По разным причинам православным христианам не подходит вера во многих богов. Есть среди этих причин и та, которую сформулировал преподобный Иоанн Дамаскин. Память этого Святого Отца мы совершаем как раз 17 декабря.
Преподобный Иоанн в своих размышлениях о единобожии и многобожии исходит из понятия о совершенстве Бога.
Тут с ним никто не будет спорить. Божество не просто выше человека, Бог – вообще самое высшее существо. В противном случае, это не Бог. Хорошо, но как выяснить, один ли Бог или есть еще?
Попробуем выяснить вместе с преподобным Иоанном. Богу как высшему существу присуще совершенство, причем совершенство во всем. Что же из этого следует? У нас есть внятный ответ, нужно только его продумать и прочувствовать.
Обратимся к рассуждениям святого Иоанна Дамаскина:
«Божество – совершенно и – без недостатка как относительно благости, так и мудрости, так и силы, безначально, бесконечно, вечно, неописуемо, и – просто сказать – совершенно во всех отношениях.
Поэтому, если скажем, что богов – много, то необходимо, чтобы между многими замечалось различие. Ибо, если между ними нет никакого различия, то скорее Бог – один, а не много богов. Если же между ними есть различие, то где – совершенство? Ибо, если Бог останется позади совершенства или относительно благости, или силы, или мудрости, или времени, или места, то не может быть Богом. Тождество же во всех отношениях скорее показывает одного, а не многих» (Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. V).
Пытливый человеческий ум все время что-то анализирует и отличает что-то одно от чего-то другого. На этом строится вся наша бытовая жизнь и научная мысль.
Еще со времен седой античности философы утверждали, что если между одним предметом и другим предметом мы не находим никаких различий, то, на самом деле, это один предмет, а не два. Утверждать, что перед нами два предмета можно лишь тогда, когда хотя бы какое-то различие имеется: по качествам предмета, по месту и времени его нахождения.
Если в Божестве мы видим полноту совершенства, то Божество может быть только одно. В противном случае между божественными существами сразу надо признать различия: одно из божеств – вполне совершенное, а другие менее совершенные, или в разной степени совершенные. То есть, говоря напрямик, прочие божества в таком случае оказываются несовершенными. Но тогда стоит ли их считать божествами? Не слишком ли много им чести?
Признание за Богом полноты совершенства не оставляет рядом с ним места для кого-то иного, равного Ему.
Преподобный Иоанн перечисляет качества высшей природы: Божество совершенно в отношении благости, силы, мудрости, времени, места и т.д. Иными словами: Бог – Всеблагой, Всесильный, Всемудрый, Всевременный (лучше сказать: Вечный), Вездесущий.
Посреди этой полноты благости, силы, мудрости, в этом удивительном Его присутствии повсюду и всегда – сияет высшее величие Божества. И если бесконечная полнота у Божества есть, то не может находиться рядом с одной «божественной бесконечностью силы» другая «божественная бесконечность минус пять единиц силы». Не может никак.
В ущербных, несовершенных богов православные люди отказываются верить. Недостойно человека поклоняться перед богами, у которых обязательно есть какие-то недостатки и несовершенства. Слишком уж грандиозное существо сам человек. Он ведь создан по образу всесовершенного Бога.
Чему попало давать самое высокое именование Божества для мыслящего человека негоже.