Антоний Сурожский сказал: «Что неблагодарный человек не может быть счастливым». Как благодарность связана со счастьем?
Очень просто. Существует круговорот добра. И благо-дарность – это возврат добра, пусть и в словах. Добру все равно, в какой корзинке его носят – денежной, продуктовой или словесной. Таким образом, добро нас связывает и дает возможность получить с-частье – часть друг с другом. Главное иметь часть с Богом. Это наивысшее счастье.
Почему же мы часто бываем неблагодарны друг другу и Богу? И почему оказались неблагодарны Христу те девять прокаженных, которых Он исцелил:
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
За что благодарить Бога, если болезнь и здоровье от Него? Сам дал. Сам забрал. А мы должны еще благодарить за эти болезненные эксперименты над нами? И вместе с тем, как это ни печально, болезнь часто нужна нам для отрезвления.
Как-то по молодости читал прп. Амвросия Оптинского, наткнулся на его слова о том, что болезнь есть прекраснейшее средство, приближающее к Богу. Смутился и подумал: «Зачем он, человек веселый и свободный, проповедует Евангелие в рабском изводе? Почему наши отцы-пустынники все время говорят о каком-то нытье перед Богом? Почему бы им не радоваться? Ведь святые стояли близко к источнику благодати и, несмотря на близость к источнику блаженства, почему-то все время ныли и искали повод сделать себе больно и поплакаться.
А теперь вижу – отцы были правы. Человек лукав настолько, что добротой его не возьмешь. В сытости и изобилии почти все наглеют, доходят до омертвения души и предаются от скуки разным пакостям.
Разумеется, есть Божии люди. Их милость лучше приближает к Богу, чем скорби. Но это Божии люди. Они большая редкость. И прав Амвросий Оптинский, говоря о том, что болезни замечательно смиряют и приближают к Богу. Увы.
И вот пред нами Евангелие. А в нем рассказ об исцелении десяти прокаженных:
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
У всех больных была разная причина проказы. Ясное дело, что десять больных приняли здоровье, не потому что их духовное состояние вдруг оказалось одинаково высоким, не по своим заслугам, а по внезапной и непонятной милости Божией.
Очевидно, что не богословие вернуло им зрение, не жизнь в Боге, а некий замысел Бога, которому было необходимо это внезапное публичное чудо для демонстрации какой-то мысли Иисуса Христа.
Болезнь, по слову Амвросия Оптинского, сослужила им добрую службу. Они, в самом деле, обрели мирный и кроткий дух. А как же по иному? Будешь буян или не смирен, так и хлеба за норов никто не даст и товарищи прибьют.
Вот, идут себе и слышат молву: «Идет некий учитель». Стали вдалеке как заразные. Что Иисус говорит — не слышно. А было бы слышно, так не было бы понятно. Но понимает народ, волнуется и все чего-то просят себе. Раз дают, надо брать. Поэтому, не вдаваясь в подробности, закричали:
— Наставник! Помилуй нас.
Нам все одно: «Наставник, учитель благий, Иисус, Галилеянин, Господь, Христос и Бог». У нас все это эпитеты одного и того же явления — Христа. А для древних иудеев не так. Учитель и Мессия отстояли друг от друга, как небо от земли. Бог от Мессии — еще дальше.
И вот убогие прокаженные просят не Мессию, не Бога, а какого-то бродячего учителя: «Научи нас. Дай нам рассуждение утешительное в нашей беде».
Он им отвечает:
— Идите покажитесь вашим священникам.
Нам опять это непонятно. Зачем Иисус отправляет их к священникам. А все просто. По закону иудейскому, человек, принявший от Бога исцеление или чудо, должен был явиться к священникам, чтобы те дали гарантию того, что чудо или милость были от Бога и человек действительно очистился от греха. Этакая аттестация у профессионалов.
Но ведь чуда еще не было!!! А Он их УЖЕ отсылает. Ситуация более чем странная. Но нет. Они послушались и пошли. А что? Человек умный, грамотный. Его народ слушает. Всяко разно умнее нас. Велит делать нечто непонятное. Но нам-то, дуракам, есть смысл послушаться.
