Почаще повторяй про себя: «Я ничего не знаю и не умею». Потому что твой дар – на самом деле не твой
О чем забыл фарисей и как правильно относиться к дарам Божиим, размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Архимандрит Андрей Конанос

В радости нет ничего плохого. Это совсем не плохо – радоваться тому, что дал тебе Бог.

Однако есть одна опасность. Может случиться так, что радость начнет видоизменяться, и вместо признательности, счастья, естественного и безобидного наслаждения появятся тщеславие, гордость, самодовольство и эгоизм.

Это очень тонкий момент. Не нужно судить о других. Будем смотреть за собой и стараться найти в себе то, что хотим видеть в окружающих. Не нужно искать в других, пусть это живет внутри нас!

О чем забыл фарисей

Как бы то ни было, радость от успехов – это ловушка, и если радоваться неправильно, можно себе навредить. Дар, посланный Богом, может отвести тебя в ад. Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Фарисей «продемонстрировал» в этой истории массу достижений. Он пришел помолиться в храм, и то, что он перечислял в своей молитве, можно назвать исключительно хорошими делами. Действительно: этот человек возносил молитвы, подавал милостыню, постился, подвизался, жил по заповедям, то есть богоугодно. Всё, что он делал, было очень хорошо. Но при этом на каком-то этапе терялось главное, терялся смысл всех этих поступков. В какой момент? Когда радость превращалась в эгоизм.

Фарисей забыл о некоторых вещах, не обезопасил свое сокровище и в итоге потерял его. Это очень важно – обезопасить свой дар, чтобы не потерять.

Нужно помнить, что Божиими дарами необходимо правильно пользоваться – и Господь просвещает наш разум, чтобы мы об этом не забывали.

Бывает, что человек, из бедного став богатым, уже не здоровается со всеми приветливо, не общается просто, доступно, а ходит с таким важным видом, будто теперь ему никто не нужен. Или семейная пара, чьи дети создали наконец семьи: раньше эти люди постоянно молили Бога пристроить их сына или дочь, а теперь считают себя лучше всех. «Мы – особенные, мы не как остальные. У тех вон дочь еще не замужем, а у нас всё в порядке, все пристроены!»

Такие люди рискуют утратить дар, посланный им Богом. Точнее, не сам дар, а его результат. Вместо того, чтобы наслаждаться и благодарить, человек отдаляется от людей, отталкивает их от себя.

Возьмем, к примеру, красивую внешность. Это тоже дар Божий – красивое лицо. И ты это понимаешь, и не ошибаешься, называя себя красавицей. Ты действительно очень красивая, у тебя редкая, исключительная красота. Но Господь дал тебе такой дар не для того, чтобы ты погубила свою душу; не для того, чтобы ты начала превозноситься над окружающими и стала эгоисткой, считающей себя самой красивой на свете; не для того, чтобы ты принижала остальных, тщеславясь своей красотой, которую тебе дал Бог.

Приведу еще пример. У человека прекрасный голос – настоящий талант, но с ним почему-то не хочется находиться рядом. Есть в нем что-то отталкивающее, какая-то спесь, которая отталкивает. «Да, он прекрасный певец, – говорят про него. – Но…» То же самое можно сказать и о некоторых актерах, поэтах, писателях… Почему-то их талант не привлекает, не притягивает. Вроде бы талантливый, харизматичный человек – а дружить с ним не хочется. В общем, знакомая ситуация.

Почаще повторяй про себя: «Я ничего не знаю и не умею»

То, что я сейчас вам скажу, может помочь нам начать правильно относиться к дарам, полученным от Бога. Ведь у каждого есть такие дары. Другое дело, что мы об этом не думаем, а обращаем внимание лишь на то, чего у нас нет. А так – даров много, очень много.

Первое, о чем необходимо помнить: всё, чем мы обладаем, – это Божий дар. Нам это не принадлежит. И гордиться здесь нет никаких причин. Всё – от Бога.

Бывает, спросишь человека, который хорошо поет: «Как у тебя так получается?» А он в ответ:

– Я занимался, брал уроки византийского пения.

Хорошо, ты и правда занимался. И своим ответом ты лишний раз напоминаешь себе о том, что твоему искусству тебя научили. Ты стольким обязан своим учителям – и по сольфеджио, и по пению, и по фортепиано… И раз всем этим ты обязан другим людям, почему ты об этом так часто забываешь? Почему забываешь о том, что своему искусству ты научился от других? От других!

Почаще повторяй про себя: «Я ничего не знаю и не умею». Даже если ты посещал уроки пения у лучших учителей – скажи, а связки ты себе тоже сам сделал? Разве не благодаря родителям, не благодаря Богу у тебя такой голосовой аппарат? Да, конечно, ты развил его, но на свет ты появился благодаря родителям, которые, в свою очередь, родились у своих родителей, и так далее, и так далее, пока не дойдем до Источника всех благ – Господа Бога. Разве не так? «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Послание Иакова 1:17). Разве не всё исходит от Бога?

То, что у меня есть, – не мое. Да, конечно, я обладаю, распоряжаюсь этим, у меня это есть – мой голос, мое тело, мои глаза, ум, способности… Как бывает: задает учитель ребятам какую-нибудь задачу или ребус – и пока одни только пытаются понять вопрос, другие уже говорят решение. Это дар, острый ум. У меня, например, нет такого ума – чтобы решать сложные математические задачи.

Просто посиди, подумай над этим и скажи:

– То, что у меня есть, – это всё благодаря кому-то. Благодаря моей маме, отцу, семье, братьям, сестрам, благодаря моей родине, моему городу или селу, благодаря миру вокруг.

Разве не так? Ведь очень важно, где мы выросли. Живи я не в этой, а в другой стране – вероятно, у меня не было бы возможности стать тем, кем я стал. Я был бы другим человеком.

Ты – вместе со всеми. Тебя учили

Мне очень нравится, когда человек, желая сказать мне приятное, говорит:

– Дай Бог здоровья твоим родителям!

То есть люди понимают, что за любым человеком – учителем, священником или еще кем-то, кто призван помогать другим, – стоит еще кто-то.

Ты не волк-одиночка, не цветок в пыли, не остров посреди моря. Ты – вместе со всеми. Тебя учили. И – да, ты держишь свечу, но огнем с тобой поделились другие.

Как на Пасху, когда мы держим в руках свечи с Благодатным Огнем – никому в голову не придет сказать: «Это мой огонь, я сам его зажег!» Потому что мы все прекрасно помним, что когда священник позвал нас за огнем, наши свечи еще не были зажжены. Мы зажгли их от его свечи, а он, в свою очередь, зажег ее от свечи на Престоле, которая была зажжена от свечи с Благодатным Огнем, который был получен у Гроба Господня. И все свечи в конечном счете «обязаны» своим огнем именно этому месту. Я говорю образно, чтобы вы поняли: за нашими успехами всегда стоит кто-то другой. Пойми это и смирись. Подумай только: малейший инцидент, перемена или болезнь – и всё изменится.

В конечном счете твой дар – это не твой дар. Очень важно понять это. Скажи Богу «спасибо». «Благодарю Тебя, Господи, от всего сердца!»

Источник

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Правмир»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.