Человек смертен. Это следствие первородного греха. В таинстве крещения мы «снимаем» первородный грех. Почему же человек остается смертным? Наталья
Отвечает Алексей ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской духовной академии:
— Уважаемая Наталья! Ваше недоумение понятно. Мнение, будто бы крещение «снимает» первородный грех, попало к нам из католического катехизиса. Духовные школы в России появились только в XVII веке, когда большинство святоотеческих книг еще не было переведено на русский язык, и составители учебников обратились в первую очередь за опытом к католическому и протестантскому богословию, многое заимствовав оттуда некритически. В частности, была усвоена и католическая мысль о том, что первородный грех — это виновность всех людей перед Богом за грех прародителей Адама и Евы и что эта виновность снимается только в крещении. Но это учение противоречит и Священному Писанию, и элементарной логике жизни. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: «Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18, 19-20). Очевидно и другое, что даже по нашим грубым человеческим моральным нормам дети не несут ответственности за преступления своих родителей.
В Православии, исходя из учения святых отцов, под первородным грехом (который они называют наследственной порчей, первородным повреждением, а не грехом) подразумеваются возникшие вследствие греха прародителей смертность, тленность и подверженность страданиям нашей человеческой природы. Это первородное повреждение распространяется на всех людей, оно стало природным свойством, и никакое таинство не может изменить нашу природу. И в крещении происходит не уничтожение этих свойств нашей природы, а рождение, точнее, получение семени духовно нового человека. Это очень точно выразил святой Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия… кается… в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя» (взращивание которого требует от человека соответствующей христианской жизни). Однако это происходит только при условии, что человек принимает Крещение с верой и покаянием. В противном случае никакой пользы от Крещения не бывает. Преподобный Марк Подвижник пишет: «Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении; неверным же и зловерным и по Крещении не дается».
Как пережить утрату?
Недавно умерла жена. Прожили вместе 15 лет. Вместе воцерковлялись. Умом понимаю, что она перешла в иной, лучший мир, отмучилась, так как была серьезно больна. Но в душе немой протест — ведь ближе ее у меня никого не было. Как примириться с действительностью и не сойти с ума от этой утраты? Алексей
Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края:
— Дорогой Алексей! Прежде всего, просто по-человечески — примите мои соболезнования. Шутка ли — жена. Все равно что часть тела отрезать: болит…
«По-человечески»… Человеки мы все разные. И у всех разные человеческие средства, как утишить боль. Друг или родственник — посочувствует, попытается развеять печаль. Тут способов много — от прогулки по лесу и похода в концертный зал до распития водки. Врач-психотерапевт посоветует успокаивающие лекарства или какие-нибудь психотехники. Посторонний скажет: «Время лечит…» Что же скажет христианин?
Муж и жена, как сказано, — единая плоть. Но человек ведь не только плоть, он еще и дух. Банальные вроде бы слова, всем знакомые (тем более вам, поскольку вы упомянули о своем воцерковлении)… Знакомые, да не совсем.
Духовная жизнь — это жизнь реальная. Почему она нас порой не утешает в минуты испытаний? Да потому что она нам малознакома. Знать-то мы о ней знаем, да только не живем ею, или только думаем, что живем… В ваших словах есть характерная проговорка: «умом понимаю», «не сойти с ума»… Нередко случается, что представления о духовной жизни затрагивают только наш ум. Для нас это просто информация, более-менее эмоционально подкрашенная. А бывает, увы, тоже нередко, что мы живем духовной жизнью только в мечтах… Почему я сейчас об этом говорю? Все очень просто. Внешние признаки обычно сами говорят о внутренних причинах, их вызвавших. Например, когда у человека высокая температура и насморк, это скорее всего свидетельствует о простуде. А если, проводив ближнего в вечную жизнь, к Богу (любимому, заметьте, Богу), мы все же очень сильно убиваемся, можно предположить, что «вечная жизнь» для нас — приблизительное понятие, а не сама реальность, в которой мы уже живем, как уже в ней живет воскресший и живой Христос, а во Христе — Его Церковь.
Простите, если мои слова причиняют вам боль. Я вовсе не хочу сказать, что тосковать грешно, что надо «меньше переживать»… Меньше не получится. То, что болит, все равно выболит. Но я хочу подчеркнуть: от отчаяния, в которое часто ввергает нас разлука с любимым человеком, плоть не спасет. Плоть, то есть «естественное», не утешит, не даст вам возможности снова прикоснуться к жене, общаться с ней. Пока что, до всеобщего воскресения, которого мы чаем, к ней можно прикоснуться только духом. Надо стать более духовным, чем плотским, стать выше плоти, надо стать человеком. Об этом все христианство. Именно для того, чтобы быть ближе к Богу не в воображении, а реально, чтобы измениться самому, — все в Церкви, от малой свечки и краткой молитвы до реальности приобщения ко Христу через Его Тело и Кровь.
Так что тренируйте свой дух. И помните: то, что невозможно человеку, возможно Богу. Когда придет к вам Дух Святой, Утешитель, все изменится. Как именно — объяснить словами невозможно, это не человеческое деяние, а Божие. Когда это с вами случится — верю, что случится, если вы действительно любите и жену, и Бога, — вы сами все поймете. А пока делайте все, чтобы Дух Святой смог прийти. Очищайте сердце покаянием. Причащайтесь Святых Тайн Христовых. Перечитывайте Евангелие. И просите у Бога в молитве, сколько есть сил, о том, чтобы стать подлинным человеком, духовным. Чтобы через страдания, постигшие вас сейчас, увеличилась в вас любовь, окрепла вера. Чтобы опытом, а не из книг, узнать, что такое жизнь вечная и радость во Христе. Чтобы смерть, которая так гордится своим всевластием над живущими, перестала иметь над вами какую-либо власть. «Где дух Господень, там свобода».