50 страниц, так что на апрель 1999 года общее количество отдельных православных страниц сети Интернет, организованных каноническими церковными объединениями или отдельными православными христианами в России, составляет около 200; из них 20 страниц епархий и учреждений Патриархии, более 45 страниц сделаны различными православными организациями — просветительскими и благотворительными, около 40 страниц монастырей и приходов. Еще не менее 20 страниц относятся к церковным средствам массовой информации (не считая епархиальных, размещенных на серверах епархий). Более 40 страниц — личные, сделанные православными, более 15 интернет-библиотек и 6 интернет-форумов.
Кроме того, есть немало — не менее 50 — светских серверов, на которых находится полезная для православных информация — библейские тексты, например, поиск по Синодальному изданию Библии с учетом морфологии русского языка и возможностью задания сложных запросов (http://www.comptek.ru/arcadia/yand_rbible.html), исторические очерки, рассказы о храмах, о церковном искусстве, об отдельных периодах истории Церкви и России, фотоальбомы, справочники и т. д.
Наряду с названными, есть русскоязычные страницы, принадлежащие Русской Православной Церкви За рубежом (РПЦЗ), а также таким неканоническим юрисдикциям, как “свободная”, “истинно-православная” и т. п. Авторы этих страниц, за редким исключением, о котором будет сказано ниже, объединены в дружном неприятии Русской Православной Церкви, в желании опорочить ее любым способом, завоевать популярность, оправдать свой уход за ограду церковную.
Далее, в сети открыто несколько религиозных “телеконференций” и уже упомянутых “интернетовских форумов” — по православию, христианству в целом, монотеистическим религиям, по религии вообще. Это — средства открытого общения между людьми по определенным вопросам. В них происходят дискуссии и обсуждения, люди задают вопросы и спорят; в них, естественно, присутствуют православные.
Наконец, есть возможность личной переписки по электронной почте, причем письмо, как правило, доходит за несколько минут в любое место Земли.
Из названного числа православных серверов стоит выделить несколько типичных и характерных групп. Наиболее посещаемы “большие” серверы, объединяющие информацию по многим областям вероучения и православной жизни. Такие серверы нуждаются в постоянном и серьезном финансировании. Самым дорогостоящим и посещаемым был сервер “Православие в России” (http://www.or.ru), разработанный на высочайшем профессиональном уровне, к сожалению, ныне лишенный спонсорской поддержки, а потому не пополняющийся и бездействующий. К подобному же типу относятся сервер “Русское Православие” (http://www.ortho-rus.ru), организованный Агентством по развитию средств массовой информации, на котором находится база данных по святым, святыням и различным историческим и современным деятелям Русской Православной Церкви, православный календарь и многое другое. Там же можно задать вопрос священнику и быстро получить ответ. К этому же типу относится и сервер “Соборность” (http://ww.sobor.ru/), сделанный по инициативе информационного агентства «Метафразис» и православных Web-мастеров 5 Москвы.
Много интересного можно найти на серверах епархий и периодических изданий. Открытый в 1999 году сервер Издательства Московской Патриархии (http://www.jmp.ru), также получивший благословение Святейшего Патриарха, содержит тексты многочисленных выпускаемых изданий. Сервер Краснодарской епархии (http://www.orthodox.kuban.ru/) сделан профессионально, с множеством фотографий и текстов, посвященных не только истории, но и сегодняшнему дню епархии. Наверное, самым объемным является сервер Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (http://www.ukr-orthodox.sumy.ua/win/index.html). Из епархиальных изданий необходимо отметить интересно сделанные страницы Новгородских епархиальных новостей (http://www.novgorod.ru/city/media/eparhia/) и Самарской православной газеты “Благовест” (http://www.cofe.ru/blagovest/).
Отдельной и весьма важной группой являются серверы православных учебных заведений. На странице Православного Свято-Тихоновского Богословского института (http://www.kuznetsy.orthodox.ru/) находятся обширные базы данных о святых Русской Церкви и новомучениках XXвека. Подробный рассказ о деятельности Русского христианского гуманитарного института (СПб) с аннотацией выпущенных им книг и учебных курсов можно найти на его странице (http://www.rchgi.spb.ru/).