И послушались. И по пути исцелились все. Безразлично к своему уровню духовного развития. Исцелились только потому, что обрели навык смирения – умения держать мир и умения не считать себя умнее всех, как это обычно у нас водится.
У нас не так.
Бог говорит через заповеди : не блуди, не воруй, не завидуй, не убий, люби. Нет. Не слушаем. А потому болеем. И, по слову Амвросия, кнут болезни нам в помощь.
Священник тоже говорит не делать. Все равно живем по своему. Окаянство, слепота духовная, ожесточение — наш удел. Нам милее всего делать все по своему, наперекор Богу и людям.
Что делать Богу, когда мы самозабвенно стремимся к пропасти? Он посылает нам аварийный тормоз – болезнь. Внимательно следит за ходом дела и по результатам вразумления посылает исцеление.
Здоровье и болезнь от Бога и по грехам. И любой умный человек знает, что здоровье есть плод троих: Бога, врача и человека. И благодарности заслуживают и Бог, и врач.
И исцеленные прокаженные могли бы об этом и догадаться, но не потрудились подумать или просто поленились. Как бы то ни было, девять из них не вернулись поблагодарить Наставника, и Христос свидетельствует, что и Бога они также не благодарили.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
Мы-то поумнее. Знаем, что врача благодарить надо. Но присмотримся к его служению пристальней.
Врач, как и художник, и священник, и пророк – служение вдохновенное. В успешном лечении часть – от трудолюбия врача, от его знаний, часть – от его честности, часть – от его милосердия. А часть, причем большая, – от Бога. И по молитвам врачей бывают чудеса.
Врачи бывают ремесленники, а бывают от Бога. Хорошие врачи знают – вдохновение и интуиция – это от Бога. И мы получаем исцеление и от Бога, и от врача. Поэтому нормальный человек, выздоровев, благодарит врача и Бога.
Но у нас благодарить врача дело понятное – деньги, цветы, конфеты, вино или другие безделки, которыми хламим квартиру врача. А вот благодарить Бога как-то вторично.
Что Богу от нас надо? Не цветы же с конфетами. Обычай велит идти в храм. Там мы обычно даем Богу на чай сто рублей. Можем от щедрот купить свечку, перекреститься и пойти домой с чувством выполненного долга.
Врачам – коньяк, Богу – свечку. Договорился, на душе стало спокойно. Неважно, что у врача этого коньяка девать некуда. Неважно, что Богу свечка не нужна. Есть некий этикет сам по себе.
Так было и в древней Иудее.
Пошли прокаженные в храм. Исцелились. Священникам показались. А зачем идти к врачу? Все равно, все сделал Бог, а этот наставник только слово сказал. Подумаешь, работа! Перебьется на благодарность. Нам и дать нечего. Ему пусть люди подадут.
И Бога не поблагодарили. А зачем? Сам дал проказу. Сам взял.
Да и на пользу ли это исцеление? Ну, исцелись и исцелись. Может быть, для них это было еще хуже. В болезни как-то кормились, а теперь надо думать, как хлеб заработать трудом.
Если в прошлой истории с начальником синагоги и согбенной женщиной мы видели, что клир закоснел в бесчувствии, то теперь, на этом примере, мы видим, что не только священники, но и народ прокис и застыл в законе.
Священнику была безразлична больная женщина. Больным безразличен врач и наставник. Все они безразличны они друг другу. Люди оказались не связаны с собой благо-дарением. Через них перестал проходить круговорот добра. Добро делегировали Богу. Себе оставили откуп и небесный налог в виде десятины и маневров внутри предписаний закона.
Этот абстрактный закон очень удобно исключил личность. Он для того, чтобы не напрягаться душой, развязал личность, смысл и Бога. Этому закону стал безразличен реальный человек. Закон выключил личное общение людей между собой, основанное в Боге. Закон исключил участие человека в законе. Закон отстранил простолюдина от общения с Богом. Закон привнес отчуждение и разделение. Источником закона стал откуп и жертвы, не требующие участия души и сердца.
Настало время катастрофического разделения.
