«Почему на физкультуре не был?» — «А я форму стирал». Учитель Александр Петухов
«Твоя сухая оценка может испортить жизнь»
— Часто школьная физкультура превращается источник страданий, она входит в топ нелюбимых предметов. Как думаете, почему?
— Мы же откровенно говорим?
— Конечно!
— Многое зависит от учителя. Есть учителя, часто это совсем пожилые люди, которые проводят уроки по шаблону. Побегали, попрыгали, пошли домой. Побегали, попрыгали, 10 минут поиграли в мячик, пошли домой. Естественно, детям это неинтересно.
Могу сказать, что в началке физкультура интересна всем. Дальше с детьми надо работать, причем с каждым классом индивидуально. Обязательно через шутки, через смех, добавлять игровые моменты — дети это любят. Даже в 11-м классе они все равно дети. Но здесь надо поймать, что им больше нравится.
Я ни в коем случае не говорю, что учителя плохие, но многие из них больше заточены на программу. Вот урок физкультуры, в классе есть полный мальчик. Учитель ставит ему тройки, потому что тот не выполняет нормативы. Но ребенок в этом не виноват. У него может быть такое питание, может быть сахарный диабет, а может быть просто такая комплекция. Такому же мальчику, если он ходил на мои уроки и старался, я ставил пятерки.
Но часто учителя говорят: «Не выполнил норматив — три». И что это дает? Конечно, потом физкультура превращается в нелюбимый урок. У моего друга Дениса Панкратова была кличка Пончик, потому что он был полный. По физкультуре он получал четверки. Но тренер его заметил, направил, и Денис стал многократным чемпионом мира и двукратным олимпийским чемпионом. Король баттерфляя! Если бы не тренер, Денис был бы уверен, что ему достаточно четверки.
Александр Петухов — учитель по физической культуре, тренер и мастер спорта по плаванию, наставник-просветитель.
— То, что физкультура иногда добавляет комплексов, — факт. У тебя что-то не получилось, над тобой пошутили одноклассники, а потом ты стал бояться заходить в зал.
— У меня с детьми был договор. Нельзя обзываться и говорить, что человек чего-то не умеет. Наоборот: молодец, получилось, лучший, сможешь, давай, не получилось сегодня — получится завтра. Я иногда делал так: ребенок пробежал норматив на четыре, а я говорил, что на пять. И ставил пять. Он уходил победителем. От меня же как от учителя не убудет, а на следующем уроке ты его видишь с горящими глазами, потому что он думал, что он хуже.
Проблемы начинаются, когда урок идет по стандарту. Мы открыли календарно-тематическое планирование — что у нас там сегодня? Бежим и прыгаем в длину. Завтра что у нас? А ведь это можно менять. Какая разница, сдашь ты завтра прыжок или пробежишь стометровку через три недели?
Как тренер я знаю, например, что такое человек после болезни. Ему надо физически втянуться. Я сам через это прошел. Плаваешь-плаваешь, у тебя великолепные результаты, но вдруг ты заболел. Через две недели возвращаешься, нырнул — и ты как топор, хотя ты мастер спорта. Тренер это видит: «Стоп, вот здесь спокойно плывешь, здесь прибавил, здесь убавил, на сегодня хватит, иди домой». На следующий день тебе дают нагрузку побольше, и вот ты уже опять мастер спорта. То же самое на физкультуре. А что дают нормативы?
— Что?
— Видите, у вас тоже одни вопросы. В школе об этом не спрашивают. Но есть физиология. Дети разные, тем более сейчас. Кто-то может быстро пробежать, но не может подтянуться, а кто-то может подтянуться, но не может пробежать. А как определить, кто из них лучше, кто хуже?
Но все равно нормативы должны быть, потому что это срез, как и контрольные по русскому, по математике, как МЦКО. Я считаю, что их можно спокойно сдавать в течение года, и ничего страшного, если кто-то не успел. Играют дети, а ты подошел к ребенку и сказал: «Пойдем, я сейчас могу принять у тебя норматив на скакалке».
— Классическая история: у ребенка лишний вес, но при этом он отличник, четверка в четверти по физкультуре вроде бы нонсенс. И вот идет классный руководитель беседовать, чтобы поставили пять.
— Я ставил. И мне кажется, что это нормально не только по физкультуре, но и по остальным предметам. Всего не охватишь, а для этого конкретного ребенка пятерка очень важна. Твоя сухая оценка может испортить ему жизнь, а оценка выше может дать толчок. Я всегда помню, что передо мной человек.