Еще одной существенной частью являются приходские и монастырские страницы. Лучший пример тому — страница Валаамского монастыря, содержащая карту благодатных островов, историю обители и множество высококачественных фотографий (http://www.karelia.ru/~valaam/). Другие приходы и монастыри большее внимание уделяют общинной деятельности и работе со своей аудиторией. Так, на сайте Крестовоздвиженского монастыря в Екатеринбурге (http://www.skyman.ru/~crossl/) приведен устав монастыря, а отцу настоятелю можно задать любой вопрос. И он отвечает на все заданные вопросы, какими бы простыми или сложными они ни казались. Приходские страницы есть не только у больших и известных обителей, но и у нескольких сельских приходов, например, у храма Сошествия Святого Духа в труднодоступном селе Шкинь на юго-востоке Московской области (http://www.wco.ru/shkin). Есть на этой странице и рассказ о возрождении громадного храма, каким-то чудом “занесенного” в дальнее село, и фотографии, и история почитания похороненного у храма местного прозорливого юродивого Данилушки.
Особую и многочисленную группу представляют собой личные страницы, то есть сайты отдельных православных. Интересны они потому, что дают возможность при хорошей разработке посмотреть на мир глазами автора, прикоснуться к его мироощущению, найти редкие тексты. Так, Е. Г. Кучерова из Петрозаводска организовала страницу, посвященную памяти ее дедушки, отца Петра Серегина (1895–1982), духовника Пюхтицкого монастыря. Его духовные размышления записанные в виде кратких заметок — “сотниц”, опубликованы на странице (http://www.onego.ru/win/pages/cross/). Диакон Вячеслав Синельников создал сайт “Туринская плащаница” (http://www.shroud.orthodox.ru/). Там помещены многочисленные исследования, статьи, фотографии, посвященные величайшей святыне христианского мира.
Миссия
В отличие от газет и телевидения, Интернет не требует больших денежных вложений. И если сейчас миссия Церкви в средствах массовой информации осуществляется и через газеты, и через радио и телевидение (особенно на региональном уровне), то встает вопрос о развитии православной миссии на такой нетрадиционной территории, как компьютерная сеть.
Интернет похож на множество стеллажей в библиотеке. На полках стоят книги разной тематики, и только от воли читателя зависит, каким каталогом он воспользуется и какую надпись на корешке выберет. Если продолжать эту аналогию, есть в библиотеке и консультационные пункты, и дискуссионные клубы по интересам.
Как ведется миссия через Интернет — то есть проповедь Евангелия и благодатной жизни во Христе? Каковы характерные особенности и преимущества миссии через Интернет? Прежде всего — независимость от расстояний, что особенно важно для нашей протяженной страны, быстрота распространения информации, сравнительно небольшие вложения денег и времени. Кроме того, всегда есть время на раздумье и подбор материалов и творческая свобода.
Существенной особенностью миссии в Интернете является то, что и один в поле — вполне воин, один активный человек может сделать очень много. И в то же время активный сектант или небольшая раскольническая группа могут сделать себе неплохую рекламу.
Каковы трудности такой миссии? Прежде всего, “рядом”, то есть по других адресам, столь же доступным для читателя, находятся неприемлемые вещи — порнография, сатанистские культы и т. д. Кроме того, нет (как, впрочем, и при использовании других СМИ) столь важного для миссии живого общения. Наконец, электронное сообщество, значительную часть которого составляют программисты и вообще люди, по работе связанные с компьютером, имеет свой язык, которым приходится если не пользоваться, то по крайней мере владеть.
Сейчас есть два основных способа миссии — библиотечный и диалоговый. К первому относятся собрания текстов по самым разнообразным темам и вопросам православной веры, жизни, богослужения, мировоззрения. Лучшие из таких собраний — библиотеки Тамбовского университета (http://des.tstu.ru/pravlibr.html), “Библиотека православного христианина” (http://www.wco.ru/biblio), сервер Российского Православного издательского центра (http://www.orthodox.spb.ru/). Нельзя не сказать и о сайте весьма хорошо относящегося к Русской Церкви епископа РПЦЗ Александра (Милеанта), содержащем множество текстов по всем вопросам православного вероучения и жизни на нескольких языках (http://www.fatheralexander.com).
В последние месяцы можно заметить рост числа православных форумов и конференций, а также страниц, где возможно не только просмотреть информацию, но и обсудить ее. Интересен сайт “Златоуст” в Биробиджане (http://members.xoom.com/Kaplun/), где можно оставить запись в гостевой книге и получить ответ на вопрос; там же находятся и обзоры Интернета.
Многие страницы ориентированы не только на православного читателя и являются по замыслу своему миссионерскими, отражающими опыт катехизации и просвещения. Характерный тому пример — страница Александра Вострикова “Тропинка к храму” (http//www.ugansk.ru/tropinka), содержащая множество текстов, ориентированных на человека, приходящего к Церкви и делающего в ней первые шаги, и одновременно — материалы о возрождении Православия в Сибири, в том числе прекрасные фотографии. Ну, а для истории миссии небезынтересна будет страница Белогорского монастыря в Пермской епархии — миссионерской по своему замыслу и ныне возрождаемой обители (http://belogor.perm.ru/).
Quo vadis?
Интернет быстро развивается и, по всей видимости, скорость развития уменьшаться не будет, останутся в нем и православные, хотя бы те, кто связан с ним по работе, но от того, кто будет в нем активнее, кто сможет давать с его помощью ответы на вопросы времени, зависит в некоторой степени и то, каким будет кругозор и мировоззрение людей, с ним связанных.
Не хочется представлять перспективы православного участия в сети как ясные и беспроблемные. Прежде всего, мешает отсутствие времени у тех, кто хотел бы им серьезно заниматься, и заинтересованности у тех, кто мог бы его развивать. Сказывается, конечно, и отсутствие денег, потому что с одной стороны, православный сайт — это не коммерческое предприятие, денег на нем заработать невозможно, а с другой — для поддержания его работы нужны хоть и небольшие, но все же ежемесячные выплаты. Очень часто аудитория Интернета находится не рядом, а где-то далеко, и потому реальный результат затрачиваемых усилий на первый взгляд не виден. Но, правда, только на первый взгляд. Мне известно о людях, пришедших к вере непосредственно в результате сетевой переписки и обсуждений или по крайней мере с ее помощью. Другим информация о Православии в сети помогла лучше узнать Православие и избавиться от ложных мнений и суждений. Наконец, информация о Церкви свидетельствует о миссии и жизни Православия в современном мире, что уже само по себе является церковным служением.
В заключение хотелось бы порадовать и читателей “Альфы и Омеги”. Материалы журнала теперь можно прочитать в Интернете по адресу http://www.clcp.co.ru/A&O/ 6.
Послесловие редакции. Данный обзор, на наш взгляд, достаточно подробно и квалифицированно рассказывает о православных страницах Интернета. Автор в самом начале отмечает, что сеть, как и любое человеческое начинание, отражает падшесть человеческой природы. Отсюда следует, что Интернет не снимает и не усугубляет проблемы духовной жизни; для человека осмотрительного и разумного он может служить некоторым вспомогательным инструментом (таким же, как и библиотека), а тем, кто жаждет общения, может его предоставить. Важно помнить, что Интернет не может заменить ни Таинств, ни духовника, ни храмовой или домашней молитвы. Что же касается проблем общения, то электронная его форма никак не способствует установлению того, соблюдают ли собеседники главное его условие, обязательное для всякого человека и тем более христианина: искренность.
Примечания
- Не самый дорогой персональный компьютер, модем да услуги фирмы, обеспечивающей подключение. Связанные же с сетью по работе вообще могут не нести дополнительных расходов. ↩
- Сейчас, пожалуй, нет смысла начинать ни одного исследования, не поискав в Интернете результатов подобных же работ, — может быть, они уже давно выполнены другими ↩
- Страница (сайт) — единица представления информации в Интернете, задаваемая уникальным адресом. Набор страниц, объединенных в большую “книгу” со сложной структурой, как правило, называют сервером.
© В. А. Судариков, 1999 ↩ - Сейчас эта страница временно закрыта. ↩
- Web-мастер — специалист, занимающейся разработкой и поддержанием страниц сети Интернет. ↩
- Адрес личной страницы автора статьи в Интернете: http://www.people.nnov.ru/sva/koinonia.html. E-mail: soudar@hotmail.com. — Ред. ↩