«Скоро заговорит»
«Глубокая потеря слуха — двусторонняя тугоухость четвертой степени», — озвучила врач-сурдолог окончательный диагноз Даши. Ей только исполнилось три года.
Александра не могла поверить. О том, что у девочки проблемы со слухом, никто не догадывался! Все ждали: вот, сейчас она заговорит.
«Да ничего страшного, вот у меня молчал-молчал ребенок, а потом заговорил сразу предложениями в четыре года», — обнадеживали знакомые.
В остальном Даша росла и развивалась строго в рамках нормы, проблем вообще не было. Только однажды, когда малышке было четыре месяца, она сильно заболела. Поднялась температура, но врачи не нашли признаков простуды или вирусной инфекции. А ночью столбик термометра дошел до 40 градусов, начались судороги. Вызов скорой, больница… Диагноз поставили «пиелонефрит», но под вопросом. Дальнейшие исследования его не подтвердили. Что это было, Александра так и не знает.
К трем годам дочери Александра, медсестра по профессии, вышла на работу. Дашу надо было отдавать в детский садик, оформить медкарту, пройти для этого врачей. И вот именно тогда впервые диагноз «глухота» предположила логопед и направила к сурдологу. После исследований диагноз подтвердился.
Врач рекомендовала сделать кохлеарную имплантацию — операцию по вживлению электронного прибора (кохлеарного импланта) во внутреннее ухо. Это позволяет людям, у которых проблемы со слухом, начать слышать. Александра разослала в разные клиники, которые делают подобные операции, запросы, и по совету врача стала оформлять инвалидность дочери.
— Я никак не могла соотнести это слово — инвалидность — со своим ребенком. Мне казалось, что все происходит во сне и я проснусь, — признается Александра.
Но это был не сон, а реальность, в которой приходилось действовать. Пока ждали ответы от клиник, купили Даше слуховые аппараты, чтобы она привыкала к миру звуков.
Три с половиной года она жила в полной тишине. И поначалу шумный мир девочке не особенно понравился, Даша настойчиво срывала с себя аппараты.
Наконец, отозвалась клиника из Санкт-Петербурга, где оставалось одно место по квоте, и Александра повезла Дашу на операцию. Через два года прооперировали другое ухо, уже в Москве.
Если со слуховыми аппаратами Даше не понравилось, то после первой же операции и занятий она осознала: слышать — это здорово! У кохлеарного импланта есть еще внешняя часть, которая крепится на ухо. Так вот Даша, едва проснувшись, начала показывать жестом маме: «Надень “ушко”»! Хотя до сих пор она пугается громких звуков или звонка телефона.
Но уметь не просто слышать, а обрабатывать полученную информацию, использовать слух для общения, а тем более научиться говорить оказалось делом очень сложным. Даше нужно было накапливать словарный запас, ведь она не знала ни одного слова, совсем.
— Мы нашли хорошего сурдолога в Барнауле и ходим к ней три раза в неделю. Это специалист высокого уровня, к тому же мама детей с такими же проблемами, и ее старшая дочка — успешная спортсменка — хорошо коммуницирует с окружающими. Она не только занималась со своей мамой, но и ездила на реабилитацию. Так что я понимаю, каким может быть результат при правильных и своевременных занятиях, — говорит Александра.
«Почему Даша не разговаривает?»
В прошлом году Александра с Дашей уже были в Центре реабилитации слуха и речи «Тоша & Co» с помощью одного из фондов. Результаты появились сразу же: Даше поставили некоторые звуки, теперь она даже пытается читать по слогам, и у нее начинает получаться.
— Пусть очень медленно, но мы продолжаем двигаться к цели, — говорит Александра. — После занятий в центре Даша стала ходить на хореографию, и ей очень нравится!
«Почему Даша не разговаривает?» — спрашивают Александру девочки, которые занимаются с дочкой на танцах. «Стесняется», — отвечает им Александра.
— Маленьким детям не объяснить, что Даша понимает, что они спросили у нее, а ответить так, чтобы они поняли, не может, — поясняет она мне.
С детским садом сложнее. Плата в частных образовательных заведениях оказалась неподъемной для Александры, а в обычный, государственный садик Дашу не взяли. Не помогли даже рекомендации врачей, которые объясняли, насколько важна для девочки обычная языковая среда.
— «Да вы что, нам диабетика хватает в саду, — сказала мне заведующая. — Не надо нам ответственности», — вспоминает Александра. Но сдаваться нельзя, нужно постоянно развивать дочку, чтобы к школе она смогла общаться как обычная первоклашка.
— Это такое чудо, когда ты говоришь дочке не жестами, а словами, и она тебя понимает, — говорит Александра. — Она накапливает словарный запас. Правда, сейчас он всего на 3,5 года, но ведь пополнять его она начала не так давно.
Очень жду того времени, когда и ее речь начнут понимать окружающие. Пока Даша боится своего голоса, боится услышать себя…
Даша как солнышко — рыжеволосая, с сияющей улыбкой и голубыми глазами. Глядя на нее, хочется улыбаться. В ответ она приветливо машет рукой и пытается что-то говорить, явно что-то хорошее, но ничего не разобрать. А так хочется вести с ней диалог, спрашивать про увлечения, про игрушки. Про любимого кота, с которым они не разлей вода. Такой диалог может стать реальностью, только Даше нужно немного помочь. Курс реабилитации поможет ей заговорить.
Фонд «Правмир» помогает взрослым и детям, нуждающимся в восстановлении нарушенных или утраченных функций после операций, травм, ДТП, несчастных случаев, инсультов и других заболеваний, пройти реабилитацию. Вы можете помочь не только разово, но и подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей.