– Почему Николая II и его семью причислили к лику святых, если он отрекся от престола, и тем самым предал свою страну и свой народ? И почему тогда не причислили к лику святых слуг, которых расстреляли вместе с императором?
Дмитрий.
– Здравствуйте, Дмитрий!
Основаниями для канонизации того или иного человека является его личное благочестие, искренняя вера, миссионерские труды и другие факторы. Политические взгляды, должности и связанные с ними решения не могут быть причиной или препятствием к канонизации.
Если мы посмотрим на русских святых князей Бориса и Глеба, то как военачальники и стратеги они могут вызвать нарекание, так как добровольно отдали свою жизнь, не став развязывать междоусобную войну.
Император Николай II и его семья канонизированы как страстотерпцы, то есть те, кто претерпел страдания как христиане, без ропота, с молитвой и надеждой на Бога.
Изучение их личных дневников и воспоминаний дает нам потрясающую картину прощения узниками Ипатьевского дома своих палачей.
Что касается слуг, то некоторые из них не могли быть канонизированы, так как они не принадлежали к православной Церкви. Один из них, Алоизий Егорович Трупп, был католиком, другая, Екатерина Адольфовна Шнейдер, была лютеранкой.
Отказ от их канонизации никак не умаляет их жертвенного подвига, просто было бы несправедливо нарушить их посмертную волю и приписать их к другой Церкви, если они сделали свой осознанный прижизненный выбор.
Что касается других слуг, православного вероисповедания, профессора Боткина и других, то процитирую вам доклад митрополита Коломенского Ювеналия, который на тот момент возглавлял комиссию по канонизации:
«Комиссии не представляется возможным окончательное решение вопроса о наличии оснований для канонизации этой группы мирян, по долгу своей придворной службы сопровождавших Царскую Семью в период ее заточения и принявших насильственную смерть. Комиссия не располагает сведениями о широком поименном молитвенном поминовении этих мирян. Кроме того, мало сведений о религиозной жизни и их личном благочестии. Комиссия пришла к заключению, что наиболее подобающей формой почитания христианского подвига верных слуг Царской Семьи, разделивших ее трагическую участь, на сегодняшний день может быть увековечение этого подвига в житии Царственных мучеников».
С уважением, священник Антоний Скрынников.
***
– Часто у чудотворных икон можно видеть кольца, браслеты, цепочки и крестики от благодарных прихожан, которым икона даровала чудо. Я понимаю, что подобным образом люди выражают свою благодарность, а также помню о даровании золота Младенцу-Спасителю как Сыну Небесному. Но когда я вижу подобные дары, возникают мысли: а насколько это правильно? Кольца, серьги, браслеты – это ведь все мирское.
А насколько правильно снимать с себя нательный крест (пусть для иконы, но все же) – вообще вопрос вопросов. Помогите, пожалуйста, в духовном просвещении.
Виктория.
– Здравствуйте, Виктория!
Для того чтобы вразумительней ответить на Ваш вопрос, приведу следующую аналогию. После совершения Таинства Миропомазания, над новокрещенным человеком совершается обряд пострижения его волос. Этим обычаем христианин выражает свою готовность принести себя в жертву Богу, предавая себя на служение Ему. Символом же данного посвящения являются волосы как часть тела человека.
Подобным образом люди, получившие помощь от Бога посредством заступничества Божьей Матери или святых через молитву перед чудотворной иконой, стараются выразить свою благодарность, отдавая самое дорогое. То, что было ценно для человека, являлось неотъемлемой его вещью, которая была как бы частичкой самого человека (например, нательный крещальный крестик), приносится Богу как символическая жертва благодарения.
С уважением, священник Игорь Дудко.
***
– Батюшка, пишет р. Б. Лия, простите, наболело. Очень бы хотелось узнать, почему была напечатана и роздана по храмам молитва об Украине, почему мы, россияне, во всех наших храмах читаем молитву об Украине и молимся о мире в ней, а почему нет молитвы и почему мы не молимся в своих храмах о нашей России? Или нашей родине ничего не грозит, не грозит война и т.д.?
Лилия.
– Здравствуйте, Лия!
С давних пор, со времен святых апостолов существовала традиция, основанная на христианской любви – молиться за верующих, членов одной общины, находящихся в тяжелых обстоятельствах: болезнях, бедствиях, плену и т.д.
