Почему бы уже не согласиться и не поклониться товарищу Сталину?
Почему бы христианам немного не согласиться с поклонниками Сталина, чтобы не обижать людей, и что на самом деле делает это невозможным — размышляет Сергей Худиев.

Это не должно нас шокировать

Сергей Худиев

Опрос Левады, по которому на первое место среди выдающихся людей всех времен и народов попал товарищ Сталин, вызвал новую волну обсуждений. Конечно, значимость этих результатов не стоит преувеличивать — если поймать человека на улице и попросить за минуту вспомнить несколько знаменитых имен, получится, наверное,  некоторая каша.

Сталина назвали немного меньше людей, чем в 2012 году (тогда было 42%), но, так или иначе, у нас есть довольно заметное число сограждан (38%), которые относятся к Сталину явно позитивно.  Это не уникально для России — народы вообще склонны почитать кровоядцев, вон, во Франции Наполеон до сих пор окружен почитанием. Хотя знаменит он в основном тем, что обескровил свою страну настолько, что в 1815 году русские офицеры жаловались, что солдаты дезертируют из частей, а французы их охотно принимают и выдают за них дочерей — из-за острой нехватки мужчин и работников. В той же Франции есть немало гениев искусства, науки, благодетелей человечества — но, назовите навскидку первого знаменитого француза, и это будет Наполеон.

Что же, мы живем в обществе, которое не является христианским, это не должно нас шокировать. Да, по данным опросов, многие позитивно относится к Сталину, и еще большее число людей выступило против вывода абортов из ОМС. На нас лежит обязанность христианского свидетельства этому обществу — а для этого не нужно в нем растворяться и перенимать его нравы и оценки. Мы должны исходить из своих, церковных, христианских критериев.

Почему бы немного не согласиться

В этом отношении наше положение похоже на положение западных христиан — только на них общество давит в вопросе признания однополых сожительств браками. Мол, большинство же граждан — и даже кое-где большинство прихожан церквей — давно согласились, только католические епископы (и то не все) и кое-какие протестанты-фундаменталисты, как неродные, твердят, «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мар.10:6) .

Общество смотрит на это как на бессмысленный фанатизм — ну что вы злые-то такие? И часть христиан прогибается — ну в самом деле, что нам со всеми ссориться-то? Хочется со всеми уживаться мирно, чтобы на тебя не смотрели косо. Но так не получится. Если уж ты решил быть христианином, придется потерпеть косые взгляды — и со стороны либерального общества,  и со стороны «либеральных христиан», которые под это общество прогнулись.

У нас общество совсем другое. Вот есть хорошие люди, добрые патриоты, которые в целом хорошо относятся к Церкви, как к носительнице национального духа — которые также хорошо относятся к товарищу Сталину. И только церковники, как неродные, их обижают — мол, Сталин им чудовище и духовный урод.  Что вы людей-то обижаете? Ну почему бы немного не согласиться, не поклониться товарищу Сталину и не воздать ему хвалу?

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Невозможно быть христианином и сталинистом

Что же, надо постараться объяснить, почему. Если коротко — религия не позволяет. Невозможно быть христианином и сталинистом. Христианство — это нетерпимая, экслюзивисткая религия, в ней строго запрещается поклонение другим богам. А сталинизм — это то, что сами же коммунисты позднее определении как «культ личности». Это квазирелигиозное поклонение кому-то, кто не есть Бог.

Попытки задним числом приписать Сталину христианскую религиозность неизбежно разбиваются о хорошо сохранившиеся документы эпохи — поклонники вождя выложили в сеть полное собрание его сочинений, и из всего, что мы достоверно знаем, видно, что он жил и умер верным марксистом-ленинцем, диалектическим материалистом.

Но атеизм, в смысле последовательного материализма и отрицания Бога и духовного мира, как показывает история, никоим образом не мешает «слепой вере» в смысле нерассуждающего доверия и абсолютной преданности авторитету. В самом деле, мы можем по-разному определять понятие «религии». Если «как веру в сверхъестественное», то, конечно, партия Ленина, партия Сталина, славная партия большевиков, была в этом отношении не только религиозно стерильной, но воинственно атеистической.

