Вопрос. Коллеги на работе собирают деньги на подарки и сладости для детей из детского дома. Это хорошая идея — поздравить их так? Мне кажется, что таких подарков они получают много, и это не очень хорошо для ребят.
Ответ. Плохо не то, что ребенок получит игрушку или сладости. Плохо, что он получит непонятный подарок от непонятного человека. У нас в фонде есть замечательная фотография, где стоят дети-сироты 12-13 лет и перед ними — кухонные комбайны. Очевидно, подарил их какой-то добрый человек, руководитель фирмы, которая производит кухонные комбайны или торгует ими. И зачем?
Дети не понимают, почему и от кого они получают эти подарки. Потому что они сироты? Это у них развивает иждивенческую позицию.
Мне должны, потому что я сирота, а не потому что близкие люди захотели мне сделать подарок. И эти дети не дарят никому ничего в ответ. Если я в своей семье дарю детям подарки, они мне тоже что-то делают, понимая, что это не односторонняя штука.
К тому же все эти многочисленные подарки не очень-то улучшают жизнь детей и не так чтобы уж особенно радуют. Достали их эти конструкторы. И самое главное, вот мы дарим конструктор своему ребенку — и сами садимся на пол, вместе его собираем. Если дарим настольную игру, должен быть взрослый, который скажет: «Давай играть». В детском доме никто так делать не будет.
Мягкие игрушки, по-моему, стараются уже вообще не принимать, потому что это пылесборники. Гаджеты — хорошая возможность потом продать их или отжать. И плюс дети привыкают, что ни с того ни с сего на них сыпятся эти айфоны только за то, что они дети-сироты. Я своим не всегда могу позволить купить айфон, да и не покупаю.
Что можно подарить вместо этого? У нас, к сожалению, есть образовательное неравенство, и поступить туда, куда хотят, дети из детского дома не могут, у них средний балл аттестата 3,1. Чтобы нормально сдать ОГЭ, им нужны репетиторы. Огромный дефицит работы с психологом, потому что абсолютно все дети там травмированные. Иногда психолога там вообще не бывает, а иногда бывает на 0,5 ставки: он залетает раз в неделю, смотрит пять детей, и то дети говорят: «Мы не будем ничего рассказывать, потому что он все передаст воспитателям». Наш фонд оплачивает и репетиторов, и психологов.
Есть у нас выездные социализирующие мероприятия. Если, например, детский дом стоит в лесу — а это не редкость — и ребенок потом переезжает в город, поступает в колледж с общежитием, он даже транспортом не умеет пользоваться и вообще ничего не может: ни записаться в поликлинику, ни пойти в МФЦ и оформить документы.
Поэтому лучше оплатить такие мероприятия, да и в конце концов просто волонтерить, уделять время этим детям, а не просто откупаться конструктором раз в год. Приходить раз в две недели и играть, стать наставником — вариантов много. И лучше всего обратиться в специальные фонды, которые 24 на 7 работают с детьми-сиротами и точно скажут, в чем есть нужда в общем или у конкретного ребенка.