Блог руководителя фонда «Конвертик для Бога», старшего преподавателя факультета журналистики МГУ Татьяны Красновой.
Всякий раз, завидев в интернете дискуссию на религиозную тему, я метко бью себя по рукам клавиатурой, и иду мыть посуду.
Причин несколько.
Во-первых, мытая посуда всяко лучше грязной. Во-вторых, умная история мало знает женщин-богословов, и я свято верю, что это к лучшему. В-третьих, именно религиозные дискуссии отчего-то будят в людях самое худшее из имеющегося.
В-четвертых, страна вокруг меня, в основном, православная. И дискуссии идут, в основном, на этом поле. Стало быть, я со своими воззрениями влезу в «чужой монастырь», а это неприлично.
Но вот намедни произошла такая «дискуссия» и со мной. Как на грех, и посуды грязной под рукой не случилось…
Есть у меня неподалеку от дома такое место, называется – торговый центр. Там и штаны продают, и башмаки, и книжки, и картошку, и мыло, и кофе наливают, и РЕЛИГИОЗНЫМ торгуют в уголке. С лотка.
Проходя мимо, вспомнила я, что у меня цепочка от креста почти совсем сломалась. Подошла.
Все как положено. Иконки, брошюрки, крестики. Торгует тетечка такая милая, в платочке.
Выбрала я себе цепочку, дала деньги. Тетечка ищет сдачу. Я совершенно машинально говорю:
— Вы же от храма какого-то торгуете? Оставьте сдачу на храм.
Тетенька расцветает и начинает речь про свой храм, и про Божественное вообще.
На третьей реплике слышу:
— Господь карает за грехи. Посылает детишкам рак и паралич, чтоб они покаялись.
— Кто вам такое сказал? — спрашиваю, изо всех сил держа на лице любезную улыбку.
— Бог посылает наказания и мучения, — строго говорит тетенька, грозя мне пальцем.
— А шестимесячным младенцам? – спрашиваю, медленно закипая, и вспоминая больничный бокс в отделении онкогематологии РДКБ и полугодовалого, бледного до синевы, пупса под капельницей.
— А это за грехи родителей Бог дает наказание! В церковь не ходят – вот за это.
Дальше и рассказывать стыдно. Что я там орала – вспоминать не хочется.
Главная мысль была, что она из моего Бога лепит злобную сволочь по своему подобию.
Сразу скажу, гордиться нечем: накричала я на человека напрасно. Сорвалась. Надо было как-то по-другому.
Но не во мне дело, и не в тетеньке.
И даже не в самой теме разговора. Мои сомнения на сей счет давным-давно разрешила удивительная женщина, настоятельница монастыря кармелиток в Венеции, с которой я дружу уже без малого двадцать лет. Когда-то, услышав от меня брошенное мимоходом: «Бог наказал!», она решительно и мягко возразила: «Он никого не наказывает! Ты любишь свою дочку? Разве можешь ты сознательно причинить ей боль? Да ты лучше руку дашь себе отрезать, чем отдашь ее на муки! А ведь ты всего лишь человек. Несовершенный и слабый. А он – Бог. Отец твой. Что ты, разве можно так думать?!»
Из меня, повторю, никакой богослов. Для себя я знаю, что мир, в котором тяжко болеют и страшно умирают дети, стал таким не от Его наказаний. Это мы отравили свой мир, как отравили воду наших рек и воздух наших городов. А Господь, вместе с нашими детьми, страдает и умирает каждый день от тех казней, которые не Он, а мы вызвали на свою голову.
Но это мое, личное, кухонное, дамское богословие, и спросить вас мне хотелось не об этом.
Скажите, почему, узнав из самых достоверных источников самую светлую и благую Весть, мы выносим на улицу, к людям, слова о казнях, карах и наказаниях?
Одно из самых моих дорогих христианских переживаний связано именно с Православной Церковью, с покойным отцом Георгием Чистяковым. Много лет назад в Пасхальную ночь мы оказались возле храма Косьмы и Дамиана в Шубине. И вот представьте: ночь, за закрытыми дверями храма что-то происходит, во дворе стоят люди, зажигают свечки, ждут.
И вдруг дверь распахивается, на порог вылетает растрепанный священник, и, набравши в грудь воздуху, вопит в толпу: «Христос Воскрес!!!».
Так вопит, как будто сию секунду у него в храме воскрес из мертвых Кто-то страшно ему дорогой и любимый, и он кричит от радости, и слезы сдержать не может.
Христос Воскрес!
Вот с чем надо бы бежать на улицу, хватать людей за руки, кричать: «Вы представляете?! Вы представляете, Он воскрес! Он смерть победил!»
А мы почему-то все больше о том, за какие грехи какие язвы положены японцам, американцам, и нашим собственным несчастным детям…
Может, правда, по своему подобию лепим?
В конце отдельно, крупными буковками хочу написать: Я ЗНАЮ, ЧТО НЕ ВСЕ ТАКИЕ. ЗНАЮ.
Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?
Расплачиваются ли дети за грехи родителей?