Замечательно сказал один святой отец:
– Смерть – это разделение. Разделение грешащих людей. Разделение внутри души. Разделение Бога и человека.
Иудея подошла к такому же смертельному разделению и отчуждения вся вместе.
Поблагодарить Христа вернулся один чужестранец, которому закон не проштамповал его мозги.
Он, как и любой нормальный человек, подумал и отчетливо увидел, что исцеление случилось не только потому, что так захотел Бог, но и потому, что Бог послушал этого Наставника. В этом Учителе есть тайна, благодаря которой Его слушает Бог и творит по слову Его такое, чего отродясь не творилось среди людей – разовое исцеление такого количества людей, никак этого не заслуживших. Но если не заслужили, то какова причина чуда? Зачем мы понадобились Богу? Что через это чудо Он хотел сказать нам?
Куда было спешить девяти очистившимся? Все они безработные. Никого дома не ждут. Никому они не нужны. Так почему бы не вернуться и не узнать:
– А почему мы исцелились? Ведь это важнейший вопрос. В болезни и в жизни он был самым главным. Почему же сейчас это стало неинтересно?
Нам не стоит удивляться неразумию этих людей. Ведь и мы подвержены подобной сердечной глухоте. Нам тоже кажется, что наши скорби случайны. Жил-жил, раз – и за что мне это? Потом, болел-болел, раз и выздоровел. А что почему, не ясно. Ну, может быть, Бог увидел, что я окаянен, и махнул на меня рукой, Ему надоело меня мучить. Он увидел, что толку от меня нет. Я ничего не понимаю и только набираюсь уныния и зла. Махнет Бог рукой и отпустит мою окаянную голову на все четыре стороны. Что ты будешь делать с таким бесчувственным упрямцем?
Да и опасно спрашивать Наставника о том, что со мной было. И каждому известно, что Он скажет, потому что нам наверняка это будет не по нраву: не блуди, не пей, не злись, не мсти, будь честен и люби людей. Скучно. Дам сто рублей на свечку, отвяжитесь от меня, Силы небесные.
Иноплеменник, придя ко Христу, пал к Его ногам, славя Бога. Прекрасно. И врачу честь отдал, и Бога прославил. Замечательно.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Заметим, «громким голосом» – это значит, всем своим существом без остатка он выплеснулся перед Богом. И поклонился – это значит признал себя Его слугой, готовым работать Господу. Первая часть – подобна нашей исповеди. Вторая – причастию. Человек убрал все барьеры между душой, телом и Богом. В этом и был предмет веры.
И слышит от Бога:
— Встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Так вот, что спасает! Так вот, в чем секрет этого исцеления. Так вот, в чем беда Израиля – отсутствие веры – реального видения Бога и реальной жизни в Нем.
У Бога нет времени. Наше время – это свойство нашего пространства и нашего существования.
У Бога Троицы вечно и безвременно происходит принесение жертвы Вторым лицом Троицы. Вечно происходит реализация замысла Бога и вечно рождается Бог-Сын.
Так же вечна драматургия Евангелия. Иноплеменники приняли эстафету Сиона. Европейцы, африканцы, индейцы и миллиарды людей со всего света – стали новым народом Бога, готовым слушать и служить Ему.
Но прокаженные душой и неблагодарные верующие никуда не делись. Вместе со старым законом и они вошли в наши христианские церкви, и для них сегодня возвещается Евангелие о неблагодарности и вере, связанных единым благо-дарением.
Для того, чтобы лучше понять смысл этого происшествия, нужно посмотреть, в какой контекст повествования вставлен отрывок об исцелении прокаженных, каким историями окружена эта повесть.
До случая со встречи с этими несчастными людьми ко Христу подходили ученики и Он им говорил:
Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.
И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Позже Христос говорит о Царствии Небесном:
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
Итак, соединяем все вместе: Наблюдайте за собой, не имейте в душе зла, не ищи своего, а ищи Божиего, потому что вы на то посланы в мир, чтобы служить Ему.
И отвечают ученики – готовы. Мотивируй нас видением Тебя и Твоей силой.
Веру просите? И Иисус показывает, что такое вера и чем она обусловлена.
