Почему люди не ходят в Церковь?
Священник Михаил ВАСИЛЬЕВ,
настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ
и РВСМ
Во-первых, потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для
современного, весьма прагматичного по своему мировосприятию человека это
невыгодно. Приходится тратить свое время – у современного человека иллюзия, что
времени ему не хватает, хотя это не мешает впустую тратить его, например, у
телевизора. И человек все время живет тем временем, которое он на самом деле
часто бездарно тратит. Он стоит в храме – и ему кажется, что у него много
неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно – это известно еще
древним подвижникам благочестия – побыть наедине с собой уже бывает непривычно и
трудно, а тем более придти к Богу и быть с тем Богом, в Которого хотя ты и
веруешь, но еще не видишь достаточно. Наверное, все это в комплексе приводит к
тому, что современный человек, бесцельно проводя значительную часть своей жизни,
не может найти времени, чтобы побывать, или постоять, или даже, не побоюсь этого
слова, помолиться за богослужением.
Игумен ПЕТР
(Мещеринов),
Свято-Данилов монастырь, г. Москва
Одна из причин
того, что люди не понимают христианство и отталкиваются от Церкви – это подмена
Евангелия – в буквальном переводе «благой вести», «благовествования» – неким
зловествованием. Основание нашей веры – Воскресший Христос, пасхальная радость,
которую может почувствовать любой человек, – подменяется проповедью о мировом
масонском заговоре, о скором пришествии антихриста, о бесах, аде и вечных муках.
Христос же является только средством, чтобы всего этого избежать. Причем даже не
Христос, а внешняя церковность, исполнение обрядов, механическое выстаивание
воскресных богослужений.
В итоге религиозные запросы души не
удовлетворяются. И поэтому многие искренне ищущие Бога люди стараются держаться
подальше от такой Церкви. Она кажется им каким-то странным заведением, где люди
помешаны на тайном масонстве и бесах. Безусловно, существуют и бесы, и «тайна
беззакония», и антихрист, который в итоге явится. Но страшно не это, а то, что
все сие служит основанием проповеди и почему-то называется Православием.
Священник Александр ЛАВРИН,
клирик храма Иконы Божией Матери
«Живоносный Источник» в Царицыно
Думаю, причина здесь не в атеизме.
Атеистов сейчас мало, убежденных же и раньше было немного. Людям, как правило,
более свойственно религиозное равнодушие. И когда после падения атеистической
идеологии оказалось, что многие не чужды признания духовного мира, – всплыла
серьезная причина, почему люди не ходят в храм: само по себе признание
«потустороннего» ничего не меняет в жизни человека. Настоящая религиозная жизнь
начинается тогда, когда человек захочет, чтобы Бог стал в его жизни главным. А
это всегда непросто, требует от человека напряжения: поиска, труда.
Нельзя обойти стороной и горькую для нас, церковных людей, правду.
Многие люди не ходят в храм, потому что мы, христиане, сами подаем к этому
повод. В религиозной жизни был очень большой перерыв, многие традиции утеряны,
прежде всего – традиции терпения и смирения. И, к сожалению, люди часто не
находят в христианах примера евангельской жизни.
Не последняя причина и
в нас, священниках, пастырях. Мы вышли из той же среды «религиозного забвения» и
так же учимся христианской жизни. Но цена наших ошибок гораздо выше, чем у
прихожан, когда мы не являем сердечной теплоты и понимания. Я это хорошо знаю,
замечая, порой, в себе небратское и лицеприятное отношение – при исповеди, в
беседе с людьми …
Поэтому сегодня Церковь видится не столько местом
духовного подвижничества, сколько больницей, принимающей и целящей больных и
инвалидов. Значит, и входят в нее те, кто признал свою болезнь и захотел
лечиться.
Священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ,
заместитель декана
Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета
Самое удивительное, что люди в Церковь ходят. Это
удивительно, потому что в России после целой эпохи гонений, религиозного
бескультурья и безграмотности современному человеку казалось бы невозможно
обрести традиционную духовную культуру и веру. Современная мода, массовая
культура, жесткая пропаганда, иногда даже сегодняшняя государственная политика
препятствуют этому. Однако вопреки всему многие эту духовную культуру обретают
или хотя бы очень к ней стремятся.
Это всегда процесс очень личный и
очень трудный. Он требует работы над собой, много смирения и покаяния, что
никому и никогда не было просто. В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам,
называет их «солью земли». Соль – это замечательный и очень древний религиозный
символ. Кроме прочих, в нем есть и очень простой, можно сказать, бытовой смысл.
