Я не побоюсь этого слова — «всё». Весь привычный строй жизни, когда день обыкновенного человека был построен вокруг одной очень простой вещи — трапезы. Совсем не зря Ювенал, описывая стремления римского гражданина, ограничивается двумя словами: «хлеба и зрелищ». Более того, отнюдь не случайно хлеб стоит на первом месте. Большинство христиан не умели читать, не имели доступа к интеллектуальному досугу, почти не обладали доступом к развлечениям (тем самым дорогим и редким «зрелищам» в театрах и на стадионах). Они в прямом смысле работали, чтобы есть.
А еда была дорогой: мясное быстро портилось без холодильников, в неурожайный год даже хлеб был почти на вес золота. Прекрасно ту реальность иллюстрирует исторический памятник «Эдикт Диоклетиана о ценах», в котором количества денариев, что за день зарабатывал пекарь (весьма и весьма престижная профессия), едва хватало на покупку курицы. Именно поэтому время поста со множеством телесных и пищевых ограничений касалось самого главного нерва жизни тогдашнего христианина — его быта и питания. Сколько угодно можно было в воскресный день призывать перечитать Евангелие, но эта проповедь осталась бы неисполненной, и вовсе не по нерадению! Просто около 95 прихожан из ста не умели читать. И они приносили Господу в жертву именно то, что могли.
Многое ли изменилось? Попробуем подумать. В Прощеное воскресенье мы слышим в Евангельском зачале, что читается за службой: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Нам кажется, что сердце наше в Боге? А давайте попробуем себя ограничить в самом простом: не поесть пару дней любимой еды, отказаться от интернета или развлечений. И обязательно окажется, что наше сердце уже тоскует по вполне насущным и земным вещам.
Так что же тогда пост? Выходит, что ничего не поменялось и нам достаточно ограничивать себя в пище, как делали христиане древности? Мне кажется, всё куда сложнее, и я попробую объяснить свою точку зрения.
Во-первых, как выбрать меру телесного поста? Сегодня в Православной Церкви мы ориентируемся на Типикон, а говоря иначе, на монашеский устав. И притом устав весьма строгий, в котором помимо прочего расписана именно монастырская практика соблюдения поста. Не будет преувеличением сказать, что за многие годы в Церкви и за десять лет в сане священника я не видел ни одного человека, кто постился бы строго по Типикону, учитывая все ограничения. Примером такой строгости могут служить предписания о полном отказе от пищи и пития до среды первой седмицы, кроме того, даже в большинстве остальных дней пищу можно принимать лишь один раз в сутки. Откуда такая строгость? Как я уже говорил выше, еда в древние времена была дороже, ценилась намного выше, заработка многих людей едва хватало на самый скудный стол. А значит, в самом простом и бытовом смысле она была «в сердце», мыслях и уме множества христиан. И пост был временем, когда от этой зависимости человек пробовал оторваться.
Но наше время сытнее. Мы насыщаем себя не только за обеденным столом. У нас интернет, книги, театры, кинофильмы, сериалы, социальные сети, мир IT-развлечений, доступный спорт. Глаза иногда разбегаются от изобилия. Времени не хватает на всё. Да что уж, если совсем откровенно, подчас времени не хватает даже на самое главное. На храм, на родных, на друзей, на развивающий труд над собой. И вот тут мы и приходим к тому, чему пост может научить современного христианина. Пост может и должен учить контролировать самый главный и самый ограниченный ресурс — время.
Ведь какой смысл в том, если я ограничу себя в еде, но по-настоящему «голоден» я не стану. Если я буду насыщать себя просмотром бесконечных новостей, споров, обсуждений и так далее. Если «голод» утолять не вкусным ужином, а любимым и таким незначительным развлечением. И эта подмена отлично работает. Я вижу много людей, что отказываются от мясного и молочного, но это, к сожалению, почти не учит их отдавать себя Богу и ближнему. Ведь они не становятся голодны главным — жаждой Бога и правды Его. А ведь в этом и состоит цель поста: научиться сердце своё отдавать единственно достойному человека — другому человеку, а через это Творцу.
Истинный пост - развивать себя, стать добрым и ответственным и этим делиться с миром, а значит с Богом.
Ведь к Нему нет других дорог, кроме как через заповедь любви к творению: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20).
Но всё это лишь слова. Какой же может быть практика? И тут куда сложнее. Потому что у каждого «сокровища» свои. Каждый, кто всерьез вглядится в себя, найдет ту суету, мелочность, пыль, что превращает жизнь в круговорот бессмысленных, одинаковых будней. Из часа в час, изо дня в день, из года в год.
У каждого своё. Поэтому и я расскажу о себе. Но не о тех продуктах, что я буду есть, ведь все церковные уставы сегодня легко найти. Об ограничениях иного толка.
Итак, я откажусь от просмотра политических новостей, от радио в машине, от большей части любимых развлечений вроде многосерийных фильмов по вечерам. А освободившееся время постараюсь потратить на тех людей, что окружают меня. Я выбрал книги, которые прочту со своими дочерьми. Выбрал несколько мест, что мы вместе посетим. Составил списки людей, о ком буду ежедневно молиться. Перечитаю несколько раз Евангелие. Я нашел сборник упражнений по грамматике английского языка (а я не люблю именно грамматические упражнения и постоянно пытаюсь им уделять меньше времени в работе над поддержанием своего уровня) и решил посвятить ему тоже определенное время. И множество подобных, казалось бы, не самых глобальных вещей, которые, однако, и составляют плоть и кровь жизни. И на что, к сожалению, не всегда хватает сил в изматывающей суете.
Повторю, время сегодня самый ценный ресурс. С радостью мы его тратим только на то и на тех, кого любим по-настоящему. Суета незначительного ворует время, оставляя после себя пустоту. Великий пост — прекрасный период, когда стоит попробовать немного строже контролировать себя. Отдавать минуты, часы, дни и годы людям и Богу. Ведь это тот единственный дар, принося который, человек не беднеет, но обретает сокровище нетленное, Божье. Да поможет всем нам Господь жить жизнью полной, добродетельной и ответственной.