Какое счастье, что ты пришел
Знаете, что всегда радует мою душу? Когда утром в воскресенье, по дороге в храм, я встречаю на автобусной остановке людей, которые также едут в церковь. Их всегда немного – ведь это очень ранний час, шесть утра, воскресенье… Особенно отрадно встречать их зимой, когда холодно.
А еще всегда радостно, когда люди заходят в храм поставить свечку. Когда я, повернувшись к молящимся в раскрытых Царских вратах, говорю «Мир всем!» и в этот момент вижу, как двери храма также открываются и входит человек, берет свечку, зажигает ее перед иконой, вознося молитву.
И еще – когда человек подходит взять просфору.
Для чего все это я говорю сейчас?
Помню, одному человеку, пришедшему на службу, я так и сказал:
– Какое счастье, что ты пришел! Так радостно видеть твою ревность, твое усердие, смирение и подвиг!
Ведь это на самом деле труд и подвиг – когда жертвуешь своим комфортом, уютной теплой постелью (а летом наоборот – прохладой кондиционера), чтобы пойти в храм.
А этот человек сказал мне в ответ:
– Что вы, отче! Я столько грешу и никак не могу исправиться! Вы же знаете!
– Но это твоя борьба, – ответил я. – Усилие, которое ты делаешь над собой – это твоя десятина, твоя жертва.
Действительно: ты встаешь и идешь в церковь, хотя так хочется поспать подольше; или невзирая на летний зной, когда вообще невозможно ни о чем думать. А может быть, накануне ты поздно лег – но тем не менее все равно встаешь и идешь в храм. Это – твоя жертва, и она очень значима, очень ценна.
С этого момента решение вопроса о твоем спасении целиком в руках Бога. И Он непременно дарует тебе эту возможность и пошлет благодать и силы для дальнейшей борьбы, для смирения. Он даст возможность измениться, избавиться от страстей, терзающих тебя; Он снимет все твое напряжение, поможет перестать ругаться и больше любить. Когда? Он знает, когда. Мне это неизвестно. Может быть, уже сегодня, может быть – завтра или через несколько дней, месяцев… Бог знает.
Но то, что ты делаешь, твои поступки – это очень важно. Это твоя борьба, твой подвиг, и ты здесь соработник Бога.
«Господи, я тоже вношу свою лепту в великий замысел спасения моей души. У меня нет ничего особенного, у меня вообще ничего нет. Я могу дать Тебе только свое благое намерение, благое произволение и – немного усердия. Только это».
Снова и снова возвращайся к Богу в объятия
Святые мученики отдавали за Христа свое тело. Их убивали, мучили – отрубали руки, ноги, бросали в огонь, негашеную известь, резали, вешали… Тысячи пыток! В те времена такое практиковалось. И Господь попускал такие страдания, кровь и слезы…
Мы сегодня другие христиане, гораздо менее серьезные. Но и сегодня Господь смотрит на наш труд. Сегодня Он не призывает нас проливать за Него кровь (по крайней мере, пока – не знаю, что будет потом). Сейчас Богу не нужно от нас что-то исключительное, чрезмерное и героическое, как бывало, когда люди отдавали за Него жизнь.
Ему нужно совсем немного. И я вижу, что вы даете Ему это. Прекрасно, молодцы! Потому я и не ругаю вас на исповеди – просто не могу! Ведь одно дело, когда человек грешит, а другое – когда не хочет прилагать даже малейших усилий. Грех свойственен всем людям. Но если при этом нет усердия – это действительно проблема.
А вы стараетесь. И старайтесь дальше! Прилагайте усилия. Появляется искушение – борись. Старайся, напрягайся, двигайся вперед, борись – а не соглашайся с легкостью на грех. Поборись немного!
Пусть в итоге ты не сдержишься, пусть не справишься, начнешь кричать, ругаться и нервничать – все это можно понять.
Но продолжай пытаться – снова и снова. Снова и снова возвращайся к Богу в объятия, и Он скажет тебе: «Я опять прощаю Тебя! Опять забываю, опять люблю, опять помогаю стать лучше. Мне достаточно видеть, что ты стараешься, прилагаешь усилия. Пусть и чуть-чуть».
Но если даже чуть-чуть стараться не выходит – как же быть?
Если ты не подчинишь свое «я», то начнешь сам ему подчиняться
Расскажу вам одну историю из Патерика. Читаете Патерик?
Один человек пришел к Антонию Великому за советом: как лучше подвизаться. И святой сказал в ответ:
– Пусть твоим подвигом будут такие-то молитвы – в такое-то время суток.
– Не могу, отче!
– Не можешь? Хорошо, тогда каждый день читай Евангелие.
– Нет, не могу!
– Ну, тогда делай по два-три поклона.
– Но это очень трудно, у меня больная спина!
– Тогда подавай милостыню.
– Нет денег.
И тут святой Антоний сказал монаху, находившемуся поблизости:
– Свари этому человеку каши, он болен!
Не можешь того, не можешь этого… Что ты вообще можешь? Ты болен, дорогой мой? Говорю тебе одно – это трудно, говорю другое – невозможно.
Я не требую от тебя подвигов. Не настаиваю, чтобы ты ехал на Афон и жил там, подвизался пятьсот дней в году. Там редко когда едят растительное масло, по нескольку дней вообще воздерживаются от пищи или едят раз в день; постоянно кладут поклоны – а Великим постом и вдвое больше. А ты – что ты делаешь? Ходишь в храм?