Соли кладут в пищу всегда очень мало – одну ложку на большую кастрюлю, но без
нее пища бывает безвкусной. Этой «соли» – тех, кто не просто «глядит издалека»
или даже «заходит в Церковь», но живет по вере церковной жизнью, – всегда было и
будет немного.
С другой стороны, от самого общества и даже во многом от
государства зависит, будет ли оно хотя бы обращено лицом к высокой духовной
культуре – или его жизнь потеряет свою «соль», станет «безвкусной» и
бессмысленной.
Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш),
Свято-Введенский
монастырь, г. Иваново
Мне пришлось пятнадцать лет жить и работать
вдали от России, в американском штате Массачусетс. В Соединенных Штатах вряд ли
можно представить себе, чтобы человек, называя себя православным, не был
регулярно в церкви. Это относится в равной мере и к тем, кто унаследовал
Православие, и к тем, кто уже в сознательном возрасте вернулся к своим
национальным и культурным корням. И, конечно же, к тем, кто подобно
евангельскому купцу, нашедшему жемчужину несравненной ценности, пришел в
Православие «извне». Заметьте, что и для тех, и для других, и для третьих
характерен интерес к религии вообще и Православию в особенности. Пускай
невежество и доминирует на культурно-общественной сцене, но преодолевая его,
люди приходят в Церковь.
А если отвечать более обще… Применительно к
человеческой жизни, вопрос «Почему» дает колоссальный простор для ответа, и что
ни ответить – всё будет в той или иной мере верно: потому что не хотят, потому
что не привыкли, потому что нет времени, потому что не видят нужды, потому что
им там тесно, холодно, жарко, душно, скучно и проч. Коренная причина – наша
слабость, несобранность, расхлябанность, безответственность, равнодушие. Наш
грех. Если позволите уточнить вопрос таким образом: «Укажите причину, устранение
которой на сегодняшний день наиболее реально и действенно», то я отвечу одним
словом: невежество. Устранить ее, соответственно, позволит школьное просвещение
и миссионерская проповедь на местах и в СМИ, в чем да поможет нам
Господь.
Священник Иоанн ОХЛОБЫСТИН,
клирик храма святителя Николая
в Заяицкой слободе
Когда только начиналось возрождение Православия,
то сами верующие люди и священники невольно делали многое, чтобы отвратить людей
от Церкви. Все эти старушки, шипящие на молодых девчонок, которые впервые зашли
в храм в брюках. Все эти младостарцы и младостарицы, их «пророчества» и дикие
полуязыческие «наставления». И странная кликушеская литература, называвшаяся
«православной». Все эти запугивания в проповедях священников, что вы, мол,
жуткие грешники, мерзавцы. Срочно раздайте все свое имущество, а сами – на
колени, на горох. И все равно нет вам прощения… Как вспомню, просто дрожь
берет. Дошло дело до того, что пришлось вмешаться самому Святейшему Патриарху.
Многие, впервые зайдя в храм и столкнувшись с таким к себе отношением,
подумали: а пойду-ка я лучше куда-нибудь в буддизм, там все не так мрачно. Ну и,
конечно, с годами добавились темы для критики, среди них сотовые телефоны и
машины у священников (интересно, а как без этого быть на связи, если
понадобится, и посещать больных прихожан?) и так далее.
К счастью,
постепенно все эти перекосы в отношениях светских людей и Церкви сглаживаются.
Народ перестали запугивать, в храм приходит все больше людей. Теперь мы можем
лучше донести до прихожан, что главное в Православии не строгость, а любовь.
Ведь Бог есть Любовь.
Священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ,
Гонконг,
Китайская народная республика, Русская Православная Церковь Московского
Патриархата
Думаю, причины разные. Есть просто люди, не верующие в
Бога – тут и спроса нет. Помню, одна пожилая дама, говоря о церковной службе,
приводила сравнение с театром: «Можно раза два-три сходить на спектакль, но не
более… а одинаковые службы изо дня в день – это же ужасно, должно быть,
однообразно и скучно!». Тут очевидно неумение молиться храмовой молитвой,
незнание службы, непонимание смысла происходящего. Для многих этот язык,
богатейший и красивейший, совершенно недоступен. Больше нужно говорить о смысле
богослужения, давать людям понять, что в храме можно приобщиться небесному, уже
на земле можно стать причастным к Небу.