Не ты нашел этого ребенка, а к тебе его привели, чтобы ты в него что-то вложил. Для меня работать с детьми — огромная привилегия, потому что ты все равно привьешь им те вещи, которые считаешь правильными. А правильные вещи всегда направлены на созидание, а не на двойку.
— Может, всем тогда ставить не оценки, а зачеты?
— Знаете, я против. Будет ровно то же самое, просто другими словами. Пробежал от столба до столба за 10 секунд — зачет. За 15 — незачет. Мы поменяем название, а смысл останется.
«У меня кошка написала на форму»
— Физкультура для девочек — неловкая тема. Начались месячные, живот болит, заниматься не можешь, а учитель мужчина, признаться стесняешься. Знаю учителя, который считал, что девочки так пытаются отлынивать, и говорил: «Снимай, показывай». Как тут соблюдать границу между этикой и дисциплиной?
— Не представляю, как такое можно сказать девочке. Если девочка пришла без формы, мне все ясно. Я могу по-другому повернуть: пловцы плавают в «эти» дни. Но одно дело, когда ты спортсмен и у тебя есть цель. Если цели нет, вопрос закрыт, без проблем. Мы все люди, понимаем, что такое мальчик, что такое девочка. Мне кажется, это в первую очередь касается образования и воспитания самого учителя. Никто не вправе забывать про уважение ни на физкультуре, ни после.
— Но все равно велик соблазн заняться своими делами, домашку порешать.
— У меня все ребята бежали на урок и первым делом спрашивали: «А физкультура будет?» Особенно малыши в началке. Потому что им интересно.
В некоторых классах мальчики хотят играть в футбол, девочки — в волейбол. Возьми, раздели площадку. Мой последний класс обожал баскетбол, они ходили ко мне на ОФП. Я им сказал: «Ребята, я вами горжусь! За три года вы ни одно занятие не пропустили». Настолько они себя дисциплинировали, при том что я как тренер давал им тяжелые упражнения.
Моя политика — никогда не ругать. В этом нет смысла. Иначе ребенок будет закрываться. «Я сегодня забыл форму». — «Ну ладно, на следующий урок принесешь».
Зачем ругать? Он и так знает, что он без формы, а я еще должен его унизить? Я смотрю на душу.
Конечно, большие результаты будут только в том случае, если ты много работаешь. В свое время я плавал по 14 часов в неделю. Но на секции два раза в неделю или на уроке ребенок хочет ощущать себя спортсменом, и ему надо помогать: молодец, классно, получается. Даже можно включать элементы из большого спорта, это заинтересовывает. Ну а если пришел он сегодня без формы, ничего страшного не случится.
— Какие отмазки встречали?
— Из последнего самое смешное — про кошку. «Ты почему не был на уроке?» — «У меня кошка написала на форму, я ее стирал». Ладно, хорошо. Я не стал дальше копать, посмеялся. Но в основном говорят, что забыли. А под этим «забыл» ты понимаешь, что просто не хотел.
— Но санкции вы к ним не применяли.
— А зачем? Что я этой двойкой добьюсь?
— Дисциплину установите.
— Хорошо, родители посмотрели в дневник. «Почему двойку по физкультуре получил?» — «Форму не принес». — «Ну в следующий раз возьми». А без двойки я не могу так сказать? И зачем тогда ее ставить?
Двойки больше действуют на малышей: «Вы все пробежали на пятерки. Но так как вы кричите, я снижаю оценки на балл, уже у всех четверки». Они задумались. «Если вы не замолчите дальше в течение урока, всем будет два, я иду и ставлю в журнал». Они притихли. Но если ты сказал и не собираешься всерьез сделать, дети это чувствуют. Все равно надо в конце урока повернуть так, чтобы у всех опять были пятерки.
Еще я иногда, особенно в начальной школе, всех собирал вокруг себя. «Я сейчас задам один вопрос, а вы должны изо всех сил закричать “я”». Они удивляются, а я спрашиваю: «Кто чемпион?» И они: «Я-Я-Я-Я». Им так это нравится! И с этой улыбкой они потом ходили по коридору неделю. Ты идешь, ребенок на тебя смотрит: «Я чемпион?»
