Подлинная Украинская Церковь выстояла
— Результат этого «объединительного собора» вряд ли стал для Фанара благоприятным, поскольку теперь патриарху Варфоломею придется вручать Томос и служить с ряженым в митрополита молодым человеком, который в действительности даже и дьяконом не является.
Но Варфоломей должен объявить его перед всем миром именно митрополитом Киевским (притом, что в Православной Церкви уже есть законный, признанный всеми митрополит Киевский и всея Украины – Блаженнейший Онуфрий, никаким церковным судом ни за какую вину не осужденный). Сильнее изобличить и дискредитировать себя Константинопольскому патриарху в этой ситуации, наверное, и невозможно.
Думаю, Фанар делал ставку на других кандидатов – на своих «экзархов» или на бывшего митрополита Винницкого Симеона, то есть на тех, кто хотя бы имел каноническую хиротонию. Но М.И. Денисенко («патриарх Филарет») вопреки желаниям Фанара смог использовать свой численный перевес на собрании и настоял на кандидатуре своего выдвиженца.
В результате, фактически, мы имеем лишь смену вывески филаретовского «Киевского патриархата», который смог, наконец-то, подмять под себя своих давних конкурентов из другой раскольнической организации (так называемой УАПЦ) и принять несколько предателей из канонической Украинской Православной Церкви.
При этом Денисенко как именовал себя патриархом, так и продолжает именовать, и не скрывает, что новоизбранный «предстоятель ПЦУ», «митрополит Епифаний» — фигура чисто декоративная, предназначаемая сугубо для внешнего употребления.
Не думаю, что другие Поместные Церкви поспешат с признанием этой новой структуры. В дальнейшем, конечно, всем им надо будет определиться со своей позицией. С точки зрения Русской Церкви, эта структура как была безблагодатной псевдоцерковной организацией, так ею и осталась. Соответственно, вступление с ней в полноценное общение (не просто протокольное, а настоящее церковное – молитвенное и евхаристическое) будет означать смешение с этим безблагодатным сообществом, вплоть до низвержения в подобную же безблагодатность.
И, конечно же, другие Поместные Церкви не могут этого не понимать. Для них признание этой новой псевдоцерковной структуры, вступление с ней в евхаристическое общение будет означать неминуемый разрыв не только с Русской Церковью, но и вообще с церковным каноническим преданием. Поэтому им надо будет очень хорошо подумать, надо ли это делать.
Для нашей же Церкви главный итог действа, которое произошло 15 декабря в Киеве, заключается в том, что подлинная Украинская Православная Церковь выстояла, несмотря на колоссальное давление, которое оказывалось на нее. Давление и дальше будет возрастать, и, возможно, не все устоят. Но все-таки то, что в этот решающий момент в раскол отпало лишь 2 архиерея из 90 – по-своему, конечно, впечатляющий результат. Как уже было по этому поводу отмечено, процент ренегатства оказался в разы меньше, чем в апостольской общине (там был один предатель из 12 человек, здесь – 2 из 90, то есть соотношение – 1 к 45).
Таким образом, в каноническом плане на Украине для нас ничего не изменилось. Существует благодатная Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, и существует безблагодатное раскольническое сообщество, которое на бумаге объединилось в единую организацию, но на практике еще посмотрим, как у них это объединение пройдет (в свое время многие раскольники бежали в так называемую УАПЦ, лишь бы быть подальше от Денисенко, теперь они снова оказываются под ним).
Что меняется серьезно, так это отношение к Фанару. Если еще этим летом вопрос – является ли православной так называемая Вселенская патриархия – казался почти нелепым, то теперь он уже не просто таким не кажется, но и получает всё более однозначный ответ: нет, не является.
Записала Ольга Лунина