На самом деле люди не умеют в
Церкви находить и обретать главное – опыт Неба. Отчего? Оттого, что порой ищут
чего-то другого. Не находят – и разочаровываются. Может, им и не нужен этот опыт
Неба… Но ведь остальное все так второстепенно.
Многие не могут
заставить себя, понудить в практике духовной жизни – как Господь сказал,
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.
11:12) – а лень ведь молиться, трудно поститься, ум не привык сосредотачиваться,
стыдно исповедоваться! Это – основные причины.
А если говорить о
причинах более внешнего порядка, то это – занятость священников, их торопливая
невнимательность, порой холодная… Иногда – грубость прихожан, вообще
распространенное ныне хамство… Это – большая проблема для тех, кто стоит у
порога Церкви и надеется видеть в ее чадах Образ.
Протоиерей Игорь
ПЧЕЛИНЦЕВ,
пресс-секретарь Нижегородской епархии
Беда, наверное, в
том, в народе существует определенная религиозная самодостаточность – почти 80%
россиян считают себя православными христианами. «Мы крещеные…», «мы же ничего
не отрицаем…», а также «ну, наверное, что-то там есть…» Если к этим
утверждениям добавить то, что многие люди действительно приходят в храм хотя бы
один-два раза в год (на Пасху, поставить свечку…), то получается, что в
какой-то мере церковная жизнь в народе существует. Некоторые даже причащаются
(от одного раза в год до одного раза в несколько лет), не отдавая себе отчета, в
каком великом Таинстве они принимают участие. Реальной церковной жизнью
стараются жить всего лишь 1-3% россиян.
Соответственно, наш православный
народ и является главным потребителем массовой «духовной» культуры – активно
возрождаемого язычества с его обычными атрибутами – гороскопами, гаданиями,
целителями и религиозным безразличием и всеядностью. Церковная жизнь не
развлекает так, как современный «мистицизм на диване» – и поэтому она не
востребована. Церковности надо учиться, но это не находит отклика в душе
современного человека, привыкшего потреблять «духовный фаст-фуд».
С
другой стороны, видимо, наша дорогая и многострадальная Церковь еще не находит в
себе сил идти навстречу народу. Некоторые священнослужители и некоторые миряне
из числа новообращенных считают, что Церковь должна не нисходить до современного
человека, а поднимать его над погибающим миром. Это верно по смыслу, но неверно
по тактике. Эти люди считают, что не надо ни к кому идти – кому надо, придут в
церковь сами, и мы их всему научим (кстати, под «всем» нередко подразумеваются
внешние вещи – как креститься, как стоять на службе и т.п., а богословие – оно
для богословов).
Также надо сказать и о православном «фаст-фуде».
Существуют общины, спекулирующие на мистических чувствах современного человека,
зачастую отравленного неоязычеством, и взамен настоящей духовной пищи они дают
своим новым членам пищу сомнительную. Обобщенное название таких общин: «Как
избежать конца света и остаться при своих». Путь таких общин явно сектантский и
идет врозь со Священноначалием Церкви и здравым смыслом, но некоторых он очень
привлекает, отвращая от настоящей православной церковности.
Большую роль
в расцерковлении невоцерковленных играют, конечно, и СМИ. Одной рукой насаждая
новые (на самом деле – старые) языческие ценности, СМИ другой рукой поливают
грязью возрождающееся Православие, создавая в обществе крайне отрицательный
образ Церкви и Ее служителей.
И в результате – народ робко топчется в
церковном дворе и проходит мимо, а священнослужители с верными прихожанами
выглядывают из церковных дверей в надежде на то, что кто-то еще заглянет к ним
на огонек. В надежде всему их научить.
Иеромонах СЕРГИЙ
(Рыбко),
настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском
кладбище г. Москвы
Подлинная причина в том, что у человека просто
нет особого желания ходить в церковь. Когда он молод, преисполнен оптимизма –
ему не до того. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки, кует свое светлое
будущее… И только повзрослев, столкнувшись с реалиями жизни, он начинает
задумываться, начинает знакомиться с христианскими ценностями – и в итоге
нередко приходит в храм. Это обычно люди зрелого возраста, за сорок лет. Тем не
менее, встречаются и молодые люди, которые с юности посвятили себя Богу. Либо
они рано пережили какие-то трагедии, разочаровались в земных ценностях, либо это
чистые души, призванные Богом. Я их достаточно часто встречал, хотя по нашим
временам такой человек – просто чудо. Бывает, что и в тридцать лет
воцерковляются, и в двадцать, хотя какой-то видимой причины – несчастной любви,
жизненных трагедий и т.п. – нет. Кто имеет открытое сердце – к тому Бог приходит
раньше.