Последний момент всегда запоминается, в том числе на секции. У ребенка может быть тяжелая тренировка, но последние 3–5 минут ты ему даешь попрыгать с бортика, покричать, и он запоминает именно эти минуты.
— Это с маленькими. А с более старшими?
— Там все серьезней. Если делают какие-то силовые упражнения, помогаешь, хвалишь или говоришь про ошибки — но не так, что «у тебя ничего не получается», а подсказываешь, как исправить, чтобы было лучше: «Ты можешь, но здесь надо приложить больше усилий». И это работает, они хотят попробовать, им интересно. Плюс они знают, что я мастер спорта, я для них авторитет, и они соглашаются: «Да, я попробую, хорошо».
С девчонками по-другому, смотря какой возраст. В 8–10-х классах начинаешь рассуждать: «Ты же смотришь фильмы, у тебя наверняка есть какой-то идеал». Как правило, это спортивная фигура. «Ты же туда будешь стремиться? Тогда зачем тебе столько ждать, чтобы устроиться на работу и платить деньги за фитнес? Ты можешь начать сейчас». Не говорю, что это всегда работает. Все равно есть дети, которые не хотят, и все тут.
— Как думаете, почему дети, подростки не хотят следить за физической формой, за внешностью?
— Наверное, зависит от социума, в который они нырнули. Но очень влияет, когда мальчики обращают внимание на девочек, которые начинают заниматься. Вот она была немножко полная, а потом вытянулась, фигура стала более спортивная, и мальчики на нее заглядываются. Она это чувствует, и ей нравится, она занимается еще больше.
У меня училась девочка, которая ходила сгорбленная, в черных балахонах. Я ей сказал: «Знаешь, мне кажется, тебе бы так подошли платья и юбки!» И однажды она приходит в платье. Я при всем классе говорю: «Вау! Тебе так идет!» И мальчики поддержали. Больше в школу она ни разу не надела балахон. Коллективизм — он все равно влияет. Но такие моменты учителю надо контролировать, потому что коллективизм бывает разный, иногда он может уйти в сторону буллинга.
«Заставлю пробежать десять кругов, что это даст?»
— Все обязаны выполнять одну и ту же программу, но подходит она не всем. Когда мы с классом бегали вокруг школы, некоторые под конец умирали. Почему бы не идти от индивидуальных особенностей ребенка?
— Я смотрю как тренер, потому что физиология правда разная.
С бегом вообще надо быть очень аккуратными, особенно со старшими классами, когда половина ребят курит — у них могут быть проблемы с сердцем.
Бегут они километр. Я понимаю, что тяжело, и говорю перейти на шаг. Для меня достаточно, что одни пробежали шесть кругов, а остальные — три и еще три прогулялись.
Или один ребенок пробежал шесть кругов, потому что он хотел этого для себя. А девочки хотят только два. Почему бы и нет? Ну заставлю я пробежать десять, что мне это даст? Это я могу спортсменов тренировать через не могу, потому что иначе они ничего не добьются. А со школьниками… Если они принесли форму, это уже победа учителя. К тебе, особенно старшеклассники, пришли в форме, им интересно! Их мало чем физически можно заинтересовать.
В программе я смотрел только разделы. Вижу — сегодня гимнастика. Могу пойти по гимнастике, могу не пойти. И для многих учителей физкультуры планирование — это просто планирование. Гимнастика, хорошо. В гимнастике есть тесты. Не сдадут сегодня, сдадут завтра. Я бы добавил в программу больше игровых моментов, подвижных игр, потому что их не хватает.
— Думаю, у любого учителя физкультуры были ситуации, когда приходилось хвататься за голову. Чего можно ожидать на уроке?
— Есть такие дети, от которых ожидать можно чего угодно. Вот мальчик вдруг бросил мяч в лицо девочке. Ему так захотелось. Тебе остается только поговорить с ним и заставить просить прощения — именно заставить. К мальчиками у меня более жесткий подход. Конечно, ты пытаешься объяснить, но иногда видишь, что он или она не понимает, что произошло.
Однажды у моего напарника в началке ребята прыгали с места в зале. Мальчик прыгнул метр и сломал ногу.
— Чья ответственность?
— Вопрос двоякий, потому что травма может быть буквально на пустом месте. Тогда вызвали скорую, мама оказалась адекватной. Мы же не можем предусмотреть все.
Если ты знаешь свои классы хорошо, какой-то можно оставить на пару минут, ничего не случится.