Я начал с этого, потому что ходить в храм легче всего. Вложи свою частичку подвига, делай хоть что-то – понемножку.
Никто не упрекает тебя в том, что ты не совершаешь ничего великого или сложного. Но пусть Господь видит, сын мой, хотя бы твое расположение, благое произволение, хотя бы немного любочестия с твоей стороны!
Как учил старец Паисий: «Немного любочестия, дитя мое!»
Покажи хоть что-то. Перестань постоянно себя оправдывать: «Не могу, не успеваю…» Хорошо, сегодня не смог. А когда сможешь? В следующее воскресенье сможешь? «Ну, не знаю, может быть». Ты понимаешь, что на самом деле тебе просто не хочется делать над собой усилие? Но если ты не подчинишь себе свое «я», то начнешь сам ему подчиняться. И когда это произойдет, тебе будет очень тяжело, жизнь станет кошмаром, беды обрушатся на твою голову… Забудь свое «я», чтобы обрести Господа. Забудь, и тогда непременно снова найдешь его – знаешь, где? В объятиях Бога. Нравится такая мысль? Я «украл» ее у старца Паисия. Если забудешь свое «я», то найдешь его в объятиях Христа.
Забудь свое «я», и тогда обретешь его в любви Христовой. Вся твоя жизнь изменится. Перестань думать целыми днями о себе – так ты распускаешь себя. Ты боишься малейшего дискомфорта, малейшего затруднения – боишься не выспаться, устать, замерзнуть… Постой, но ведь впереди – столько счастья! Бог дарует нам рай! Дарует – значит, что бы ты ни делал, награда все равно достается даром. Но нужно хотя бы протянуть руки навстречу дарам Господа. Твой подвиг состоит именно в этом – распахнуть объятия, чтобы дать Богу возможность одарить тебя.
Если человек все равно падает, не нужно его «добивать»
Помните, мы говорили, что наша передача – как для тех, кто живет в подвиге, так и для тех, кто нет. Нас слушают и новоначальные, кто только вступил на этот путь, и те, кто постоянно подвизается. Однако подвижникам следует еще больше подвизаться – чтобы иметь смирение среди своих многочисленных подвигов. Для этого необходимо добавить еще один подвиг, а именно: молиться за тех, кто не подвизается.
Представляете, какое этот смирение – бодрствовать, молясь, к примеру, о тех, кого мучает бессонница, кто не может заснуть! И при этом не завидовать тем, кто уже спит, а говорить: «Господи, я бодрствую, молясь Тебе – по два, три часа ночью, – но прошу Тебя: даруй спокойный, мирный, сладкий сон тем, кто сейчас хочет заснуть и не может». Это великий подвиг – подвизаться, но с любовью к другим. Так в подвиге будет любовь и единство со всеми, а не самодовольное чувство собственной уникальности, когда человек думает: «Я не такой, как все! Я особенный – а может быть, и вообще уже слегка святой…»
Как правильно относились к подвигу святые отцы! У них была огромная любовь, смирение и простота по отношению к другим. Например, авва Пимен, столп подвижничества. Его молитва была поистине огненной. Когда он воздевал руки, люди видели, как его пальцы превращаются в языки пламени, излучая свет. Все его тело принадлежало молитве. Огненной молитве! И вот однажды, когда авва Пимен присел немного отдохнуть, он увидел, что монах рядом вот-вот заснет. И святой не стал толкать, будить его («Просыпайся, ты же христианин! Просыпайся же!»), а положил его голову себе на плечо, а затем и на колени.
Знаешь, для чего? Чтобы уставшему монаху было удобнее спать. И после этого он начал молиться вдвое сильнее – за себя и за спящего. Красиво? Да. И добавить нечего. Это называется благость. Человек строг к себе и снисходителен к другим. Снисходителен не в том смысле, что призывает всех расслабиться, говоря: «Это не грех, ничего страшного, делайте что хотите, грешите спокойно». Я вовсе не это имею в виду. Думаю, вы понимаете, о чем я. Бывает, что люди понимают что-то неправильно – говоришь им одно, а они слышат другое. Но мне кажется, вы всё верно понимаете.
Именно потому я и говорил, что важно быть честным по отношению к себе. Честный не тот, кто говорит: «Аборт – это не грех! Прелюбодеяние – не грех! Куришь – ничего страшного!» Это не честность, а духовная расслабленность и стирание границ – когда нигде нет ничего плохого и все можно. Я так не говорю.
Я говорю, что если ты видишь, как человек, после всех стараний, все равно падает, не нужно его «добивать». Нужно показать любовь к нему, снисхождение, сострадание, понимание.
Это и есть настоящая аскеза, подвиг, приношение себя Церкви.
А мы что делаем? Ничего! Воздеваем руки и хвалимся: «Господи! Когда Ты оделял всех Своими дарами, мы не зевали, вот нам и повезло!» Сразу вспоминаю, как один ученик пожаловался мне:
– Когда Господь раздавал людям ум, я все прозевал!
– Неправда, – возразил я. – Ты ошибаешься. У каждого есть свои таланты, и каждый может добиться успеха. Ты тоже умный. Может быть, у тебя не получается решать сложные задачи, поэтому ты не станешь ученым, физиком, математиком, но аттестат получить ты сможешь. А затем поступишь в какой-нибудь вуз и успешно его окончишь. Найди в себе талант.
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Правмир»