Протоиерей Александр СОРОКИН,
настоятель храма
Феодоровской иконы Божией Матери и часовни свв. Новомучеников и Исповедников
Российских, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии
Вообще-то ходят. Хотя мало. Если ответить коротко, причина, конечно, в
самих людях. Причем, как в тех, кто туда не ходит, так и в тех, кто там уже
находится. Не нужно доказывать, что каждый человек религиозен по своей природе,
и эту свою религиозность каждый выражает по-разному и в разной мере. Но процент
тех, кто свою веру показывает явно и осознанно как веру в Бога, о Котором учит
Библия, – совсем не так уж велик. А тех из них, кто ходит в церковь – еще
меньше.
Наверное, это потому, что для многих до сих пор не совсем ясно,
что такое Церковь и почему без нее человеку трудно и плохо. Общепринятое мнение
о Церкви так укоренилось в сознании большинства людей, что им в голову не
приходит, что Церковь – это нечто совсем иное, нежели загруженные заботами
священники и унылые миряне. Многие вообще отождествляют Церковь только с
иерархией священников, то есть воспринимают ее как некую организацию,
выполняющую определенные функции. А новозаветное учение о Церкви как о
христианской общине, собравшейся вокруг воскресшего Христа, мало понятно
массовому человеку. И беда в том, что в самой Церкви многие люди не сразу до
этого доходят – а потому не способствуют приходу других людей, которые поэтому и
не ходят в церковь.
Протоиерей Аркадий Шатов,
председатель
епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности Москвы
Люди не ходят в Церковь по разным причинам. Некоторые – потому, что
думают, что Бог христиан такой же, как сами недостойные христиане. Некоторые не
ходят потому, что их привлекает этот мир, и внешняя мишура для них важнее, как
для дикарей стеклянные бусы важнее, чем слиток золота. Некоторые не ходят по
лени, а некоторые – потому что Бог их еще не призвал. Некоторые из тех, что не
ходят в Церковь, бывают одержимы, некоторые – глупы…
Некоторые не ходят
в Церковь потому, что они предали Бога.
Люди не ходят в Церковь, потому
что, как говорится в Евангелии, один купил поле, за которым нужно смотреть,
другой приобрел волов, которых надо испытать, третий недавно женился. Поэтому
они не идут на брачный пир (Лк. 14:1).
Иеромонах КАЛЛИСТРАТ
(Романенко),
настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в
Антарктиде
Во-первых, люди в храм все-таки ходят. Даже в мой. Пусть
не все и не часто. Но за тот год, что я здесь, нет ни одного человека из экипажа
станции, который хотя бы один раз не пришел в храм. И не на экскурсию, а именно
на службу, на Божественную Литургию.
Есть люди, которые ходят в храм, но
нечасто. Они все равно верующие и православные. Я не могу сказать, что их вера
хуже моей, хотя я священник и регулярно совершаю Божественную Литургию. Другие
не ходят в храм, потому что не знают, что здесь дом Божий. Это просто
непросвещенные люди, не понимающие, зачем надо стоять по два часа на службе и
слушать непонятные песнопения и молитвы. Но обычно это до тех пор, пока жареный
петух не клюнет. Тогда начинают спрашивать: «Что я могу сделать, чтобы Бог
услышал меня?»
А некоторые не приходят, потому что видят, как живет
священник – злее, корыстнее и похотливее иных неверующих. Я знал одного
человека, который во многом исполнял заповеди Евангелия (ни разу при этом не
читав самого Евангелия), но не стал ходить в храм, потому что там не самым
лучшим образом вел себя священник.
От священников сегодня требуется
спокойно, шаг за шагом воспитывать и тех, кто приходит пусть и нечасто,
показывая им жизнь в Боге. Надо проповедовать, и, прежде всего, не на словах, а
в себе, в своей жизни, исполняя слова Писания: «Так да светит свет ваш пред
людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»
(Мф. 5:16).
Материал опубликован в 3(26)-м номере «Фомы» 2005 г.
Источник: www.fomacenter.ru