Если провести аналогию с государством, то действия Фанара — это государственный переворот с привлечением (и под давлением) внешних сил.
Представьте себе конфедерацию с 15 равноправными лидерами, каждый из которых суверенен в своих пределах, а вопросы, касающиеся всех, они решают сообща. Теперь представьте, что один лидеров конфедерации объявил себя абсолютным диктатором, который может делать по отношению к остальным все что хочет, они же не имеют никакого голоса. Именно это и происходит на наших глазах.
Патриарх Варфоломей объявил себя “первым без равных”, затем, чтобы не оставить надежды на то, что это просто пышный титул, начал демонстративно действовать как единоличный диктатор, который может принимать решения, касающиеся других Поместных Церквей, безо всякого согласования с ними и даже против их ясно заявленной воли.
Аналогия с притязаниями средневековых пап не только напрашивается, но и прямо проводится, причем не только критиками Фанара, но и его сторонниками. Например, в статье богослова Константинопольского Патриархата Элпидофора Ламбриниадиса “Ответ на позицию Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви” утверждается, что “Долгое время в истории Церкви Первоиерархом был епископ Рима. После того, как евхаристическое общение с Римом было прервано, каноническим Первоиерархом Православной Церкви является архиепископ Константинопольский”. То есть Патриарх Константинопольский фактически заступает на место Папы, с которым “утрачено общение”.
Но ведь само это общение как раз и было утрачено из-за того, что православные отклонили притязания Папы на единоличную власть в Церкви — те самые притязания, которые сейчас выдвигает Патриарх Варфоломей. Если мы признаем тезис, которую провозглашает Константинополь — у вселенской Церкви должен быть первоиерарх — то притязания Римского Папы выглядят гораздо лучше обоснованными, и остается совершенно непонятным, почему нам следует покориться сомнительной копии папства, когда есть гораздо более убедительный оригинал. И почему тогда сам Константинополь не покоряется Риму?
Заметим при этом, что сам Римский Папа обычно избегает действовать с такой грубостью.
Притязания Константинополя выглядят неубедительными и потому, что долгое время он признавал канонические права Московского Патриархата — и признавал митрополита Онуфрия единственным законным главой Церкви на Украине.
И здесь мы подходим к самой бросающейся в глаза проблеме, связанной с действиями Фанара — проблеме этической.
По чьей просьбе Фанар начал процесс предоставления автокефалии? По просьбе светских властей Украины, о чем было прямо заявлено. Уместно ли это с точки зрения канонов? Каким образом можно создавать церковную общину по просьбе светских властей, представленных, в значительной мере, неправославными людьми? Как люди вообще не принадлежащие к Церкви — даже формально — могут создавать церковные структуры? Это полный абсурд с церковной точки зрения. Но с точки зрения светских законов это тоже абсурд — формально Украина это демократическое светское государство, которое не может вмешиваться в дела религиозных общин.
Может ли человек, участвующий в грубом беззаконии — и с церковной, и с гражданской точки зрения — претендовать на роль первоиерарха всего Православного Мира?
И и это беззаконие не является просто нарушением каких-то формальностей. У него есть конкретная пострадавшая сторона. Это Украинская Православная Церковь во главе с митрополитом Онуфрием, которого Патриарх Варфоломей еще недавно признавал — а теперь перестал. Светские власти не скрывают, что их цель — подавление УПЦ (МП), которую Президент Порошенко называл “щупальцами врага”, помощник министра внутренних дел Зорян Шкиряк “упырями, которые должны убираться с Украинской земли”, или вот, совсем недавно Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что “Московскому Патриархату вообще нечего делать в Украине, потому что это каноническая территория Вселенского Патриархата, а УПЦ МП с исторической точки зрения основана на нарушении канона и является результатом узурпации”
Крики “геть московского попа”, фантастические обвинения в создании “складов оружия” или прямые призывы к убийствам (как, например, на сайте “миротворец”) это часть той атмосферы ненависти и преследований, в которой живет Церковь на Украине.
И Константинопольский Патриархат недвусмысленно стал на сторону гонителей Церкви. Как можно считать союзника гонителей Церкви пастырем — не говоря уже о том, чтобы признавать его Первоиерархом всего мирового Православия?
Получение “томоса”, как это совершенно ясно, вызовет волну переделов церковного имущества — раскольники постоянно и открыто говорят о желании заполучить Киевскую Лавру, да и обычные храмы будут передаваться новосозданной фанарской структуре по той же схеме, которая уже вполне отработана при захвате храмов “Киевским Патриархатом” — с привлечением громил из “правого сектора”.
Любой передел собственности, когда группу А выгоняют из помещений и передают их группе В — это тяжелый, уродливый конфликт. Когда помещения имеют важное символическое значение — тем более. Когда государство не справляется со своей обязанностью поддерживать порядок, как в России начала 1990-тых или сегодняшней Украине, и конфликты разрешаются с применением прямого негосударственного насилия, и уродство ситуации выходит за пределы всякого контроля. Когда сцена полна громил, открыто, и без возражений со стороны государства, желающих членам группы А смерти — насилие, увы, уже имеющее место, приобретет большие масштабы.
В этой ситуации поддерживать проект автокефалии, который неизбежно обернется хорошо известными последствиями — значит поддерживать масштабное насилие против Церкви и становиться в один ряд с громилами.
То есть мы имеем дело не просто с узурпатором — но с узурпатором, который уже употребляет имеющиеся у него возможности ко вреду Церкви и помощи ее гонителям.
Это очень печальная ситуация — и было бы бессмысленно преуменьшать ее серьезность и, скажем прямо, трагичность. Но мы знаем, что врата адовы не одолеют Церковь — и тем более ее не одолеет Порошенко, Байден или Патриарх Варфоломей.
Когда некий человек претендует на духовную власть над вами — вы можете либо принять ее, либо отвергнуть. И принимать над собой власть такого человека, как Патриарх Варфоломей — было бы глубоко неправильно. Как сказал Апостол, “вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков” (1 кор.7:23)