С последующим разрастанием Церкви Христовой, и с соответственным образованием новых христианских Поместных Церквей, получила распространение практика, существующая до сих пор, когда одна Церковь молится за другую, особенно в минуты острой необходимости духовной поддержки. Свидетельства данного межцерковного общения отражены в посланиях святого апостола Павла.
В связи с вышеприведенными фактами напрашивается встречный вопрос: «Как же мы можем не молиться за наших единоверцев, братьев по крови, бывших сограждан единого государства, претерпевающих страшные испытания?»
Что же касается общественной молитвы в храмах о нашей стране, то их вы можете услышать на каждом богослужении. В так называемой «мирной ектенье», возглашаемой дьяконом или священником в начале вечерни, утрени и литургии, есть специальное прошение, которое звучит так: «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся». Также подобное, отчасти дублирующее прошение, можно услышать и в сугубой ектенье: «Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».
Помимо этого, в православном богослужении существуют молитвы, которые священник произносит в св. алтаре тайно (не вслух). Среди данных молитвословий есть те, которые содержат воззвания к Богу как о стране нашей, так и о воинстве, и о народе её. Поэтому, как Вы можете понять, молитва за нашу Родину, за Россию, Церковью не забывается. Но, пока у нас не рвутся снаряды на улицах, не гибнут граждане тысячами от боевых действий, мы молимся «сугубо» за тех людей, среди которых это происходит, и которые это вынуждены как-то, с Божьей помощью, пережить.
С уважением, священник Игорь Дудко.
***
– В чем суть раскола, почему раскол — это грех? Объясните, пожалуйста, поподробнее, чтобы мне объяснить знакомым, которые ходят не в каноническую церковь.
Анна.
– Здравствуйте, Анна!
Вы просите рассказать вам подробно о том, о чем пишут книги и защищают докторские работы.
Церковь – это живой организм, объединенный единой Чашей с Телом и Кровью Христовой. Раскол — это отторжение части организма, которая, лишившись благодати единства и соборности, духовно умирает. Именно об этом пишет священномученик Игнатий Богоносец:
«Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего». Ему вторит св. Ириней Лионский: «Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань».
Более подробно на эту тему вы можете ознакомиться в труде митрополита Илариона (Алфеева) «Православие. Том 1» в главе «Единство Церкви. Тело Христово».
С уважением, священник Антоний Скрынников.
***
– Здравствуйте! У меня два вопроса, один вытекает из другого. Я давно верующий, крещеный с рождения, постепенно постигаю учение Христово с тех пор, как себя помню. И вот к чему пришел — у меня нет стремления разбогатеть, но это не устраивает мою супругу! Я работаю, получаю вполне прилично, но не могу купить квартиру, не могу купить машину, но вполне хватает на еду, на одежду, на отдых!
Да, при случае я, конечно же, не откажусь от работы с более высокой зарплатой, потому что у нас двое детей, ждем третьего, их надо растить, ставить на ноги — это все понятно! Но часто возникают споры с супругой, она иногда высказывается довольно резко в том плане, что если бы хотел, искал бы большую зарплату, что она хочет жить не в Московской области, а в Москве или хотя бы не больше получаса езды от Москвы, что она хочет машину, что хочет ездить за границу и пр.!
Я, в принципе, тоже этого хочу, но я не ставлю это самоцелью в жизни, ведь как сказал Иисус: «Нельзя служить Богу и маммоне». Я не лентяй, не тунеядец, но не всем же быть директорами, бизнесменами! Если Бог дает шанс — я его использую, конечно, и в карьере, и в деньгах, но я не стремлюсь к этому «любой ценой». И как быть?
И второй вопрос, который вытекает из первого: можно ли в молитвах к Богу просить о деньгах?
Вячеслав.
– Здравствуйте, Вячеслав!
Конечно, на Вас лежит ответственность за семью, за Ваших детей. Сменить место работы – это не грех, попросить у Бога помощи в поиске более высокооплачиваемой работы – тоже. Однако само по себе увеличение дохода не равнозначно счастью, ведь та сумма, которая вчера казалась достаточной для счастья, уже завтра может показаться сравнительно небольшой.
Поэтому, мне кажется, что в первую очередь Вам нужно молиться о единомыслии и сохранении мира и любви в Вашей семье. Именно этого Вам сейчас не хватает больше всего. Если Вы с супругой будете поддерживать друг друга, заботиться, согревать друг друга теплом своего сердца, то любые трудности перенести вам обоим будет легче, а любая радость будет радостней вдвойне.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.
Читайте также: