Почему Бог допускает страдания?
Ответы Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на вопросы телезрителей православной телекомпании «Союз».
— «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».
— Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя.
Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием, чтобы они не были злыми и свою злобу не распространяли на своих и чужих детей, не били их. Православная Церковь, вместе с традиционными религиями нашей страны, ходатайствует о том, чтобы в школах преподавались «Основы православной культуры», чтобы воспитывать детей в нравственности, духовности, честности, добросовестности, учить их правильно относиться друг к другу. Вот от чего мы отступили и к чему нужно прийти. Чтобы не было таких страшных явлений, когда дети жестоко бьют младших, или взрослые бьют детей или друг друга, дерутся. Винить надо себя, что мы создали такие условия нашей жизни, где бушует зло. Тут не Бог виноват, а сам человек. Чтобы не было зла, надо бороться с ним: больше добра прививать в жизни нашего общества своим личным примером, добродетельной жизнью; стремиться к созданию таких условий, чтобы приоритетом жизни общества было добро, но не зло. К этому призывает нас Господь Бог. Он не должен взять за руку каждого и вести; Он дал правила жизни, мы должны их соблюдать.
Вы, нарушив правила уличного движения, будете винить Государственную Думу, что она такой закон приняла? Будем и мы обвинять того, кто нарушает правила христианской жизни. Тут нужно правильно понимать смысл. Не Бог здесь виноват, а сам человек: мы грешим, а вину перекладываем на Бога. Это неправильно.
— Вопрос от Антонины из Чебоксар: «Я боюсь одного человека, который доставил мне очень много скорбей. По совету своего батюшки, читаю Псалтирь. Но страх не проходит. Может быть, я неправильно читаю? Что мне делать?»
— Во-первых, нам нужно себя настроить правильно, потому что мы должны иметь страх перед Богом, но не перед людьми. Господь говорит: «Бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить». Человек может погубить только тело. Если мы будем правильно понимать смысл жизни человека на земле, что он должен готовиться к блаженной вечности, и многими скорбями нам нужно достигнуть этой блаженной вечности, – то страх сам по себе уйдет. Мы должны воспитывать страх Божий, бояться Бога, чтобы Его не оскорбить и не прогневить, думать о своем спасении, чтобы своими делами не оскорбить Бога – проявлять любовь к Богу как к нашему Отцу небесному. Должно в этом воспитывать себя.
Страх перед человеком является нашей немощью, с которой нужно бороться чтением духовной литературы. Из нее мы можем узнать что такое страх Божий, страх перед людьми, и применять это знание в своей жизни. И избавляться от страхов молитвенным подвигом, молитвенным правилом. В том числе и чтение Псалтири имеет большое значение. Не нужно думать о том, что один-два раза почитали Псалтирь и этим кончится. Нужно больше постоянства в этом правиле, и молиться словами святой Псалтири, чтобы Господь отнял этот страх и дал страх Божий, спасительный для нас и удерживающий от многих грехов, поползновений в грех, от нарушения заповедей Божиих.
— Владыка, спасибо. Снова телефонный звонок: «Если я крестный, а родители не хотят причащать ребенка, я буду отвечать за это перед Богом?»
— Вы можете о нем молиться, если вы знаете, что он находится не с вами; ваша задача молиться за него, чтобы Господь устроил его жизнь. При возможности, помогать, говорить и учить, это обязанности духовного отца как восприемника в таинстве Крещения. Но главная задача — молиться за него, чтобы Господь его укреплял в вере, помогал ему и сохранял от всякого зла. Нужно сознавать свою ответственность и стараться в меру своих сил помогать своему крестнику, чтобы он был воспитан правильно в христианской, православной жизни.
— Таисия Ильинична из Кузнецка прислала такой вопрос: «У нас есть традиция во время отпуска посещать родственников, которые живут в другом городе. Как нам не нарушить Успенского поста? Наш отпуск обычно выпадает на август».
— Сейчас у нас есть возможности сохранить пост в любое время года, тем более в летний период, с 15 по 28 августа, когда идет Успенский пост. Он очень строгий: нельзя есть в том числе и рыбу, мясные и молочные продукты. Рыба только положена на Преображение Господне. Он очень короткий: тут даже не успеешь оглянуться, как он уже кончается. В этом посту обилие и овощей, и фруктов, и всего, чего душа желает. В этом проблемы нет — только желание должно быть. Находясь даже в отпуске, посещая своих родных, близких можно сохранить этот пост.