Малышей никогда нельзя оставлять. Им даже играть в вышибалы нельзя вместе, мальчиков и девочек приходится разделять.
Со старшими индивидуально. Но за все время работы в школе я ни разу не вызвал классного руководителя, чтобы он пришел, воспитал и пожаловался родителям. Меня как классного руководителя несколько раз вызывали.
Все зависит от учителя, его авторитета, его подхода. Иногда можно даже прогнуться под детей. Они приходят на урок, размялись: «Давайте сегодня поиграем?» — «Ну ладно, сегодня давайте». Ты как будто бы проиграл, но в их глазах ты выиграл. И когда в следующий раз они попросят, я откажу, и они не обидятся: они уже знают, что это манипуляция.
— Кем из своих школьников вы гордитесь?
— Я горжусь каждым. Они же не спортсмены. Я понимаю, что для каждого из них физкультура — определенный барьер по преодолению себя. У меня есть мальчик, который начал ходить на ОФП, мы занимались баскетболом. Он старался, пыхтел, у него не получалось, но он все равно ходил, и он моя гордость, причем не только в спорте.
Расскажу историю. Он ругался матом, и даже во время уроков это проскакивало. А я всегда со своим классом обедал, хотя учителя меня сначала критиковали, потому что есть отдельный стол. Я пришел на обед и думаю: как же исправить? Говорю: «Сегодня тебе задание. В семь часов вечера я буду звонить по видеосвязи, обязательно должна быть мама, и ты будешь при нас писать сочинение, как ты провел сегодняшний день. Но только матом. Ни одного нормального слова использовать нельзя».
Он знал, что я не шучу. «Будешь еще ругаться?» — «Нет». Больше я мата от него не слышал. Может быть, он ругался на улице, но не в школе. Сработало? Сработало. Формула? Нет. Каждый ребенок — это личность. Иногда можно сыграть коллективом, а иногда к каждому ищешь подход.
Один раз позвонил маме девочки: «Знаете, мне кажется, что ваша дочь начала курить». — «И что мы будем делать?» Что мы будем делать? Я же не ее папа! Но я пообещал, что в школе она курить не будет. Подозвал, она призналась — у меня с детьми доверительные отношения. «Давай договоримся, что в школе — нет. Вне школы — твое дело. Но помни, что все плохое дается легко. А для хорошего нужны усилия. Сделай усилие для чего-нибудь хорошего». И она сейчас не курит.
Характер и плавки под краном
— Какой должна быть физическая нагрузка школьника? Хватит ли физкультуры или надо заниматься дополнительно?
— Обязательно идти на секцию, потому что физкультуры не хватает, особенно если класс большой — тогда ты с детьми практически ничего не успеваешь. Есть классы, где все сразу хорошо, а есть классы, которые надо долго успокаивать, они все будут делать спустя рукава. Можно делать упражнение сто раз, и оно не даст эффекта, а можно два, и ты утром проснешься, у тебя все будет болеть — зависит от техники выполнения.
Ходить в секции, я считаю, обязательно минимум три раза в неделю.
Меня часто спрашивают, сколько раз надо ходить, чтобы научиться плавать. Вы представьте, что вы хотите раз в неделю. Плавание длится 45 минут. Проходит девять месяцев — как правило, столько длится плавательный сезон, потом бассейн закрывается на слив. Три часа в месяц. Добавим праздники, театры, болезни. Останется примерно 22 часа. Но у вас в голове девять месяцев, и вы мне предъявляете: «Девять месяцев, а я плавать не научилась». И я родителям объясняю, что какой бы я супертренер ни был, я не научу вас плавать за 22 часа.
— А если у ребенка нет интереса к спорту? Принуждать?
— Я не верю, потому что вы точно найдете тот вид спорта, который ему понравится. Хоть пинать мяч, бегать и прыгать во дворе. Может быть, скалолазание, пейнтбол, лошади — ищите.
Как-то я проводил тренировки по синхронному плаванию, ждал свою группу, и одна мама говорила, что ее дочь не хочет заниматься, плачет. Я предложил попробовать пятиборье. Мама удивилась. И сейчас девочка входит в юношескую сборную по пятиборью, до сих пор благодарит. Последний раз написала: «Если меня будут показывать по телевизору, я обязательно скажу, что вы мой первый тренер».
— Если выбираем плавание, то чем оно полезно?