Но если говорить о «религии» как о «предельной заботе» (Тиллих), то есть чем-то таком, что человек воспринимает как что-то самое важное в своей жизни, что-то, ради чего он живет и умирает, или «системе ориентации и поклонения» (Фромм), то сталинизм был создан именно как религиозная система, и именно в таком качестве продолжает существовать.

Апостол Павел пишет о том, что в роли языческих богов, поклонение которым запрещает первая заповедь, могут выступать не обязательно сверхъестественные существа вроде Зевса или Фреи — но и вполне посюсторонние вещи, вроде денег или чрева. Нечто, что человек ставит на первое место в своей жизни, что-то, в чем он ищет смысла и оправдания своей жизни, принадлежности к чему-то большему, чем он сам, и единства с другими людьми. Иногда идолы — это сами по себе неплохие вещи, которые человек просто ставит на ненадлежащее место в своей жизни — как те же деньги, или работа, или спортивные достижения.

Искренность и стокгольмский синдром

Но бывают идолы, которые с самого начала сконструированы именно как идолы — обтесанный столб, изображающий Перуна или статуэтка Астарты. Бывают идолы, не просто предлагающие, но и активно принуждающие к поклонению — как римские императоры, за отказ жертвоприносить которым страдали христианские мученики, или диктаторы ХХ века, которым воссылали непрестанную славу, благодарение и поклонение их подданные. Уклонение от такого поклонения было затруднительно; открытые возражения против него — самоубийственны.

Так устроена человеческая психология, что человек, принужденный выражать какие-то чувства из-под палки, вскоре начнет выражать их искренне — на этом основана техника так называемой «промывки мозгов». Человек, который, например, 99 раз воскликнет «слава великому Мао» под страхом сурового наказания, на сотый раз воскликнет это вполне искренне, и заплачет от умиления — как это он раньше не понимал, как премудр и благ дорогой товарищ Мао!

Нечто похожее называют «стокгольмским синдромом» — когда заложники понимают, что у них больше всего шансов выжить, если они будут сотрудничать с теми, кто их захватил, и очень скоро это сотрудничество становится вполне искренним. Даже когда принуждения давно нет, идолы могут вызывать самую искреннюю и глубокую привязанность — так, что любая критика в их адрес отвергается с негодованием. Как пишет современный (2013 год) поэт Станислав Субботин,

«Нельзя полюбить насильно, нельзя полюбить заставить…

А Сталин ведь очень любимый и это, конечно же, факт!

Поэтому Сталина будет Земля ещё славить и славить,

Поэтому Сталина светоч любой и рассеивал мрак…

 

Из всех полководцев Сталин был самым родным и любимым,

Прощаясь, над ним безутешно сутки рыдала страна…

И сколько б предатели злобой не пачкали Сталина имя,

Оно воскресает, как Феникс,  и снова спасает нас…»

Но для христианина существует заповедь Божия, которая воспрещает поклонение идолам. Запрещено поклоняться кому-либо, кроме Бога. Да, земным правителям следует оказывать должное почтение — но идол не требует почтения. Он требует поклонения и безусловной преданности. «Дорогой и любимый товарищ Сталин» — явление с совершенно отчетливым религиозным измерением, и это именно идол, и его почитание есть идолослужение.

Более того, он есть антихрист — и тут нам стоит уточнить, что в данном случае это слово не используется в качестве ругательства. У него есть точное значение, и Сталин под него подходит. Антихрист в абсолютном смысле — тот последний обманщик, который воцарится над всею землею непосредственно перед Вторым и Славным пришествием Господа. Но Апостол Иоанн говорит о «многих антихристах» (1Иоан.2:18) — то есть обольстителях, которые пришли в мир.

Славословия в адрес Сталина пародируют прославление Христа

Греческая приставка анти- значит не только «против», как она употребляется в современном русском языке, но и «вместо». Антихрист — это «вместохристос», тот, кто желает занять, в умах и сердцах людей, место, которое по праву может занимать только Христос. В этом отношении Сталин — как раз «вместохрист», фигура, требующая безраздельной любви, доверия, послушания, полной преданности и посвященности вместо Христа.

Более того, славословия в адрес Сталина прямо пародируют прославление Христа. Делалось ли это сознательно, подобно тому как «актуальные художники» насмешливо пародируют христианские образы, или просто религиозное отношение к вождю неосознанно подхватывало религиозный язык из чужой и враждебной — христианской — традиции, понять сложно — да это и не важно.

Важно, что пропаганда эпохи предлагает людям Сталина как отчетливого вместохриста. Взглянем, например, на текст Г. С. Черемина (1950 г) «Образ И. В. Сталина в советской художественной литературе». «Сталин, по справедливому определению Анри Барбюса, «создал то, что есть, и создает то, что будет» Прав был мудрый казахский акын Джамбул, сказавший: «Все великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина»… Нам радость жизни создал Сталин И воплотил ее в 3акон, – писал Демьян Бедный….»

Сулейман Стальский: И лучших песен в мире нет, Чем те, где ты воспет, великий….Великий вождь, говорит писатель, в каждого из нас, советских людей, вложил частицу своей воли – «роздал нам себя»… Джамбул обращается к Сулейману Стальскому: Мы с тобою свои песни посвятим/Величайшему на свете из людей.… М. Исаковский в своем стихотворении, посвященном вождю, правильно назвал Сталина «надеждой, светом и совестью всей земли». Об этом же прекрасно сказал С. Чиковани в стихотворении «Надежда мира».

Или обратим внимание на постоянное определение Сталина как «Солнца» — например, «народная» песня «много света»: «Это светит наше солнце — Сталин наш родной». Имя Сталина прославляется как имя выше всех имен: «Нет имени выше, чем Ленин и Сталин» (Песня о Столице)

Для человека мирского все эти восхваления Сталина могут показаться просто гротескными, преувеличенными, нездоровыми — но христианин, знакомый с Писанием и литургической практикой Церкви,  немедленно заметит другое.  Здесь о Сталина прославляют теми же словами, которыми Церковь прославляет Христа.

Фото: storm100.livejournal.com

Кто же является Солнцем Правды?

Все это ставит нас перед необходимостью определиться, кто же является создателем того что есть и что будет, солнцем правды, кто является величайшим из людей, подателем радости и Закона, раздающим Себя верным, светом и надеждой всей земли, носителем Имени, которое выше всех имен — Сталин или Христос?

Если Сталин — то нам остается занять именно ту мировоззренческую позицию, которую занимал он сам, то есть признать христианскую религию обманом и подавлять, как говорил он сам,  «реакционное духовенство». Если Христос — то нам остается признать такие восхваления, которые принимал Сталин, чудовищным, вопиющим кощунством, а его самого — в точном смысле слова антихристом.

Невозможно занять промежуточную позицию — мол, нет имени выше, чем имя Сталина, но и Христа мы тоже где-нибудь пристроим, никто не уйдет обиженным. Такой возможности нам Сталин не оставил. Что более важно, нам такой возможности не оставил Христос.  «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8)

Массовые гонения на Церковь, убийства Епископов, священников и мирян, разрушение храмов это уже следствие, хотя и неизбежное, человекобожеской идеологии. Там, где правит вместохрист, там ко Христу неизбежно будут относиться враждебно. А христианину было бы не только неуместно поклоняться идолу — но и, тем более, чтить гонителя Церкви и убийцу святых. Это означало бы (назовем вещи своими именами), предательством,  переходом на сторону врага, который пытался уничтожить Церковь физически.

Для множества людей вокруг нас все это будет непонятно — потому что они не знают Христа. Но мы призваны терпеливо свидетельствовать, что у нас есть любимый Вождь и Учитель — и это не Сталин, не Гитлер, не Мао, не Ким Ир Сен. Это Господь наш Иисус Христос, истинное Солнце Правды, истинный Свет и Надежда, имя которого выше всех имен — сегодня и в день Страшного Суда.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.