Ничего тяжелого, сложного в этом нет. Нужно доброе произволение. Это будет проповедь среди наших родственников, когда мы придем и скажем: «В эти дни у нас пост, поэтому давайте будем готовить постную пищу». Тогда будет повод для разговора о посте, о христианстве, о Православной вере, о церковной жизни и т.д. Поэтому не надо смущаться, потому что все эти наши действия не показуха, а как раз проповедь, миссионерское служение среди наших близких. Поскольку наши отцы, братья и сестры и т.д., близкие наши оторваны от наших церковных христианских традиций православных, нам нужно им говорить, показывать своим примером, что есть возможность поститься и ходить в церковь даже в дни отпуска. А отпуск — не отпуск от молитвы. У нас отпуска от молитвы нет. Мы знаем слова апостола Павла, который говорит: «Непрестанно молитесь». В отпуске когда находимся, не надо расслабляться в молитве — сохранить свою правильную христианскую жизнь. В праздничные и воскресные дни прийти в церковь, помолиться, получить благословение Божие, силы Божией, чтобы устоять перед всеми искушениями этого мира и получить от Бога помощь поститься нормально, точно как положено по нашему уставу.
— Владыка, Николай из города Ливны задает вопрос: «Я работаю специалистом по настройке игровых автоматов. Грешно ли это?»
— Сейчас у нас большая беда: люди предались играм на автоматах и стали зависимыми от них. Даже появилась болезнь – так называемая игромания. Конечно, нам необходимо с этим бороться, помочь людям не попадать в зависимость. Ведь поначалу, когда появились подобные игры, казалось: пускай ребенок тешится, только не курит, не пьет, не употребляет наркотики. А сейчас, оказывается, это тоже негативно влияет на психику, на здоровье человека. Игры – это что? Наслаждение, азарт. Это тоже плохо. Когда человек наслаждается от делания добра, от труда, радуется, что сделал доброе, хорошее, – это истинное, правильное наслаждение. А когда он теряет время ради греховных зрелищ, удовольствий, это негативно влияет на телесное и духовное здоровье человека. Поэтому очень важно, чтобы мы поняли это и взялись за дело.
Господь создал человека для труда: «В поте лица будешь добывать хлеб свой». К труду «в поте лица» призывает нас Господь: в этом труде находить наслаждение, удовольствие, радость, утешение. И эту радость никто не отнимет у нас. Конечно, в Боге наслаждение.
Когда идет подмена ценностей, люди обмануты, наслаждаются какими-то зрелищами, играми, но ничего не делают полезного, – они становятся зависимыми от этих наслаждений, попадают в очень тяжелую ситуацию. Это грех, беззаконие.
Другое дело, человек потрудился. Потрудился, устал от трудов своих, и пошел на 15-20 минут развеяться, раскрепоститься, – это еще полбеды. А когда человек постоянно занят поиском греховных наслаждений и так увлекся, что не может себя сдержать, становится слабовольным, не может остановиться – это уже грех, страсть, с которой надо бороться. Наш организм, наше тело, наше человеческое существо очень страстные: быстро пристращаются ко всему. И наша задача быть очень внимательными к себе, не стать пристрастными, привязанными ни к чему. Как апостол говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но не все назидает». По этим принципам мы должны строить свою жизнь. Ответ на вопрос, который сейчас мне задали – нужно думать: если это полезно для людей – нужно делать, если не полезно – делать не надо.
— Владыка, вопрос от Елены: «Можно ли приобретать церковную литературу не в церковных киосках, а в обыкновенных книжных магазинах?»
— Если приобретать в светских магазинах, то есть опасность, что мы можем взять не совсем церковную литературу, не совсем полезную для нас. Под красивым, хорошим названием внутри книги могут быть такие моменты, которые человека уведут «в страну далече», как мы говорим – в заблуждение. Поэтому лучше взять литературу в наших церковных киосках. Слава Богу, сейчас очень много у нас литературы – хорошей, полезной. К сожалению, хоть и редко, но и здесь попадается книжка без благословения чиноначалия нашей Церкви. Так что всегда нужно быть внимательным. Но в основном в церковных киосках хорошая, добрая, полезная литература, которая необходима для нашего назидания, для руководства в нашей земной жизни.
Материал подготовлен для портала «Правмир» редакцией телеканала «Союз»