— Мы развиваем все группы мышц сразу, нагрузка очень мягкая. Тренируем координацию — сейчас у детей с ней проблемы. У нас при ходьбе основная нагрузка падает на позвоночный столб, а в плавании мы ее снимаем. Плавание полезно для сердечно-сосудистой системы, для легких. Это спорт не травмоопасный. Как правило, дети любят воду. И если твой ребенок умеет плавать, ты на курорте освобожден. Плюс это недорого, не надо покупать хоккейную форму за полмиллиона. Ну и ко всему прочему ты учишься дисциплине, закаляешь характер.
— А вам пришлось закалять характер?
— Через не могу приходилось делать очень много. В детстве я мечтал заниматься футболом, но у меня было плоскостопие, болели ноги. Мама отвезла меня к врачу, и он сказал: «Лет до 12 сможет терпеть, а потом, когда начнутся серьезные нагрузки, надо будет или делать операцию, или уходить».
А мной заинтересовался тренер по плаванию. Меня уговаривали так, что даже приехали все родственники. Я не хотел плавать, но меня переубедили, и в семь лет я пошел в спорткласс, с этого момента и до сих пор — мне 50 лет — я плаваю. В 22 года я стал тренером.
Но в детстве до обмана доходило. Тренировки были утром и вечером. Мама проверяла: если плавки висят на батарее, значит, я занимался. И я делал так: на первую тренировку сходил, пришел из школы домой, на вторую не пошел. Сотовых не было. Плавки — под кран. «Ты был на тренировке?» — «Да, был». Но тут по городскому телефону звонит тренер: «Почему ваш сын не был на тренировке?» И я, конечно, получал.
«Все, чему я заставляю, я прожил сам»
— Мы привыкли, что тренер может и должен быть жестким. А учитель физкультуры? Что он может себе позволить, а что нет и где грань?
— Тренер более сближен с детьми. На физкультуру дети могут ходить не из-за того что хотят, а из-за того, что надо. А на тренировки ходят, потому что хотят. В школе я не пойду и получу два, а здесь я не пойду и не стану чемпионом. На тренировках путь обычно такой: сначала нравится, потом заставляют родители, потом они поддерживают, а потом тебе не нужны стимулы, потому что ты уже знаешь цель, тебе нужен только тренер. Ты сам будешь идти на тренировку, потому что перерос и знаешь, что без тренировок на вершину не попадешь.
— Никогда не чувствовали себя тираном?
— Все, чему я заставляю, я прожил сам. У меня серьезные тренировки, и я до кончиков пальцев понимаю, как детям тяжело. Я их хвалю, потому что помню себя на их месте: я плыл и ругался. Но если бы мой тренер не был таким жестким, я бы не стал мастером спорта.
У меня был период, когда тренировки вела женщина, и она со мной не справлялась. Она мне говорила: «Плывем такое-то задание», а я отвечал, что не поплыву. Она меня терпела, пока не появился мужчина-тренер.
— Вы хотели стать учителем?
— Так вышло. На родительских собраниях собраниях я выступал как учитель, тренер, классный руководитель и еще как папа — у меня двое сыновей. Я так и говорил: «Сейчас я с вами буду разговаривать как отец. А сейчас мы переключаемся, скажу вам как классный руководитель. А сейчас могу сказать как тренер». Но я всегда хотел быть тренером, им и остаюсь.
— Еще есть модное слово «наставник», вы себя называете наставником-просветителем. Что это значит?
— Наставником может быть любой значимый человек — не тот, кто учит чему-то предметно, а тот, кто проживает с тобой фрагмент твоей жизни. Тренер в этом смысле к наставнику ближе, чем учитель. У меня из группы половина ребят в школе имеют «неуд» по поведению, но на тренировке они послушные. Могут рассказать, что у них случилось в жизни, попросить совета, обсудить, а ты их выслушаешь и поймешь. Это и есть наставничество.
На днях ребята, у которых я был классным руководителем с 5-го по 8-й класс, пригласили меня на футбол, купили мне билет. Они уже знали, что я увольняюсь из школы (Александр Пастухов уволился из школы в конце сентября 2024 года. — Прим. авт.). Я им сказал, что Иисус был с учениками три года и Он везде их называет учениками, а когда уходил, назвал друзьями. Я своих ребят тоже назвал друзьями, и это больше, чем ученики. Поняли, не поняли — не знаю. Но знаю одно, что три года — это достаточно.
Фото: Юлия Иванова