Безусловно, вера есть дар. Но не такой, как здоровье, и не так дается, как даются мирские милости.
Иисус на наглядном примере показал, как большинство людей реагирует на призыв Господа. Здоровье –самое дорогое, что может человек получить от Бога. И ученики увидели, что из этого вышло. Они увидели кланяющимся и хвалящим Бога всего одного из десяти очищенных, который с очищением вместе принял и веру.
Дар веры особенный, взаимосвязанный.
Вера рождается от взаимодарения. Бог дарит себя человеку, а человек – Богу, как этот классический пример с исцеленным чужестранцем.
И снова, и снова евангельские истории вращаются вокруг одного и того же – феномена веры… От притчи в притчу речь идет о вере, как о жизни в Боге, как возврат к жизни в Раю. Вера – это такая форма нашей жизни, когда весь ее смысл наполнен Богом и все ее стремление направлено к Раю.
Исцеленный чужестранец принял веру. А зачем она нам? Где моя вера?
О своей вере можно судить по тому, что считаем для себя важным.
Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Во что мы верим, если сокровище нашего сердца – это здоровье, заботы, работа, мысли о деньгах, споры, телемусор, проблемы далеких стран, всякая чепуха, не имеющая отношении ни к Богу, ни к Раю. Вот, поставят сейчас меня на Страшный суд, и что все увидят в душе моей годного для царства Божия? Ничего. Так во что ты верил? Ты искал здоровья телу и не заметил, как лепрой покрылась душа.
И не страшно. И не странно. И нормально. Все понимаю, но меняться не буду. И Богу места в душе не давал и не дам. Это и есть проказа души.
Мы – не зрители Евангелия. У Бога нет времени. В Нем прошлое и будущее вместе. И мы в Его глазах не просто зрители этой истории. В режиме реального времени с нами происходит отбор Малого стада, годного для жизни в Раю. Нам все открыто. Нам все объяснили.
Вот проказа – наши смертные грехи. Вот люди просили Наставника дать им рассуждение, а Он дал им здоровье. Вот один из десяти вернулся и Бог похвалил его и ДАРОВАЛ полное избавление от смерти. Не только спас тело от смерти, но спас от нее его душу.
А мы все стоим и молчим. Но наше время, не время Бога. В нашем времени Наставник может уйти, жизнь окончится, И мы так же, как те неблагодарные иудеи, не войдем в общение с Богом, не припадем к Нему, не поблагодарим Его и не увидим Его лица, не услышим Его голоса и просто исчезнем, как те приснопамятные послушные и не благодарные иудеи.
Но зачем нам жить без Бога, когда с Богом лучше? Зачем не пропустить сквозь свое сердце потока блага и не принять участие во взаимно дарения блага? Мы бережем душу от сквозняка любви к Богу и людям? Но сказано:
Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
Антоний Сурожский прав. Неблагодарный не может иметь части с Богом, потому что отказывается соединиться с Богом и людьми по принципу Троицы, в которой там все живут жертвой друг к другу. Неблагодарный человек отвергает этим свое подобие Господу и обрекает себя на смерть, вне Бога.
Человек же, живущий в Боге, благодарит все и всегда: и небо, и землю, не иссушается болезнью и хвалит здоровье, потому что знает о том, что Бог умнее и добрее и Сам лучше знает, что нам и когда нужно. Такой человек все доверяет Богу. И такое доверие – есть подвиг веры и залог здоровья, необходимые для жизни в Раю.
Этот урок Христа показывает, как связано здоровье, благодарение и вера, и как они обуславливают друг друга. На практике эта наука звучит просто:
— Слава Богу за все!
Имея в уме такое устроение, человек никогда не потеряет Бога ни при каких искушениях. А при избавлении от скорбей, болезней и напастей, он всегда будет знать, что ему делать, и не ошибется, как исчезнувшие иудеи.
Научи нас Господи видеть Тебя всегда и везде. Дай нам такую веру, чтобы мы могли видеть тебя во все дни жизни нашей, исполняться от этого видения твоим духом и всегда благодарить тебя в этом веке и веке будущем.